О тонкостях проникновения патриотизма в массы
За минувшие весенние месяцы прошло немало встреч, событий, акций, которые в отчётных документах фигурируют, как мероприятий, направленные на воспитание патриотизма. У детей, конечно... Потому что добиваться его у подросших граждан, никогда о такой штуковине не слышавших, – бесполезно. Но во всём этом многообразии пробуждающих патриотизм акций на слуху оказываются далеко не все. Да, и реальная польза есть от немногих. Складывается ощущение, что просто мода пошла на патриотизм, вот и пытаются многие следовать... И в этом вале, как обычно и бывает, пропадают, исчезают действительно важные события.
Вот, прошла в Псковской области очень интересная научно-практическая конференция «Музей и дети», на которую съехалось немало интересных и грамотных специалистов из многих регионов России. Имя уже одного Вячеслава Кошелева, доктора филологических наук, профессора о многом говорит. И место проведения её организаторы выбрали важное и многозначительное – Пушкинские Горы. И тема самая что ни на есть насущная, поскольку именно музеи – главные хранители экспонатов, традиций, судеб людей, на которых и должна строиться система воспитания юных патриотов. Но в средствах массовой информации об этом молчок. Лишь пара сообщений: на радио, да в ленте новостей.
Если региональным СМИ до этого почти никакого дела нет, то, от изданий столичных и из других областей и вовсе ждать нечего.
А ведь вопросы, которые там поднимали и обсуждали, имеют прямое отношение к тонкостям проникновения патриотизма в массы. «Очень жаль, что в зале так мало музейных сотрудников присутсвтует, которые непосредственно работают с детьми и разными социальными слоями наших граждан», - посетовала в свою очередь Надежда Василевич, начальник службы информации и международных связей музея-заповедника «Михайловское». К сожалению, проигнорировали конференцию и многие областные, городские и районные музейные работники, сотрудники системы образования. А ведь им были бы интересны и реальные проекты, которые уже удалось осуществить в разных регионах страны и зарубежья, и нюансы, с которыми приходтся сталкиваться в такой работе. Например, сотрудники Пушкинского государственного музея-заповедника «Михайловское», который принимал активное участие в подготовке и проведении конференции, были очень рады и получению новой инофрмации от коллег, и тому, что на эти вопросы сегодня вообще обращают внимание.
- Символично, что конференция проходит у нас, - считает Людмила Тихонова, заместитель директора государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». - Ведь дети являются большей частью нашей аудитории. А Пушкин нам всем нужен, чтобы укрепиться духовно.
Среди приехавших в Пушкинские Горы, представители Витебского государственного университета имении П.М. Машерова, Таллиннского института Пушкина, Новгородского государственного университета имении Ярослава Мудрого, Псковского государственного университета, Казанского федерального университета, сотрудники школ, гимназий, лицеев, в которых налажена интереснейшая работа с учащимися. Там для ребят музей – это не просто учреждение с застывшими и пожелтевшими от времени экспонатами – это часть их жизни и ежедневного познания.
- Проблема у всех музейщиков сегодня общая - как сделать музей интересным и полезным детям, как превратить экскурсии в обучающие технологии, как привлечь детей и молодёжь в музейные залы не только в качестве посетителей, но и как друзей, помощников и будщих сотрудников, - рассказывает Татьяна Зайцева, доцент ПсковГУ и директор «Пушкинского образовательного центра». – А у нас, у педагогов, есть необходимость воспитать нормальное, здоровое, интеллектуально-развитое поколение молодёжи. Поэтому наши цели полностью совпадают и работать над ними нужно, конечно, совместно.
За четыре дня конференции были заслушаны более тридцати выступлений, основной мыслью которых стала музейная педагогика. Ребята из московской 1584 гимназии рассказали, как они, побывав один раз, на долгие годы прикипели к усадьбе русского поэта Фёдора Тютчева в Овстуге в Брянской области. Как они подружились с музейщиками, и вот уже не один год в июне приезжают туда вновь и вновь, живут в усадебном флигеле, помогают в благоустройстве усадьбы, ремонте, уборке. Как они учились воспринимать историю места, как постигали археологические тайны, путешествуя по окрестностям.
Вывод из таких историй простой: хорошо бы такой опыт включался в учебный план всех школ и гимназий в России. Однозначно таким шагом можно нескольких зайцев догнать: ребята будут страну родную постигать, вырастут не «сухарями» и компьютерными жителями, музеи и усадьбы обретут помощников, и патриотизм окажется на высоте...
Кстати, у музея-заповедника «Михайловское» тоже есть опыт похожей работы с гимназиями из Таллинна и Петербурга.
- Сегодня каждый сам решает, что смотреть, читать и слушать, а не какой-то конкретный руководитель телеканала или редактор газеты. Сегодня современные обстоятельства предлагают совсем иные варианты общения, постижения реальности и пространства. И современные музеи должны нести не только теоретическую информацию для мозга, но и давать её попробовать, почувствовать, - уверен Алексей Разин из таллиннского Института Пушкина.
А молодые исследователи из Казани рассказали о своей пушкинской школе, которая создана в их гимназии. Ребята уже имеют опыт не только научной работы и исследований, но и публикации в научных изданиях. Их исследования затрагивают не только Александра Пушкина и его пребывания в Казани, но и Гавриила Державина, уроженца здешних мест. Они сами создали виртуальный музей профессора и ректора Казанского университета Карла Фукса, выступили инициаторами и активными борцами за сохранение и реставрацию дома Фукса. Сейчас он восстановлен. И это достойные результаты работы. Эти казанские гимназисты настоящие подвижники и патриоты. В Пскове тоже немало исторических домов, где жили известные личности и которые сейчас находятся на грани исчезновения или уничтожения. Возьмите, к примеру, дом в котором жил известный литературовед и преподаватель Юрий Тынянов. И где же псковские молодые подвижники из числа школьников, гимназистов, студентов? Где их инициатива и патриотизм?
Хотя ростки такой активности есть и в Пскове, и в некоторых районах области. В псковской школе №8 работает лаборатория поэта Александра Гусева. Начинала она свою деятельность, когда поэт ещё был жив, а теперь, после его ухода, продолжает работу уже и как своеобразный музей. Есть, например, идея у молодёжи сделать совестского писателя Вениамина Каверина и героев его книг, ещё одним брендом Пскова.
- Да, нужно идти вот такими малыми делами, которые и есть – дела государственной важности. Ведь именно так, шаг за шагом можно учить и воспитывать, - говорит Людмила Тихонова, заместитель директора государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Да, духовная болезнь общества сегодня присутствует, и мы долны находить варианты пробуждать чувства добрые.
По мнению заведующего кафедрой культурологии ПсковГУ Александра Голышева, который приветствовал собравшихся исследователей вместе с секретарем Общественной палаты Псковской области Валерием Павловым, в дальнейшем Пушкинские Горы могут стать ежегодной столицей широкой всероссийской акции «Музей и дети». Может, тогда на событие обратят внимание и другие средства массовой информации.
Александр ВАСНЕЦОВ, фото автора
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: