Интернет-газета. Псков
16+

Рассказ о маленьких трубачах, которые идут за большим человеком с горящими глазами

23 июня 2025 г.

Уже на подходе понимаешь, куда попал: дети с горящими глазами, деловито снующие по коридорам с кофрами разных размеров и форм в руках, и утомлённые родители, терпеливо сидящие в ожидании своих чад. Может быть, сейчас мимо тебя прошмыгнул будущий Мусоргский, прошагал в размышлениях новый Римский-Корсаков, или вон, смотрит вдаль возможный Ян Френкель, загадочно улыбается, глядя в небо, растущая Пахмутова, летит по лестнице счастливый Рыбников–2, медленно теребит замок молнии на куртке новый Мокроусов, а вон того взъерошенного непременно ждёт слава Цоя…

 

Начнём с двенадцати смелых

Предугадать путь человека сложно, конечно... Но у этих мальчишек и девчонок есть главное для того, чтобы повторить славные судьбы, а может, и превзойти великих – они учатся в детской музыкальной школе. А значит, живут с музыкой в голове и сердце. А ещё рядом с ними тот, кто ведёт их по неведомым музыкальным дорожкам.

Михаил Цветков и сам человек молодой, поэтому пришлось привыкать, что ребята в музыкальной школе называют по имени-отчеству, как своего учителя. Впрочем, он для них не просто наставник, а непререкаемый авторитет. Сейчас именно Михаил для них и есть музыка, включающая в себя всё: и живые звуки разных инструментов, и виртуозность исполнения, и облик музыканта, на которого стремятся походить, и образ жизни, которому хочется следовать. И всё в этом ряду совсем не случайности. Михаил и духовая музыка – это одно и то же. В девять лет волею судьбы он попал в городской детский дом-интернат, который находится на улице Максима Горького в Пскове. И там сразу оказался под присмотром псковского музыканта Александра Петровича Роора, который организовал в детском доме духовой оркестр «Геликон», был его директором, художественным руководителем и дирижером. Миша сразу погрузился в музыку, и с тех самых девяти лет музыка от него не отдалялась ни на шаг. И он от неё тоже. «Я никогда не отклонялся от этого пути. Духовая музыка - это не просто большое дело в моей жизни, она уже стала моей жизнью», - рассказывает музыкант.

Михаилу повезло, что на его пути встретился внимательный и настойчивый наставник. А ещё целый оркестр таких же ребят и девчонок, которые и задали направление всей его жизни. Сегодня Михаил Цветков - известная в Псковской области личность. Он солист военного оркестра, педагог в музыкальной школе, участник эстрадно-джазового оркестра Псковской области. Но это во взрослой жизни. Однако есть у Михаила ещё одно поприще – он так же, как его прежние наставники, собрал вокруг себя юных и молодых музыкантов, и в музыкальной школе, где преподаёт, они организовали духовой оркестр. Точнее, продолжили начатое.

- В нашей детской музыкальной школе раньше был оркестр, Мирон Литвак им руководил. Но Мирон Исаакович вышел на пенсию и уехал из Пскова, такие были у него обстоятельства. Мы с ним сейчас иногда связываемся, разговариваем. Он передаёт приветы. В составе его оркестра, когда я пришёл сюда работать, было уже много выпускников, играли довольно взрослые ребята, и мне нечем было их удерживать, - погружается в недавнюю историю Михаил. - У них было всё своё, и тут приходит какой-то молодой парень, которому они просто возьмут, помашут рукой и уйдут. И я принял волевое решение - взять и построить новый оркестр, совершенно новый, с детьми, которые у нас учатся. Мы прекрасно понимали, что нам нужно омолодить состав, нужно это сделать полностью, меня поддержало руководство - спасибо большое директору нашей музыкальной школы Ирине Владимировне Матвеевой. И вот оркестру полтора года. Столько времени прошло с начала первого звука, вернее, с первого выступления в декабре 2023 года. Нас тогда было двенадцать человек вместе со мной. Двенадцать смелых ребят, которые доверились неизвестно чему и «поехали» в никуда вместе с каким-то молодым учителем, у которого просто горели глаза.

Из тех двенадцати вырос настоящий оркестр. Сегодня они заполнят любую сцену, они на ней главные герои и действующие лица. За коллективом, которым руководит Михаил Цветков, интересно наблюдать, а не только слушать ту музыку, которую они несут в зал. Эти юные музыканты растут артистами, на сцену выходят не просто играть на инструментах, а передавать эмоции. Это сложно, не у всех сразу получается, этому надо учиться, входить в роль, в образ. Но с таким руководителем и дирижёром, как Михаил, они обязательно всему научатся. Он сам актёр, который на сцене пылает, выплёскивается, передаёт настроение, делает музыку живой, образной. Можно было бы сказать – это театр одного актёра, но нет же, он одно целое со своим оркестром. Они даже не хотят никакого образного названия для своего коллектива, потому что они сами – образ.

- Мы долго думали над названием оркестра, но поняли, что вообще нет необходимости в каком-то определенном названии. Слишком просто назвать себя каким-то именем и так его нести. Мы хотим привлечь слушателя, прежде всего, не названием, а звучанием музыки - это наша задача. Поэтому просто детский духовой оркестр музыкальной школы №5 города Пскова, - говорит Михаил. И ты понимаешь, что о своём оркестре он думает и днём, и ночью. О каждом из ребят, которых он взялся повести за собой.

- У меня в оркестре есть тхэквондисты, фехтовальщики, шахматисты, парикмахеры, то есть те из музыкантов, кто этими видами деятельности тоже увлечены. Но у меня всё просто - когда берешь человека в команду, говоришь ему, что он должен чем-то жертвовать. Оркестр - это не просто кружок, куда ты приходишь поразвлечься и все такое… У нас есть перспективы и задачи, мы должны всё делать для их решения и при этом, постоянно совершенствоваться. Если мы как команда не сложимся, то... какой смысл было всё затевать? Поэтому мы должны жертвовать ради общей идеи.

 

Ваши легкие точно будут в порядке

Когда мы разговаривали с Михаилом, было видно, что он порывается вернуться к своим детям-музыкантам, которые остались на сцене. И очередной вопрос родился сам собой: как ребенок сегодня может прийти к духовой музыке?

- В общем-то, у меня в жизни это просто произошло, когда я попал в детдом и где Александр Петрович повёл меня за собой. В нашем коллективе есть такие ребята, родители которых любят духовую музыку, они из тех, кто выросли на ней. Раньше на каждом заводе были духовые оркестры, где даже играли их папы или мамы, и они выросли на этом и, соответственно, приводят своих детей. Но самое важное, если ребенок хочет играть на духовых, то уже пятьдесят процентов успеха его ждут. В общем, ничего сложного, вы можете прийти сюда, привести ребёнка, записаться. И если он действительно захочет быть музыкантом, стать частью группы, и это желание будет большим, то у ребёнка есть возможность начать играть в оркестре.

Михаил ничуть не преувеличивает – прийти и записаться в музыкальную школу действительно легко. Но ключевая часть его фразы – «желание будет большим». В этих словах на самом деле заключено многое: ежедневные занятия с инструментом, изучение музыкальной грамоты, терпение и внимательность, дисциплина и сила воли. В музыкальных школах по всей стране учится много детей. Однако кому-то суждено быть музыкантом, а другим нет. Но будут ли напрасны годы, затраченные на знакомство с роялем, баяном, гитарой или трубой? Конечно, нет – однозначно, такие люди всегда будут дружить с музыкой.

- А что дает освоение именно духовых инструментов ребенку, который не станет музыкантом? - спрашиваю у Михаила. «Его легкие точно будут в порядке, он сможет дышать». Ответ прозвучал без доли шутки.

Я помню, как-то мы ездили с командой «Геликон» в Москву, там у нас проверяли легкие, и у меня они тоже были огромные. Легкие, действительно, развиваются - это во-первых. Во-вторых, такие ребята будут обладать уникальным даром, потому что музыка - это совершенно другой язык понимания всего. Ты слышишь, понимаешь, что происходит в музыке - в современной, несовременной, в классической, джазовой, какой угодно… То есть ты разбираешь этот музыкальный материал на молекулы и ты слышишь его совершенно по-другому. Михаил на мгновение задумывается, чтобы потом рассказать, а как это.

- Музыкант не слышит, как обычный человек слышит музыку. Музыкант как бы разбивает весь музыкальный фон на конкретные треки. Но это судьба музыканта. Это и круто, и плохо одновременно. Потому что целостность музыки, звучащей вокруг, нами не воспринимается как обычным человеком. Тот слушает и говорит: «Круто, классная музыка играет». А ты начинаешь копать и понимаешь совсем другое. Вот такая двойственная ситуация выходит.

После секундной паузы Михаил продолжает:

- А вот если ребята ещё в оркестре играют, то приобретают гораздо больше - ощущение коллектива, чувство долга и ответственности перед командой, а не только перед собой. У нас даже есть общий чат нашего оркестра - там нет родителей, только дети . Они так развивают ответственность перед товарищами, привыкают отвечать за свои действия: например, не опаздывать или приходить по нужной форме одежды. Поэтому иногда мне говорят: «Добавь в чат и родителей, так легче работать». Но я считаю, когда легче - не всегда хорошо. Когда ребенок не понимает необходимости своей ответственности один раз, другой: например, пришёл на репетицию, а свою партию не выучил, я могу ему сказать: «Знаешь, вот тот человек, который рядом с тобой, учил, а ты не учил, он будет играть, а ты нет. Но аплодисменты из зала вы получите вместе. И удобно тебе будет сидеть рядом с ним?» Ответственность перед коллективом – это очень серьезно.

 

Что нужно сделать мальчишке или девчонке, чтобы весь мир узнал об их гениальности?

Интересно, а как девчонке или мальчишке только начавшим осваивать музыкальный инструмент попасть в детский оркестр? Какие шаги они для этого должны сделать?

- Я его стараюсь делать из учеников нашей музыкальной школы - для этого мы проводим прослушивания. Им для этого не нужно много знаний и определенных способностей музыканта. Я сам всё напишу, что ему делать, подберу партитуры, чтобы диапазон возможностей этого юного музыканта совпадал с его партией. В первых шагах нужно просто, чтобы ученик хотел и выполнял определенные задачи. Вот и все. В оркестре нет никакого принуждения. Я всегда им говорю: не хочешь - двери всегда открыты. И у меня нет никаких ссор с учениками, с оркестрантами.

Показалось, что эти ребята с музыкальными инструментами в руках смотрят на Михаила не просто как на учителя, на дирижёра, на руководителя оркестра, а одновременно как на своего друга, кумира, и… почему-то возникло сравнение с Данко, героем, который светом своего пылающего сердца вёл людей к достижению цели. Когда он шутит, все смеются, когда смотрит с упрёком и просит переиграть – все безропотно повинуются. Когда оркестр на сцене, сидит по своим номерам, все в концертных костюмах, то совсем пропадает ощущение, что это оркестр детской музыкальной школы, кажется, что это уже какие-то мастера, с уверенностью держащие инструменты и спокойно смотрящие в зал.

Неужели у Михаила нет никаких трудностей в работе с детьми, которые обучаются музыке? Может, ему дети попадаются особенные - суперодарённые, терпеливые, усидчивые, вежливые? И действительно, слышу в ответ, что «особых сложностей нет».

- Сложность в начале - надо внести ясность, мотивацию, дать понять, что музыка - это не уныние. Музыка интересная, она классная. Моцарт, Бах - даже если вы полностью не можете их понять, то можете уловить красоту, которая в их произведениях скрыта. Музыка, прежде всего, очень красива.

- И как удаётся эту мотивацию передать совсем юному человеку? Вы берёте инструмент в руки и все первые занятия - это игра учителя для них, это так выглядит? - спрашиваю Михаила.

- Нет, я вообще стараюсь не брать инструмент. В первую очередь красивую музыку надо слушать. Первые занятия с детьми я начинаю с прослушивания музыки. Ребёнка нужно заинтересовать. Когда даёшь ему дудочку или трубу, или какой-то другой инструмент, а он такой: «Что это?». Ты ему говоришь: «Дуй сюда, нам нужен звук».И он в шоке… Ведь ему всего восемь лет. Он только буквы выучил. Нет, надо научить понимать, слушать и продолжать заинтересовывать его. И потом он сам начнет это делать с удовольствием. Это важно - дать мотивацию, то есть заинтересовать ребенка. И это не такая большая сложность. Хотя и получается не со всеми детьми, потому что, как мы привыкли, некоторые ведут детей на дополнительное образование, в музыкальную школу, просто для того, чтобы тем не пришло в голову шататься по улицам, бегать где-то за гаражами. И просто для того, чтобы он здесь хотя бы что-то делал. И ребенок это прекрасно осознает.

Михаил решает всё ту же трудную задачу, какую до него решали все ответственные педагоги – заинтересовать детей настолько, чтобы они добровольно захотели освоить предмет, поняли его и могли применить. Преподаватели музыки оказываются ещё в более сложном положении – чтобы ученики не просто постигли музыкальную грамоту и смогли сыграть нехитрую мелодию, но решились выйти на сцену и показать своё понимание музыки и владение инструментом. И ещё одно – могли не просто мечтать стать музыкантами, а достичь славы великих артистов и композиторов. В команде таких достаточно, приоткрывает Михаил планы своих воспитанников. И рассказывает, что нужно сделать мальчишке или девчонке с инструментом в руках, чтобы весь Псков, вся Россия или весь мир узнали об их гениальности:

- Упорство. И постоянное слушание музыки. Много слушать, воспринимать и анализировать ее. Научиться это делать для себя, а не потому, что кто-то распорядился, заставил, попросил, не потому что кому-то что-то доказываешь. Слушать внутри себя. И чем больше ты начинаешь в этом увязать, тем больше это тебя будет занимать. Этот дар невозможно просто взять… Многие берут гитару, играют три аккорда и говорят: «Я музыкант». Да, но почему-то я не говорю, когда вкручиваю лампочку в патрон, что я электрик. Поэтому - слушай, будь настойчивым и упрямым. Просто попробуйте вложиться в это целиком, постигайте больше основ, и всего музыкального восприятия, и этой индустрии в целом. И все будет замечательно, ты станешь великим, если хватит сил и терпения. Или хорошим и известным музыкантом для Пскова, что тоже немало.

 

Главное – не проскочить впопыхах мимо

- Псков - музыкальный город, как считаете?

- Он не был таким музыкальным, как мне казалось, когда я рос. А теперь становится более музыкальным. Теперь у нас есть несколько оркестров, в том числе детских, есть и эстрадно-джазовый и замечательные военные оркестры. И к духовой музыке действительно растёт внимание. Это действительно круто. Я очень рад этому. Да, Псков начинает становиться музыкальным городом.

- Может ли случиться так, что вернется ситуация, которая была когда-то в советские годы, когда чуть ли не на каждом предприятии был свой небольшой оркестр?

- Если это случится, я буду счастлив. Это же так много музыкантов! Когда музыканты встречаются на сцене или иной площадке, там настоящая химия происходит. Чем больше музыкантов, тем светлее этот мир. Но вряд ли это случится вновь так же, как когда-то было. Сейчас кому нужен оркестр на заводе? Я думаю, никому. Сейчас у заводов и фабрик другие цели и задачи, им не до развития духовой музыки. Не думаю, что это будет по-другому. Но если это произойдет, если оркестров станет больше, я буду только рад.

- А какие личные цели ставите? Двигаться куда хотите, к чему?

- Это маленький секрет, который не хочу раскрывать. Об этом знает только моя жена, ей не могу не сказать, потому что это было бы бесчестно. Также у меня есть друзья-музыканты, участники оркестра, которые тоже знают, какие цели я ставлю. Если коротко, то планов много. И с нашим оркестром тоже, планируем концертные выступления, где нас можно будет увидеть. К примеру, в проекте «Спасская башня» для детей, котоый состоится 10 августа. И на «Михайловском бастионе» мы собираемся быть. Ещё один концерт - вечер памяти Александра Роора. Это ближайшие планы на нашем пути, по которому мы уже немало прошли вместе, в том числе до первого концертного выхода за пределы нашей школы. Мы идем, музыканты верят в мой выбор, наша команда уже выстроена, хотя это было непросто, но теперь они знают, чего я хочу, и понимают, что мы не зря это делаем и все начинают упорно работать.

- Внутренне готовы к тому, что, когда они вырастут, вы расстанетесь со своими учениками, участниками оркестра, с теми, кто привязался к вам, и кто вам стал ближе?

- Это самый сложный вопрос. До сих пор не знаю, что с этим делать, честно говоря. Конечно, нет, не готов. Хорошо, что их возраст пока позволяет быть всем вместе. Ведь у нас детский духовой оркестр. Но настанет день, когда придётся принимать сложные решения, они должны будут идти дальше. Я всегда стараюсь расстаться со всеми на хорошей ноте, ни с кем не ссориться. Но тут другое. Если человек очень привязался к коллективу, то как лишить его этой среды, друзей, дела, которому он предан? Он вкладывался, отдавался без остатка, без всяких колебаний, как настоящий солдат. А ты просто говоришь ему: «Спасибо, солдат! Пошёл!». Нет, невозможно лишить человека коллектива, даже если ему нужно ехать учиться дальше, в Питер, например.

Муки преподавателя, расстающегося со своими учениками, представить сложно, их понимает только тот, кто сам пережил подобное. Но и самим ребятам, сейчас безмятежно сидящим на сцене, со своими любимыми инструментами, рядом с товарищами, чувствующими постоянную опеку своего учителя и руководителя оркестра, тоже придётся принимать вполне взрослые решения о своей дальнейшей судьбе. Нам тоже интересно, как Михаил Цветков будет разрешать те ситуации, когда повзрослевшие юные музыканты вдруг не захотят расставаться – с коллективом, друг с другом, одновременно выбирая дальнейшую дорогу? Возможно, при детской музыкальной школе могут появиться новые музыкальные коллективы – оркестры и ансамбли выпускников школы, которые по возрасту уже не подойдут для детского коллектива, но им же никто не помешает быть вместе и дальше.

Спрашиваю Михаила: Псков - навсегда или есть какие-то планы покорять мир?

- Псков навсегда в том смысле, что я останусь здесь. С тех пор, как я организовал команду, я не могу ее покинуть. Как человек из детского дома, я понимаю как никто другой то состояние, когда ты привязываешься к другому человеку. И когда человек уходит от тебя - это безумная боль. Но будем выезжать из Пскова – да, будут поездки.

Знаете, им можно с удовольствием, по-доброму позавидовать - этим юным и молодым музыкантам - позавидовать потому, что у них есть такой проводник и в музыкальный мир, и в большую жизнь, как Михаил Цветков. Это невероятная удача, если на вашем жизненном пути встречается такой человек. Ещё больше вам повезёт, если вы не проскочите впопыхах мимо, а последуете за ним.

И ещё фото, чтобы вы насладились обстановкой и получили представление об атмосфере в которой занимается Михаил Цветков со своими оркестрантами:

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Музыкантом был до конца – не стало Александра Роора

Пять миллионов посетителей - для Пскова это нормально

Музыкант из Пскова Константин Абабков стал рекордсменом России

524 просмотра.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу