Бьёт одинаково. Разрыв приграничного сотрудничества отразится на всех участниках программ
Фото Игоря Докучаева
Прекращение реального сотрудничества между приграничными районами Эстонии, Латвии, Финляндии и России, которое было разорвано в одностороннем порядке со стороны стран, входящих в ЕС, почти год назад в угоду политическим действиям центрального руководства этих стран, больно ударило по всем приграничным муниципалитетам.
Если в высоких кабинетах правителей этих стран хотели представить этот разрыв, как весомую составляющую введённых санкций против России, как наказание, связанное с СВО, то этим не удивили российские муниципалитеты, участвовавшие в программах. Но этим решением, свои же приграничные муниципалитеты были ими принесены в осознанную жертву. Либо в национальном руководстве этих стран ЕС вовсе не знали тонкостей механизма, который действовал в таких проектах. Напомним, что приграничное сотрудничество традиционно рассматривалось и Россией, и ЕС как взаимовыгодный инструмент взаимодействия, лишённый какой-либо политической составляющей. И кроме решения насущных вопросов по реконструкции общественной среды, экологических проблем, культурной интеграции приграничных территорий и прочих обыденных, но необходимых задач, способствовал укреплению доверия и развитию контактов между людьми. Все совместные программы не были «собственностью» Евросоюза, а реализовались на принципах равноправия и совместного финансирования в соответствии с договорённостями между Россией, Европейской комиссией и государствами-членами ЕС.
Программы односторонне были приостановлены ЕС в начале марта прошлого года. По общим правилам, если в течение 180 дней они не были восстановлены, то окончательно должны прекратить действие. Естественно, что в развивающейся ситуации программы восстановлены не были, и, значит, на сегодня они прекращены. Со стороны властей российских регионов, которые участвовали в совместных программах, ещё в начале весны прошедшего года звучало, что работы по начатым проектам в российских муниципалитетах-участниках, будут продолжены в одностороннем порядке. «Все инфраструктурные объекты, все закупленное оборудование будут включены в планы развития, решение дальнейших задач социально-экономического развития муниципалитетов, разработки новых внутренних проектов», - пообещала в те дни глава Пыталовского района Псковской области Вера Кондратьева.
Еврокомиссия со своей стороны остановила финансирование проектов и эта ситуация негативно отразилась на тех муниципалитетах со стороны ЕС, которые выступали партнёрами в договорённостях с российскими районами. Это и латвийские Резекне, Даугавпилс, которые долгие годы очень плодотворно сотрудничали с Псковом – реализованных проектов тут целый список. Это эстонский город Нарва – за минувшие годы вместе с российским Ивангородом, муниципалитеты реализовали на своих территориях успешные проекты по программе Est-Rus по реконструкции крепостей и иных исторических объектов, прогулочных зон и общественных пространств и соответствующей инфраструктуры. Такие же примеры сотрудничества можно привести между финскими приграничными территориями и муниципалитетами Ленинградской и Мурманской областей, Республики Карелия.
На фото: по одному из совместных проектов приграничного сотрудничества в Псковской области был построен причал в деревне Толба
Когда хорошо отработанные и скоординированные отношения были разорваны европейскими партнёрами, это, конечно, сказалось на российских участниках, но и приграничные муниципалитеты с территории ЕС оказались в не менее сложном положении – им необходимо либо полностью останавливать свою проектную деятельность, либо искать новых партнёров. Хотя, для большинства муниципалитетов такие поиски ни к чему не приведут, ведь граничат они именно с российскими территориями, и любые другие проекты будут чем угодно, но только не приграничным сотрудничеством.
«Сейчас все растерянны. Непонятно, что делать, куда двигаться. Est-Rus для нас был действительно выгодным. В рамках проекта можно было легко ходатайствовать о получении денег, и мы были успешны. Сейчас мы должны смотреть, что делать», - приводят слова мэра Нарвы Катри Райк эстонские медиа. В руководстве муниципалитета лелеют надежду, что новый партнёр может найтись среди финских муниципалитетов. Но эти мечты имеют весьма шаткие перспективы.
На финских пограничных территориях, по замечаниям наблюдателей, царит ещё большее уныние, ведь там за минувшие годы основной вектор проектов был направлен на развитие туристской и торговой инфраструктуры из расчёта именно на российских туристов и простых покупателей, которые валом ехали в Финляндию и на отдых, и за покупками. Теперь эти магазины, аквапарки, шестиполосные трассы стоят пустые и финны просто не понимают, не знают, что с этим можно делать. Схожая ситуация даже в столичном Хельсинки, куда напрямую, по паромному сообщению, бывает, ездят эстонцы, но менеджеры финских магазинов, отелей, рынков, кафе и других мест отдыха не перестают считать убытки. «Эстонцы – не русские, они столько тратить не умеют. Да и едут они сюда в основном не с деньгами расставаться, а устроиться на работу и что-то заработать», - сказали нашему корреспонденту два продавца в Wanha Kauppahalli - самом популярном рынке финской столицы, рассчитанном в основном на туристов.
Фото Игоря Докучаева
Даже если Нарве удастся договориться о совместном проекте с каким-то финским муниципалитетом по развитию приграничного туризма, то при всех перспективах, это будут слабые и мало значащие начинания. А таким муниципалитетам, как Резекне, Даугавпилс – в Латвии, Тарту, Ряпина, Выру – в Эстонии, скорее всего вовсе придётся забыть о приграничном сотрудничестве, а главное о деньгах из европейских фондов, к которым привыкли в минувшие годы. По сути, разрыв приграничного сотрудничества – это санкции не только против городов и районов в российском пограничье, но и против своих же эстонских, латвийских, финских муниципалитетов. И те, и другие оказались в одинаковом положении.
Пётр БАЙК
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также по теме:
Приграничное сотрудничество. Кто о нём не знает?
Псков хотят видеть в списке городов будущего
Псков получит ещё два реконструируемых сквера в центре города
В Дедовичах подвели итоги латвийско-российского проекта для библиотек
Сообразили на троих: Даугавпилс, Цесвайне и Псков
Чтобы Псков стал лучше одних слов мало
Смените картинку перед глазами. Города северо-запада планируют жизнь после падения коронавирусного занавеса
Поделиться с друзьями: