Из чьих рук морковка будет?
Кто, кого, как, чем и за сколько накормит в ближайшие месяцы
В условиях царствования пандемии и закрытых границ не только между государствами на одном континенте, но даже между районами в областях, могут оказаться нарушенными импортные поставки различной продукции, в том числе овощей, фруктов. Прогнозы усложняются и обрушившимся трудовым рынком – во многих странах мигранты, работавшие на тяжёлых и малооплачиваемых местах в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, вынуждены были вернуться в свои страны.
Точных прогнозов об окончании пандемии никто дать не может. Но уже сегодня специалисты уверены, что в Западной Европе и Скандинавии ожидается серьёзная нехватка сезонных рабочих на уборке созревшего урожая – предположительно потери могут составить до 80%.
В Эстонии уже начались настойчивые призывы обратить внимание на своё сельское хозяйство, иначе зимой на стол будет ставить нечего. Согласно оценкам «этой весной сельскохозяйственные или садоводческие предприятия Эстонии не досчитаются около 2000 иностранных рабочих», - пишет Postimees. И словами члена правления Эстонской сельскохозяйственной и торговой палаты призывает на помощь всех, кто потерял работу в результате остановки деятельности других предприятий и организаций из-за ситуации с коронавирусом: «Этим летом, в этом сезоне село просит помощи. Нужно собирать клубнику и выполнять другие сельскохозяйственные работы». Иначе Эстонии угрожает реальная нехватка продовольствия. Откликнутся ли на призывы идти на поля и в сады потерявшие работу с зарплатой в 1500 евро, если зарплата сезонных сельхозрабочих около 600 евро? Вопрос практически риторический.
Не лучше обстановка и у соседей. «Многие крестьянские хозяйства Латвии сейчас ищут рабочие руки и охотно приняли бы оставшихся без работы людей, сообщили в Совете по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций», - пишет редакция LSM.lv
К сложнейшей обстановке из-за пандемии нужно добавить невозможность спрогнозировать климатические условия в период созревания урожая. Так из-за засухи прошлого года пострадали сборы овощей в Германии, Польше, других странах. Осложнит или поможет погода нынешнего лета – это вопрос и вовсе непредсказуемый.
В России трудовые мигранты тоже были заняты в сельском хозяйстве до наступления коронавируса. И нужно отметить, что попытки не усложнять ситуацию для легальных трудовых мигрантов власти сделали, предвидя возможные трудности. Ещё в середине марта МВД пояснило, какие действия нужно совершить иностранцу для продления срока временного пребывания в России: обратиться в ближайший территориальный орган МВД или УФМС с заявлением, составленным в произвольной форме. Если истёк срок визы, её обладатели могут рассчитывать на её продление, также и вида на жительство. Трудовые мигранты также могут оформить новые патенты, и даже если нарушен срок подачи документов, административной ответственности не будет.
При этом, ситуация с противодействием распространению коронавируса ещё раз подтверждает острую необходимость восстановления и развития собственных сельскохозяйственных мощностей. В таких чрезвычайных условиях, сложившихся в мире, импортозамещение – это не просто противостояние политическим и экономическим санкциям - это вопрос реальной выживаемости населения. В таких условиях надеяться можно только на собственные ресурсы. К сожалению, это осознание приходит слишком поздно – развал советской экономики и сельскохозяйственной структуры – это огромные потери, которые не компенсировать.
Но во многих регионах начали остро понимать необходимость системы собственного хозяйствования.
Как будет реализовываться на практике это понимание, особенно после окончания пандемии, будут ли учтены ошибки, трудно предполагать - это покажут уже первые действия властей.
Пока можно сказать, что сельскохозяйственная отрасль России в эти сложные дни без перебоев и осложнений работает на обеспечение будущего урожая. Корреспонденты Pressaparte.ru пообщались со специалистами в одном из районов Псковской области, там нас уверили, что проблем в сельском хозяйстве как региональном, так и в целом по стране быть не должно.
Несмотря на объявленную пандемию и ограничительные меры, сельскохозяйственные предприятия работают бесперебойно семь дней в неделю.
И новости из регионов в Минсельхоз уже идут соответствующие: «В Коми увеличат объёмы производства тепличных овощей», «Курская область обеспечена картофелем и овощами собственного производства», «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области увеличивают выпуск социально значимых пищевых продуктов», «В Татарстане увеличат производство картофеля и овощей», «В Башкортостане растет производство товарного молока», «Удмуртия увеличит производство мяса индейки», «Оренбургская область наращивает производство картофеля и овощей», «Томская область увеличит посевные площади», «Молочная отрасль Новосибирской области наращивает производство и переработку молока», и т.д. Хорошо, если это не просто материалы, необходимые для отчёта, а приметы реального изменения ситуации в сельском хозяйстве.
Там, где каким-то чудом удалось сохранить старые мощности, можно надеяться на развитие. Хуже тем регионам, где от советского наследия в сельском хозяйстве остались совсем крохи – заросшие лесом бывшие поля, остатки фундаментов ферм и другой инфраструктуры, вымершие деревни. Вернуть сюда жизнь и производство теперь будет очень сложно – одна надежда регионы-доноры прокормят всех и в условиях закрытых границ, и позже. Либо надо полностью менять концепцию развития и регионов, и страны в целом. И вот за это понимание можно, как ни странно, говорить «спасибо» свалившейся новой реальности: с пандемией, закрытыми границами, с уехавшими мигрантами, с тревогой, поселившейся в душах людей. Осталось реально увидеть: кто, кого, как, чем и за сколько накормит в ближайшие месяцы.
Александр ФУРМАНОВ
Фото из архива газеты
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: