Гузель Яхина пытается открыть глаза тем, кто в темноте
Мария ХАЗОВА продолжает вспоминать о тех, кто поможет русскому человеку пережить кризис.
Фото gazeta-licey.ru
Как-то не верилось, что нынешнему читателя может быть интересен роман о реалиях советской жизни 1930-х годов. Взять за основу историю первой волны переселенцев было смелым шагом. Популярность темы коллективизации и перевоспитания раскулаченных как класса сошла на нет уже как три десятилетия, отметившись в литературе достойными и не очень сочинениями. Тем не менее, 2015 год отечественной читательской аудитории может запомниться выходом романа именно такой направленности.
Путь к публикации был нелегким – книгу неизвестного на тот момент автора не принимали ни в одном издательстве. Гузель Яхина долгое время занималась рекламой и PR, ранее выступив в печати с двумя рассказами – «Мотылёк» и «Винтовка». Отрывки из ее романа также печатались в журнале «Сибирские огни», правда, это тоже не поспособствовало продвижению книги. Ставку на новое имя и старый сюжет решилось сделать «Издательство «АСТ» Елены Шубиной» – и время уже показало, что не зря…
«Зулейха открывает глаза» – под таким заглавием и был издан роман, быстро ставший популярным среди читателей. Один, второй, третий положительный отзывы, очень кстати процитированный диалог из романа в случайном разговоре: «Могу набросать вам по памяти фонтан слез два месяца жил там, ловил струение воды по мрамору… – Струение – некорректное слово, Илья Петрович. Его не существует. – Как же не существует, если я его все-таки поймал?», активное обсуждение на форумах, потом присуждение главной литературной премии года – и скептицизма в отношении книги значительно поубавилось.
Объяснение успеха дебютного романа молодой писательницы можно было бы списать на грамотно проведенную рекламную кампанию. Но достаточно вчитаться в первые главы, чтобы проникнуться доверием к тексту и понять, что с тобой говорит автор, безусловно, одаренный.
Героиня, молодая татарка, для которой слово мужа – высший закон, а единственная отрада и надежда – вера в покровительство духов и заступничество Аллаха в одночасье лишается семьи – «красноордынцы» убивают ее Муртазу, а саму ссылают на вечное поселение в Сибирь. Судьба Зулейхи развенчивает мифы, которыми века жили женщины ее среды. Ей была понятна только смерть – к тридцати годам, из которых половину она посвятила мужу, героиня пережила кончину четырех дочерей. Она не становится счастливой и в ссылке, но там избавляется от старых страхов, от ужаса перед неизбежным умиранием всего живого. Воспитанной в мусульманской традиции героине лишиться мужа и возможности вести скрытую от посторонних глаз жизнь значило потерять честь, обречь себя на вечный стыд и раскаяние за невольную вину.
С рождением сына Зулейха приобретает иное мироощущение – отрадой и смыслом существования становится материнство, ее оправдание перед собой за попранные заветы родителей.
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА
С детства героине памятна легенда о мифической птице Семруг, очень любимая подрастающим Юзуфом. Эта фольклорная вставка объясняет авторский замысел – люди, которых революция и гражданская война сделали непримиримыми врагами, перед угрозой смерти начинают иначе смотреть на величайшее из дарованных им благ, возможность жить. В суровых условиях тайги выжившие уже не те, кем были на Большой земле – люди обретают иное понимание мира.
В легенде речь идет о птицах, которые слетелись со всей земли на торжество, чтобы веселиться и радоваться жизни. Вот только праздника не получилось, начали ругаться и ссориться, пока один из стаи не предложил выбрать мудрого повелителя, который бы правил всеми. Решено было просить о милости шах-птицу Семруга, вестника счастья и справедливости.
Долгим был их путь, через семь долин и семь морей. Много опасностей ждало птиц на нем, и не все выдержали его тяжести: одни погибли, другие вернулись домой.
В Долине исканий погибли птицы, которые жили без цели.
В Долине любви остались бездыханными те, кто испытал неразделённую любовь.
В Долине познания погибли те, кто не был открыт для новых знаний.
Долина безразличия стала местом успокоения не познавших душевной гармонии.
В Долине единства каждый ощутил себя всем и все – каждым, и тогда показалось, что счастье уже близко.
В Долине смятения странникам пришлось задуматься над смыслом своей прежней жизни, чтобы затем, пройдя это последнее испытание, обрести истину в Долине отрешения, над которой царило вечное безмолвие.
«И поняли птицы, что достигли чертогов Семруга, а по растущей в сердцах радости почувствовали его приближение. Глаза их сомкнулись от наполнившего мир яркого света, а когда раскрылись – узрели лишь друг друга. В этот миг они постигли суть: они все – и есть Семруг. И каждая по отдельности, и все вместе».
Подобно легендарным птицам ищут правды сильные духом герои Гузели Яхиной – ссыльная Зулейха Галиева и комендант поселка Иван Игнатов. Истина их существования открывается в любви, сохраненной за годы страданий и напомнившей о себе в тот момент, когда им больше нечего ждать от жизни. Финал открыт, автор познакомила читателя с одним из преданий своей семьи и по-женски мудро ставит точку, не добавляя ничего к рассказанной истории. Остается ожидать экранизации романа – такую перспективу Гузель Шамилевна не отрицает.
Мария ХАЗОВА,
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Продолжение обязательно будет... Ждите!
Читайте ещё о тех, кто может помочь человеку пережить кризис:
Те, кто русскому человеку помогут пережить кризис. Виктор Пелевин
Захар Прилепин: о простых русских вопросах
New Wave русской литературы: о чем же пишет Владимир Сорокин?
Кому на Руси жить хорошо: поиски Романа Сенчина
Поделиться с друзьями: