Очередная революция начинается из Пскова, Или зачем сюда приезжали из Минтранса России?
Одно из самых знаковых, но малозамеченных широкой аудиторией событий минувших осенних дней в Пскове – встреча большинства главных специалистов, ответственных за организацию в России дорожного движения.
Каждому место на улице
На два дня в Пскове собрались сотрудники Министерства транспорта РФ, «Научно-исследовательского института автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»), Научного центра БДД МВД России, Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству, общественной организации «Союз пешеходов», МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Московского автомобильно-дорожного госудасртвенного технического университета (МАДИ), департамента ЖКХ, транспорта и благоустройства фонда «Сколково», Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Ассоциации транспортных инженеров, общественной организации «Российская академия транспорта», общественного движения «Малый электротранспорт России», Администрации города Пскова.
Необычной была и главная тема встречи, если на языке протокола: «Развитие активных способов передвижения и средств индивидуальной мобильности в городах, как устойчивая альтернатива традиционным транспортным решениям в условиях поэтапной отмены ограничений на работу транспорта и мобильность, связанных с пандемией COVID-2019». А если проще – специалисты собрались, чтобы поговорить о новых средствах передвижения, которые раньше всерьёз практически не воспринимались. И хотя часть этих средств новыми уж никак не назовёшь – велосипеды, например, намного старше автомобилей, но в России даже эти «старички» мало воспринимаются транспортным средством, которое давно требует своего места на дороге. Правда, в последние пару лет технический прогресс очень мощно хлопнул российскую бюрократию по затылку: пора увидеть, что эпоха изменилась. На дорогах уже масса не только велосипедов, но и самокатов, электроскутеров, моноколёс, гироскутеров, сигвеев, роликов разного типа и т.д. – и все они претендуют на часть общественного пространства. Все они официально относятся к сборной категории немоторизованных средств передвижения – к моторизованным в России относят только механизмы с двигателем внутреннего сгорания. Но уже появилось и другое название для этой группы – СИМы, то есть средства индивидуальной мобильности.
Минувшая встреча в Пскове во многом характеризует сегодняшнюю ситуацию в России: власть и вся огромная система организации дорожного движения, наконец-то, не просто заметили СИМы, но и начали предпринимать какие-то действия, чтобы встроить их в общую схему дорожного движения. Если уж быть более точным, помог в этом форсмажор, связанный с коронавирусом. Во время распространения заразы, граждане стали активно использовать иные не общественные виды транспорта. Различные каналы информации продолжают передавать мнения об опасности общественных перевозок во время эпидемий. Пусть пока нет статистики, набора фактов и других данных, но боязнь автобусов, трамваев, троллейбусов и метро у многих людей уже не просто возникла, но напугала настолько, что многие горожане начали активно использовать альтернативу: средства СИМ, или вовсе ходить пешком. То есть, для того, чтобы на СИМы обратили внимание власти нужна была встряска коронавирусом. Опять, «нет худа без добра»…
Псков может стать велостолицей
На фото: Псков может претендовать на статус велосипедного города, если у него будет такая же инфраструктура как в датском городе Орхус
Теперь список требований к общественному транспорту увеличился, как минимум, на один пункт: к безопасности дорожного движения, экологической и антитеррористической безопасности, теперь добавилась – санэпидбезопасность.
Но этот пункт самый сложный для исполнения. Жители большинства российских городов на личном опыте знают, как переполняются вагоны метро и трамваев, салоны автобусов, маршруток и троллейбусов в часы пик – какая уж там безопасность. Хотя по правилам противодействия распространению COVID-2019 в салоне общественного транспорта между пассажирами должна создаваться социально безопасная дистанция 1-1,5 метров. И тогда получается, что надо либо выпускать на линии в разы больше единиц общественного транспорта, либо придумывать что-то ещё. И СИМ тут как раз может стать одним из выходов.
Кроме того, помочь разгрузить общественный транспорт может и обыкновенная грамотность в градоустройстве.
«Наша цель не ездить, а достигнуть чего-то – а этого можно добиться, если город будет правильно устроен, застроен, спланирован, если правильно будут расположены учреждения», - уверен Вадим Донченко, научный руководитель «Научно-исследовательского института автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»).
В результате появляется понимание, что надо быстро, активно и разносторонне развивать инфраструктуру общественной среды. Особенно учитывая, что этого требует и значительное переполнение улиц российских городов автомобильным транспортом. Псковичам эта проблема тоже хорошо известна.
«Над Псковом нависла новая опасность - автомобили. Многие нашествия он пережил, но эту может не выдержать», - так выразила свою активную позицию о необходимости появления в Пскове полноценной велосипедной инфраструктуры Лилия Гуцул, ставшая недавно первым школьным мэром Пскова по развитию велосипедизации в городе. Да, у молодых, как это кому бы ни показалось удивительным, формируется чёткая позиция: что им надо для безопасности в пешеходной и проезжей зоне.
Глава Администрации города Пскова Александр Братчиков на встрече отметил, что в администрации Пскова обсуждали вопрос создания полноценной велоструктуры с неразрывностью велодорожек в городе. «Важно, чтобы это было не кусками, а чтобы из любого района города можно было по ней доехать в центр, тогда жители могли бы добираться из любого конца города на работу и обратно».
Сейчас отдельными отрезками, не соединёнными между собой, в Пскове насчитывается всего около 7 км велодорожек. И трудно представить, что ситуация вдруг быстро поменяется, учитывая, что пока нет даже единого плана велосипедизации. Однако у городских властей Пскова, кажется, присутствует желание ситуацию изменить. Не случайно Псков, единственный из всех городов России, пошёл на создание Плана устойчивого развития города до 2030 года. Как и то, что город стал единственным российским участником международного проекта «Мультимодальные города. Переход к городским устойчивым транспортным системам». Вот и на эту встречу, депутат Госдумы Александр Васильев привёз проект по созданию в Пскове сети велодорожек.
«Хочется, чтобы в ближайшие 5-7 лет Псков стал если не велосипедной державой, то велостолицей северо-запада, а может и всей России», - ставят цели в руководстве городской администрации Пскова. По похожему пути создания альтернативной транспортной сети передвижения идут также в некоторых других российских городах, например, в Альметьевске и Перми. Естественно, что велосипедная инфраструктура должна давать возможность использовать её всеми владельцами СИМов.
В Пскове, двигаясь по пути модернизации городского пространства, подразумевают именно такой универсальный путь, удобный для всех категорий жителей. «Хочется, чтобы город стал маленькой песочницей, где горожане могли бы сами вылепить удобный для всех город», - образно выразилась председатель Комитета по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму Администрации города Пскова Кристина Кобызь. Помогают псковичам в этом сотрудники Леонтьевского центра: «Мы хотим сделать Псков удобной площадкой, где можно экспериментировать по разным направлениям», - говорит Ольга Якименко.
Транспортная революция одобрена
Но тут возникает другой вопрос: как в связи с новшествами обеспечить и общую безопасность движения, и безопасность самих пользователей СИМ, и пешеходов, ведь передвигаются владельцы СИМов, как правило, по пешеходной зоне.
Где-то уже предлагают ограничивать скорость передвижения этих мобильных транспортных средств, ставить камеры слежения, вводить штрафы. Во всём мире пока нет единых регламентирующих норм по вопросу использования СИМ. И тут задача должна стоять одна: не занормировать это новое перспективное направление, которое появилось, а создать условия для его использования.
«СИМ дарят нам возможность улучшить передвижение, и проблема как раз в отсутствии инфраструктуры, а не в появлении СИМ, - уверен Дмитрий Осиповский, начальник отдела организации дорожного движения Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ. - В гармоничном сочетании интересов всех участников дорожного движения – в этом Минтранс и видит свою задачу».
Понимание, у кого какие права в общественном пространстве должно быть у всех участников передвижения.
«Штрафы в отношении владельцев СИМ и водителей – это последнее дело. Пропаганда, обучение, работа в школах по этому вопросу – это первичнее, - считает Дмитрий Митрошин, начальник ФКУ «Научный центр БДД МВД России». - Надо сделать такие правила, чтобы самим владельцам СИМ, было удобно их соблюдать». При этом, по словам Митрошина, местные власти должны понимать, что, ведя работу по мобильности города, не надо забывать о безопасности. И если речь идёт о выборе между автомобилем и велосипедом – надо выбирать велосипед.
И, конечно, лучше всего создавать специальную инфраструктуру, которая и будет обеспечивать требуемую безопасность. При этом, развитие вело-пешеходной инфраструктуры – это тоже борьба за общую безопасность на дорогах и улицах, так как сокращает возникающие тяжёлые ДТП. Однозначно, ситуация требует скорейшей реконструкции дорожного движения, иначе, по словам одного из участников конференции, «с учётом развития СИМ и велосипедизации, мы получим множество ДТП и гору трупов».
На самом деле, вся безопасность на дорогах и улицах российских городов в первую очередь упирается в отсутствие финансирования. Да, есть ещё нежелание людей понимать, что на дорогах теперь не одни автомобили. Эпоха начала меняться и не замечать велосипедистов и самокатчиков теперь невозможно. Ещё будут споры, конфликты интересов, ещё много непонятного, например, к разным ли категориям относить велосипед и электровелосипед? Ролики, электроролики, скейты и т.д. – это СИМ из разных категорий или из одной? А средства передвижения, приводящиеся в движение мускульной энергией и электричеством – это одно и то же? «Мы в России в разработке всей структуры пока в зачаточном состоянии. Наверное, надо идти по пути, которым пошли когда-то другие развитые страны», - прозвучало на встрече уверенное мнение. То есть нужно вводить всё в комплексе – строить инфраструктуру, разрабатывать правила и требования, прописывать ответственность и контроль.
Простые люди и не должны замечать таких мероприятий, знать, кто с кем встречается - для россиян главное, чтобы и на дорогах, и на тротуарах, в парках и общественных зонах всем было безопасно и комфортно. И то, что произошло в Пскове, позволяет надеяться, что власти продолжат об этом не только думать, но и реализовывать. И надо отметить, Минтранс России уже подготовил изменения в Правила дорожного движения.
Можно сказать, что в Пскове одобрено начало дорожно-транспортному перевороту в России. А чтобы окончательно осознать, что в этом процессе технического развития нет ничего страшного, участники конференции встали на электрические самокаты и сами опробовали подготовленность псковских набережных и тротуаров для революционных технических преобразований. А заодно надышались и вдохновились красотами древнего города.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Эксперты знают, каким должен быть город будущего. Нужно ли это Пскову?
Поделиться с друзьями: