Интернет-газета. Псков
16+

Захар Прилепин о простых русских вопросах

10 января 2016 г.

Мария ХАЗОВА продолжает вспоминать о тех, кто поможет русскому человеку пережить кризис.

Уроженец провинции, нижегородец Прилепин, что называется, в теме проблем жителей глубинки. Отсюда его активная жизненная позиция и четкое понимание закономерностей русской жизни, которые подтверждаются совершенным некогда политическим шагом – вступлением в ряды Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова.

Патриот-радикал Евгений Лавлинский (настоящее имя автора) по собственному признанию в одном из интервью, сохранил веру в «коллективный разум народа», в ту силу, которая должна возродить русскую нацию и в жизни занимается активным продвижением своих идей. В книгах, если верить критикам Прилепина, он делает тоже самое. Читатели благодарны ему за понимание: писатель говорит на простые и знакомые темы. Правда, так, что у многих после прочтения открывается новое зрение. Это не значит, конечно, что книги Прилепина с  их подчас революционной патетикой (роман «Санькя») заставляют людей идти на улицы. Хорошая литература стоит выше идеологической пропаганды. 

Общественная ситуация задает тон произведения, но не определяет его смысла и его ценности. 

В книгах Прилепина ощущается созидающее начало, которое он противопоставляет всеобщему хаосу и цинизму, разрозненному и мозаичному сознанию своих современников. Не потому ли так близки читателям Прилепина герои его книг, что они так органичны для нашего мира? В каждом слове и деле они плоть от плоти той реальности, в которой живем и мы. Судьбы многих его героев связаны с чеченским конфликтом («Патологии») и политическими демонстрациями («Санькя»), на их счету - годы, проведенные в тюрьмах и лагерях («Обитель»), в их душах – выстраданная боль и память о светлых моментах радости. В простоте, с которой они воспринимают мир, есть что-то подкупающее.

Герой романа «Санькя» – член оппозиционной партии с говорящим названием «Союз созидающих» (тут желающие могут провести параллели с НБП и историей отношений автора с ее лидером, - авт.). Не из убежденности в том, что пора строить новое государство, вступает он в эту организацию и занимается антиправительственными выступлениями – по другой причине, той же, что у многих его товарищей: «в поисках того, кому мы нужны как сыновья». Для них невыносимо ощущение безотцовщины, заброшенности, забытости; а молодость заставляет искать способы напомнить о себе обществу. Они идут на улицу, на демонстрации, доказывая свою правоту, рискуя, готовые погибнуть. Они любят – матерей, девушек, они ценят свою память и свою историю – и потому выбирают для себя такой путь. «Революция», «любовь», «война» – лозунги, с которыми они выступают на площади столицы в первой сцене романа.

С опытом приходит мысль о своей роли: Саша перестает воспринимать себя только частью социума, одним из молодых и злых, для него человек уже «огромная, шумящая пустота, где сквозняки и безумные расстояния между каждым атомом». Мы «живем внутри страшной, неведомой нам, пугающей нас пустоты. Но на самом деле мы дома, мы внутри того, что является нашим образом и нашим подобием», – говорит герой. В его мире эти лакуны заполнены ощущением грядущих перемен. Какими они будут – он не знает, но твердо уверен в их необходимости. Финал романа открыт - с автоматом в руках, стоя у окна, захваченного здания администрации, Саша прислушивается к себе – что-то ждет его в будущем?

Выход книги почти десять лет назад вызвал много откликов. Один из них – от Петра Авена, русского бизнесмена и олигарха, обвинившего Прилепина в «нравственно порочных и социально неэффективных» взглядах. Писатель, размышляя уже в рамках этого спора, о причинах революционного движения в нашей стране, тогда встал на позицию обычного человека, занятого мыслями о том, как выжить и обеспечить свою семью. Полемика давняя, но проблема, которая тогда стала камнем преткновения, сегодня, кажется, только усугубилась. 

Тем не менее, общее настроение книги не подавляет читателя. Многое пережито героями книги, многое понято – значит, жизнь проходит не зря. 

Двумя годами позже, в 2008, Прилепин издает сборник рассказов, названный, как одно из произведений – «Ботинки, полные горячей водкой». Ниже подзаголовок - «пацанские рассказы», который укрепляет читателя в доверии к автору: да, - говорит он, - речь пойдет о вас, молодых ребятах, открытых миру, смелых, уверенных в своих силах, способных на эпатирующие жесты, подобные тем, что описаны в одном из рассказов. Став свидетелем ссоры двух друзей, сторонников разных политических взглядов, и покинутый ими в кафе, один из героев, вспоминает о чьем-то полезном совете: чтобы разносить новые ботинки, их нужно залить горячей водкой – и проверяет его действенность тут же, за столиком. Ситуация анекдотична, как и многие сюжеты из этого сборника, но, как и другие рассказы вызывает к жизни нашу способность к ассоциациям. Если уж речь зашла о ботинках (с самого заглавия книги), что же дальше?

Идет ли речь о пути, который выбрали для себя герои Прилепина, или о разности их судеб, или о чем-то другом – всё это повод для размышления тем, кто прочитал. Тем, кому еще предстоит знакомство с рассказами, хочется обнадежить – это одиннадцать историй, смешных и лиричных, реалистичных и вымышленных о любви и дружбе, о долге и памяти, о страхе перед смертью и неиссякаемом желании жить. 

В последние годы Прилепин отошел от изображения героев своего времени, обратившись к истории, написал роман на хорошо известную в русской литературе (А. Солженицын, В. Шаламов, Е. Гинзбург) лагерную тему. В 2014 году увидела свет «Обитель», за которую автор был удостоен первой премии «Большая книга». Роман стал новым словом о Соловецком лагере 1920-х годов: его нельзя расценивать как документальную литературу (были попытки уличить Прилепина в исторических неточностях, - авт.), но достоинства «Обители», как художественного произведения, неоспоримы. Прилепин не отказался от своего творческого метода, снова взяв за основу «поэтику повседневности», но в условиях Соловецкой обители.

Сюжетным движком в романе становится история центрального персонажа – Артема Горяинова, часть которой, конечно, связана с любовным конфликтом. На этот каркас нанизаны все остальные сюжетные линии и ответвления – а их много, ведь роман и задумывался как произведение эпического масштаба. Избранный жанр вполне соответствует масштабу вопроса, который затрагивает Прилепин: его Соловки – это место испытания человеческой природы, проверки на стойкость и силу духа. И немногим из его героев удается сохранить свое достоинство, удержаться от падения и остаться людьми.

Высшей ценностью в произведениях Прилепина, можно считать внутреннюю свободу, единственное, что даже в нечеловеческих условиях помогает его героям не только выжить, но не потерять себя. Независимо от времени, в которое они живут.


 Ключевые книги: «Патологии» (2004), «Санькя» (2006), «Ботинки, полные горячей водкой» (2008), «Грех» (2011), «Обитель» (2014)

Рекомендация от автора: Леонид Леонов «Дорога на Океан»


Продолжение обязательно будет... Ждите!

Мария ХАЗОВА,

Фото Игоря ДОКУЧАЕВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте в первой части текста:

Те, кто русскому человеку помогут пережить кризис

Читайте ещё о тех, кто может помочь человеку пережить кризис:

New Wave русской литературы: о чем же пишет Владимир Сорокин?

546 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Имя
Комментарий
Показать другое число
Контрольное число*

Поиск по сайту