Северный морской путь: нам в своей воде не холодно
Когда Вениамин Каверин в 1936 году писал свой знаменитый роман «Два капитана», его главный герой – Санька Григорьев, волею писательской судьбы, совпадений, обстоятельств, с детства прикоснулся к теме освоения Севера, а позже стал полярным лётчиком, нашедшим экспедицию капитана Татаринова, которая шла маршрутом будущего Северного морского пути. Но писатель лишь подчеркнул силу притяжения Севера для русских людей, констатировал факт большой работы, которую вела страна, чтобы Арктика стала неотъемлемой частью нашей жизни. Но борьба за Арктику продолжается. И сегодня она может стать не менее жёсткой, чем та, которую вели наши предшественники.
Накануне новой эры
Не случайно в русском языке существует устойчивое выражение «завоевание Севера» - это, действительно, было завоеванием. Суровейший климат, огромные безжизненные пространства, уникальная, но беспощадная природа – многие исследователи поплатились жизнью за свою страсть к познанию Севера. А сколько российских рыбаков, охотников, проводников, оленеводов, лётчиков, моряков - погибли в этих краях? Не сосчитать. И всё это ради того, чтобы русский Север стал обжитым, чтобы в северных водах пошли корабли, чтобы здесь смогли жить люди. Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское – это моря, которые с детства были известны каждому жителю Советского Союза – потому что это наши родные моря. Немало людей в России, которые даже купаются в этих северных волнах, словно в курортных местах юга. Потому что нам не холодно на своей земле и воде.
Северный морской путь, проторённый во льдах стараниями многих россиян – это самый короткий морской путь между европейской Россией и Дальним Востоком, который проходит по морям Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана (Берингово море). После освоения пути, создания на побережье баз поддержки, специальной инфраструктуры, Северным морским путём начали пользоваться и другие страны. Ведь от Европы до Азии здесь значительно ближе, чем идти другим морским путём - через Суэцкий канал. Количество государств, желающих использовать этот маршрут, из года в год растет. Сегодня здесь у России работают 21 обычных и 6 атомных ледоколов и эффективность их работы очень высокая. Около 11% поступлений бюджета - это доход именно от Арктики. А эксперты прогнозируют уже новую экономическую эру арктических путей.
Никому ничего не должны
Но самое интересное, что вновь появились те, кому очень не нравилось сначала доминирование Светского Союза, а теперь России в Арктике. Говоря откровенно, Россию уже просто пытаются выдавить из арктической зоны. Сначала уменьшив её присутствие здесь, а потом и вовсе полностью отжать территории. И ряд стран уже нацелились на этот результат - начали оспаривать исключительное право Российской Федерации на управление Северным морским путем.
Хотя у России достаточно и географических, и геологических, и исторических, и юридических оснований считать морское дно в своем арктическом секторе своей территорией. Освоение северных морей нашими землепроходцами и мореплавателями началось еще новгородскими и архангельскими рыбаками в средневековье. Юридические права на арктические территории были закреплены в 1916 году, а в 1926 году было принято Постановление Президиума ЦИК СССР «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». «Опротестований этого заявления другими государствами в течение длительного периода времени не было. А, значит, Арктика – российская территория, и мы не должны никому ничего доказывать. Это исторический факт», - уверен руководитель российского Фонда по защите прав инвесторов в иностранных государствах Ярослав Богданов.
«Я думаю, у России имеются исторические правооснования считать своей территорией арктический треугольник, соединяющий (с незначительными отклонениями) крайние восточную и западную точки материковой территории России с Северным полюсом», - считает юрист-международник, доктор юридических наук, профессор Игорь Зенкин.
Так как Северный морской путь – это транспортная магистраль, ведущая через Арктику, то на него отчасти распространяется деятельность такой международной организации, как Арктический совет. Членами его являются: Россия, США, Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия - то есть арктические и приарктические государства. В мае 2013 года странами-наблюдателями Арктического совета стали Япония, Китай, Сингапур. Страны Евросоюза и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона также активно интересуются уникальной транспортной магистралью.
Нужно отметить, что почти все страны, кроме Финляндии и России, входящие в Арктический совет, являются странами НАТО. Этот факт ставит Россию в довольно сложную ситуацию. И в дальнейшем может привести к конфликту интересов Североатлантического блока и РФ. США уже настаивает на том, что Россия угрожает арктическим территориям альянса и будто бы планирует постепенное вытеснение из этого региона другие страны. В связи с этим происходит наращивание военных сил НАТО в Арктике, и в частности вдоль Северного морского пути. А в самой Америке озвучивают планы по созданию Атлантического флота. Кому это морское соединение собирается противостоять и что оспаривать – понятно.
Это не игра в «монополию»
Но давайте разберёмся, что же такое Северный морской путь. Это не просто трасса, которая может быть обозначена на картах, как какое-то сухопутное шоссе. Для того чтобы корабли могли ходить северным маршрутом, предусмотрен особый режим, правила которого определяет Россия. Они выстроены на основании норм международного права, учитывают правовой режим территориального и внутреннего морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также норм национального законодательства РФ.
Так в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации в статье 5.1 установлена акватория Северного морского пути. Но это не единая неподвижная линия на карте, это территории, по которым путь может проходить. Статья кодекса определяет лишь координаты местностей, где прокладывается маршрут. Нельзя забывать, что это Арктика, морские потоки здесь неустойчивы и их направление во многом зависит от внешних факторов: замерзания морей, погодных, гидрологических и иных условий. Большая часть акватории Северного морского пути не имеет единой фиксированной трассы и круглогодично простирается в территориальных водах РФ. А точнее: либо в границах территориального моря (12 морских миль), либо в границах исключительной экономической зоны (200 морских миль) или континентального шельфа РФ.
Иностранные суда в любом случае не смогут пройти весь СМП без согласия России на их пропуск через свои суверенные территории. Кроме того неарктические государства не смогут осуществлять свою деятельность в регионе без согласия прибрежного арктического государства. Ведь оно должно предоставить свою территорию для швартовки иностранных судов, обеспечить суда средствами связи, а в случае стихийных бедствий проводить спасательные операции или природоохранные действия. То есть взять на себя ответственность за создание условий комфортного и безопасного использования пути. Уже долгие десятилетия Россия сохраняет монополию по организации судоходства в этой зоне – так определяет этот вопрос Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, в статье 234 «Покрытые льдом районы». В статье оговаривается и ввод разрешительного порядка прохода судов, и необходимая конструкция судов, и обязательная лоцманская проводка. А Конвенция ООН по морскому праву 1982 года - до сих пор признаётся в мире одним из главных международно-правовых документов.
Фактор риска
И только один фактор может вмешаться в установленный порядок. Он природный - глобальное потепление. По данным исследователей уже через двадцать или тридцать лет Арктика рискует лишиться морского льда. И это может создать ситуацию, когда главный международный документ о правоосновании России на установление контроля над судоходством по трассам СМП может перестать действовать
«При освобождении ото льдов большой территории в течение года (ледяная кромка уменьшается в среднем на 10 процентов в год) статья 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 году перестанет действовать. Так, 2050 году СМП будет полностью открыт для судоходства в летний период. В этой ситуации иностранные корабли смогут свободно заходить в российские арктические моря, а российские ВС (Вооружённые силы, - ред.) не будут иметь права им препятствовать», - считают эксперты Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах и предлагают внести изменения в Федеральный закон № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», включив в него моря Северного Ледовитого океана (Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море).
«Только эти меры позволят нашей стране законодательно утвердить, что Северный морской путь в большей части проходит через ее внутренние морские воды и, благодаря этому, сохранить разрешительный порядок прохода на предусмотренных РФ условиях вне зависимости от изменяющихся природных условий, таких как отступание льдов. Вспомним недавнее происшествие с эсминцем ВМС США «Джон Маккейн», который зашел за линию российской границы на 2 км в заливе Петра Великого под Владивостоком. Тогда эсминец был остановлен большим противолодочным кораблем «Адмирал Виноградов». В случае аналогичного инцидента в Арктике, Россия не сможет вытеснить иностранные военные корабли, так как для этого у нее нет прав даже по российским законам. Именно поэтому для защиты своих морских арктических территорий России нужно срочно внести изменения на уровне федерального законодательства», – уверен руководитель Фонда защиты прав инвесторов в иностранных государствах Ярослав Богданов.
Александр ФУРМАНОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Новый российский корабль получит имя советского писателя Валентина Пикуля
Продолжается активность России на арктическом севере
Антарктиду по-прежнему штурмуют русские
Эстонцы вместе с русскими хотят вновь открыть Антарктику
Россия входит в пятёрку стран за пределами Евросоюза, поставщиков моряков для мирового флота
Поделиться с друзьями: