Интернет-газета. Псков
16+

Подальше от блокады на колёсном пароходе

26 января 2021 г.

8 сентября 1941 года немецкие войска, наступавшие с юга к полуокружённому Ленинграду, прорвались к Ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург и полностью перерезали сухопутные коммуникации, связывавшие Ленинград с остальной страной. Началась борьба за город в условиях жесточайшей блокады, которая продлилась 872 дня – до 18 января 1944 года.

На фото: Дети из ленинградского интерната №7 на прогулке, 21.09.1941. Автор: Павел Машковцев. Источник: waralbum.ru

Но блокада Ленинграда – это не только героизм защитников и самоотверженность жителей, оставшихся с родным городом в самые тяжёлые для него дни. Ещё это тысячи спасённых жизней, среди которых множество детей – их спасали в первую очередь и в первую, и во вторую, и в третью волну эвакуации – всего из города с 29 июня 1941 года по октябрь 1942 года было вывезено около 1,5 миллионов человек и 133 предприятия. До сих пор блокадные дети, уже далеко в зрелом возрасте, вспоминают, кто отрывками, кто очень ясно, свой путь из находящегося под ударом города. Маршруты эвакуированных из города Ленина людей – просто поразительны, ленинградцев приняли в разных областях и республиках Советского Союза, далёких от войны.

И самое удивительное, на бескрайних просторах бывшего СССР продолжают появляться штрихи той невообразимой, не имеющей аналогов, операции по спасению гражданского населения. Вот, например, каким в августе 1941 года был спасительный маршрут школьников ленинградской школы №300: с Московского вокзала Ленинграда поездом до Ярославской области - пересадка на пароход и отправка вниз по Волге, у устья Камы – пересадка на другой теплоход и переход до Сарапула, где школьников, среди которых большинство были младшеклассниками, вновь посадили на поезд до Перми. Сложно представить, что пережили совсем юные мальчики и девочки в этом тяжелейшем даже для взрослого человека путешествии, которое длилось больше месяца. К Сарапулу подходили, когда на реках уже появлялся лёд. И ведь многие из них ехали без родителей, на попечении сопровождающих учителей и воспитателей.

 «Дети почти всё время просидели в трюме, изредка выходя на палубу, - цитирует слова  Людмилы Трубниковой, бывшей маленькой эвакуируемой ленинградки интернет-издание fishki.net. - Она  запомнила, что судно было тихоходное и шумное, но главные воспоминания того времени - это голод и страх неизвестности. «Такая была обстановка... Без еды, без всего, больные все были. Конечно, было тяжело. Кусочек хлеба получишь и знаешь, что до вечера больше вообще ничего не будет, - рассказала изданию свидетельница тех событий».

На фото: колёсный параход "Вера Фигнер" (в центре). Источник: fishki.net

Спустя почти восемьдесят лет пермские дайверы обнаружили на дне реки Сылвы тот самый пароход, на котором перевозили и эту группу ленинградских школьников, и многих других ленинградцев, эвакуированных подальше от войны. Это был колёсник «Вера Фигнер» - именем известной революционерки судно назвали в 20-е годы, ещё при её жизни. Построен же корабль был в 1904 году. Судно прожило интересную большую жизнь и в десятилетия перед войной, и в годы войны не только перевезло тысячи эвакуированных граждан, но и входило в состав флотилии, обеспечивавшей воинские части, воюющие на Сталинградском фронте. Работала «Вера Фигнер» и после войны - на протяжении полутора десятка лет после Победы помогала советским людям восстанавливать народное хозяйство. Кстати, сама революционерка Вера Фигнер умерла в Москве от пневмонии в возрасте 90 лет почти через год после начала ленинградской эвакуации - 15 июня 1942 года, и она вряд ли узнала, что пароход с её именем на борту, стал участником операции по спасению тысячи жизней.

На фото: Вера Фигнер в 1930-м году. Источник wikipedia.org

Об особенностях экспедиции пермских дайверов уже можно посмотреть видеофильм. Состояние парохода, покоящегося на дне Сылвы дайверы описывают коротко: «Третьей палубы нет, вторая целая, нос оторван, корма – целая». А на вопрос: почему в предзимнее ненастье этим занимаются, руководитель экспедиции пермских дайверов Андрей Кенкурогов объяснил: «Ближе к зимнему времени года прозрачность воды самая лучшая, летом здесь ничего не будет видно, а зимой можно исследовать».

На фото: руководитель экспедиции пермских дайверов Андрей Кенкурогов. Фото: кадр из видеофильма «Затонувший пароход «Вера Фигнер» 

Погружений будет не одно, но на первых этапах задачи стояли следующие: «Погружаемся на 12 метров, там стартовая точка - лестница, потом идём дальше – наша задача сделать видеосъёмку трубы и всех паровых механизмов, далее находим рулевое и надо обследовать, что внизу под рулевым, и после этого всю акваторию в радиусе 20-30 метров», - рассказывает Андрей Кенкурогов.

 «Пароход лежит на киле на глубине 18 метров, надстройки у парохода разрушены… Сейчас мы будем нырять в носовую часть, и если условия позволят, мы с напарником зайдём в трюм», - говорит о своей задаче Анатолий Марков, инструктор по дайвингу и участник экспедиции.

На фото: буем отмечено место, где на дне лежит затонувший пароход. Здесь и ниже кадры из видеофильма «Затонувший пароход «Вера Фигнер»

Исследованием затонувшего корабля занялись и специалисты «Центра подводных исследований» «Русского географического общества»: «Мы надеемся, что появится возможность поднять наиболее интересные детали, например, рынду, штурвал, якорь, рундуки, куски обшивки. В дальнейшем пароход мог бы стать не только историческим объектом, но и объектом для технического дайвинга, для обучения начинающих водолазов. Поднять его не представляется возможным - он слишком большой, да это и нецелесообразно», - говорит исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.

И в том, что дайверы отыскали на дне реки Сылвы затонувший в 1966 году пароход, есть конкретный знак. В дни очередного празднования прорыва блокады и накануне восьмидесятилетней годовщины начала Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда как можно больше эпизодов того героического периода должны открыться, стать свидетельствами и памятными вехами подвига советского народа. Исследовательские работы на дне Сылвы, как обещают специалисты, будут продолжены.

Местные пермские историки и археологи считают, что поднятые находки и результаты архивных исследований могут стать основой для новых музейных экспозиций. Уже есть планы совместных проектов, в которых готовы участвовать Музей обороны и блокады Ленинграда (СПб), музей «Дорога жизни» (Осиновец). На берегу Сылвы появится памятный знак, посвящённый восьмидесятилетию операции по спасению ленинградцев. В его появлении заинтересованы и выжившие дети, и их потомки, живущие сегодня и в Пермском крае, и в городе на Неве.

А жизнь колёсного парохода «Вера Фигнер» теперь тоже не окажется забыта. Специалисты Центра подводных исследований РГО сделали большое количество фото- и видеоматериалов и обещают, что из всех материалов получится большой документальный фильм о необыкновенной судьбе парохода.

Анна ЗАВЬЯЛОВА

На фото: кадры из видеофильма «Затонувший пароход «Вера Фигнер»,

 «Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Антарктиду по-прежнему штурмуют русские

Точно установлено место гибели Героя Советского Союза Михаила Харченко

Вернётся ли Глеб Травин в Псков героем?

769 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу