Памятнику на горе Соколиха в Пскове прописано лечение
На памятнике Александру Невскому и его дружине на горе Соколиха в Пскове продолжаются противоаварийные работы, начатые в конце минувшего года. Памятник, посвящённый легендарной битве на льду Псково-Чудского озера, состоявшейся 5 апреля 1242 года, был открыт 24 июля 1993 года. И, кажется, тридцать лет, которые памятнику исполнятся в следующем году, для бронзовой скульптуры совсем небольшой срок, чтобы его уже ставить на противоаварийные работы.
Бронзовый век продолжается
Бронза - сплав волшебный и по своим качествам, и по практичности, и по простоте работы с ним. И даже нам, студентам, лекции по технологии металлов про бронзу слушать было интереснее, и кольца, перстни из бронзовых гаек на практике точить тоже было необычно – можно колечко сделать и под белое золото, и под красное, и под обычное. И не случайно Бронзовым веком мы называем огромную и длительную эпоху человеческой истории, когда бронзовый сплав реально помог человечеству выжить. Бронзе давно пора самой поставить памятник, и рано или поздно это обязательно случится. Но пока мы будем считать таковым все бронзовые композиции, которые изготовлены в мире.
Монументы из бронзы отличаются прочностью и долговечностью и, по уверениям специалистов, могут без проблем отстоять пять столетий и больше. И даже естественное окисление наносит бронзовым монументам не вред, а даёт пользу – образующаяся патина защищает поверхность скульптуры от разрушения. К тому же бронза из-за своей пластичности позволяет создавать монументы сложных конструкций, к которым относится и памятник Александру Невскому и дружине в Пскове. Правда, возводить их могут довольно долго – тоже из-за особенностей технологии. Медного всадника в Петербурге француз Этьен Фальконе начал создавать в середине октября 1766 года, двенадцать лет он бился над монументом – и в результате памятник всё равно остался недоделанным – скульптор собрал вещички, прихватил все чертежи и технические разработки памятника и сбежал во Францию.
На фото: открытие монумента Петру Великому. Гравюра А. К. Мельникова с рисунка А. П. Давыдова, 1782 г.
Доделывали без него – на это понадобилось ещё больше четырёх лет. А всего на создание памятника ушло почти шестнадцать лет – его официально открыли лишь в августе 1782 года. Так что возведение псковского монумента на горе Соколиха за семь лет – это совсем немного по меркам бронзового скульптурного литья. И надо отметить, в монументальной скульптуре Бронзовый век никогда не заканчивался.
Слабые места
Мог ли памятник Александру Невскому и дружине пострадать за минувшие тридцать лет? К сожалению, да. Такие огромные монументы даже из долговечной бронзы и после установки всё равно должны находиться под особым вниманием: оригинальность проекта, огромный вес конструкции, расположение на высоком ветреном плацдарме, где ветры носят массу пыли и песка, могут создавать реальные проблемы.
На фото: Будда Вайрочана в храме Тодай-дзи, wikipedia.org
Так, огромную статую Будды, стоящую в японском храме Тодайдзи, несмотря на её расположение в защищённом месте, всё равно постоянно очищают от пыли с помощью альпинистов, потому что и пыль тоже может послужить причиной коррозии.
Нельзя сбрасывать со счетов возможные ошибки и изъяны при изготовлении, да и бронза, как любой металл, может вести себя непредсказуемо. При возведении того же Медного всадника, например, были допущены ошибки, ставшие позже большой проблемой. В 1976 году при обследовании памятника были обнаружены трещины, которые раньше были не видны, но их причиной, как предположили советские специалисты, мог стать «пережог» металла в момент изготовления монумента. Любой грамотный специалист или технолог знает, что при работе с бронзой на всех этапах нужно внимательно и даже придирчиво следить за всеми технологическими моментами: за количеством легирующих компонентов, связывающих добавок, за температурой в плавильной печи и в самом сплаве. Русские мастера, которые сначала работали с Фальконе, а после его отъезда принявшие к доделке монумент, могли до конца так и не узнать от француза все нюансы и секреты работы с бронзовым литьём. Отсюда и возможные ошибки, которые приводят к необходимости реставрационных работ.
Кроме того, бронзовые скульптуры страдают и от неправильного обслуживания, в результате чего могут лишиться, например, защитной функции естественной патины. А искусственная патина, которой одно время было модно покрывать памятники после стравливания кислотой естественной патины, не даёт основной защитной составляющей - слоя куприта. Это, кстати, интереснейший минерал класса оксидов по своим свойствам. Куприт получался одновременно при заливке на воздухе раскалённого сплава, в составе которого большая часть меди, в модельные блоки памятника. В результате депатинирования и покрытия памятника искусственной патиной на поверхности начинает рождаться так называемая «дикая» патина. А она в отличие от естественной способствует разрушению поверхностного слоя и появлению коррозии. Поэтому даже у бронзы есть свои – «бронзовые» болезни. А есть ещё и сварные швы, и рама монумента, изготавливаемая тоже из металла, и если она не защищена от проникновения дождевой воды, то коррозия появляется уже и внутри памятника. И это ещё не все слабые места бронзовых монументов.
Памятники тоже болеют
Грандиозный монумент на горе Соколиха выполнен из бронзы и меди. Его отливали отдельными частями в заводских условиях Всесоюзного художественно-производственного объединения Министерства культуры СССР имени Е.В. Вучетича в Москве. После транспортировки в Псков и доставки к месту сборки элементы монтировали к внутреннему металлическому каркасу. Прапоры (флаги) были сделаны из листовой меди.
В заключениях экспертов, которые в минувшие годы подвергли псковский монумент на Соколихе обследованию, сделаны неутешительные выводы. Общее состояние – «ограниченно-работоспособное» (неудовлетворительное). На всей поверхности монумента обнаружены следы коррозии, «дикая» патина». В перечне дефектов достаточно, вот лишь часть из них: коррозия сварного шва, участки коррозии бронзовой облицовки, трещина в бронзовом основании монумента, трещина по сварному шву бронзы основания монумента, интенсивная коррозия металлических уголков, двутавров, фасонок, интенсивная коррозия металла труб из которых изготовлена рама памятника. Серьёзную озабоченность специалистов вызывают и флагштоки с прапорами, которые стали одной их оригинальных особенностей всей композиции. Они тоже разрушаются. Часть флагов имеют многочисленные трещины и разрушения медной обшивки, коррозию несущих элементов каркасов. Из-за регулярных сильных порывов ветра крепление прапоров было нарушено. Ещё в 2019 году составленным актом крепление флагов было признано аварийным. Тогда же были проведены первоочередные противоаварийные и консервационные работы. Проблемы есть и в гранитной части основания монумента. Так, плиты первой ступени постамента с южной, северной и западной сторон с момента установки памятника сместились, между ними образовались щели шириной 20–35 мм. Все выводы экспертов есть в открытом доступе.
В строительных одеждах
У Медного всадника в Петербурге, о котором мы говорили в начале, тоже были выявлены немалые проблемы. В 1976 году, то есть спустя 194 года после установки, в памятнике были обнаружены трещины. Но когда они появились на самом деле – сказать сложно. Тогда же была проведена первая реставрация. А в октябре минувшего года один из символов Петербурга вновь поставили «на ремонт», который длился до конца января нынешнего года. Дефекты частично похожи на те, что обнаружены у памятника на горе Соколиха: коррозия, мелкие трещины, расхождение плит. Как раз в эти дни с памятника на Сенатской площади снимают строительные леса, и он предстанет миру обновлённый. Реставраторы спешили закончить все работы к началу юбилейного года – в 2022 году Петру Великому исполняется 350 лет со дня рождения.
В Пскове же памятнику понадобятся длительные работы. Необходимо очистить от коррозии участки бронзовой и медной облицовки монумента, делать это придётся с применением специальных веществ. Для последующей защиты поверхности монумента от коррозии авторами проекта реставрации предложено использовать современный раствор, который при соединении с солями одновалентной и двухвалентной меди отреагирует образованием полимерного слоя, не растворяющегося в воде и устойчивого к высоким температурам до 200°С. В списке необходимых работ также: наложение сварочных швов на участки облицовки с трещинами, очистка гранитной облицовки от подтеков окислов бронзы, реставрация несущих металлоконструкций каркаса монумента, установка в проектное положение гранитных плит первой ступени основания монумента, которые сдвинулись с первоначального положения, устройство на трубах флагштоков защитных фартуков из листовой стали и специальных поребриков для предотвращения попадания дождевой воды внутрь монумента.
Что касается длительности работ, то при знакомстве с проектной документацией мы увидели такие даты: «Разработка проектной документации на проведение работ по ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования. Сроки работ: декабрь 2020-декабрь 2024 гг. Проведение работ по ремонту, реставрации и приспособлению объекта культурного наследия для современного использования. Сроки работ: январь 2025-январь 2028 гг». Придётся набраться терпения. Впрочем, такие значительные объекты привлекают к себе внимание, даже будучи в строительных лесах.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Псковское форсирование – подвиг и его след
К тайному пристанищу Ганнибала
Кто же его так поставил, «он же памятник»…
Поделиться с друзьями: