Интернет-газета. Псков
16+

Родитель мультоидов – Смешной человек Роман Прокофьев

21 апреля 2024 г.

Его уже сравнивают с художниками течения дадаистов, и он даже «как Пикассо». Хотя сам художник, точнее мультитворец – если следовать его словам, что созданная им «мультографика» означает лишь «много картинок», предлагает считать себя просто смешным человеком, и не видит в этом никаких проблем, потому что с детства не любит всё скучное. И заяц на его футболке вовсе не ехидный, он просто что-то знает…

Роман Прокофьев – личность в творческом мире Пскова известная. С раннего детства увлекается рисованием, музыкой, стихосложением – он рокер, поэт, художник. А теперь ещё и создатель Вселенной мультоидов.

«Мультографика - есть специфический взгляд художника на повседневную жизнь, это веселое отображение внутреннего мира человека, приправленное добротой и самоиронией. Это путь к любви, созиданию и хорошему настроению», - так охарактеризовал Роман стиль своего художественного самовыражения в интервью корреспонденту Pressaparte.ru семь лет назад. Теперь эти слова стали определяющими для всего направления. 

 

За минувшие годы необычных персонажей, которых создал Роман, стало так много, что их мир уже можно назвать Вселенной. Родилось и название подвида этих созданий - мультоиды. Именно они стали героями очередной выставки художника, которая открылась в Центральной городской библиотеке Пскова по адресу  Конная, 6. Хотя самому автору не нравится слово «очередная». Первое представление его работ в Пскове было шестнадцать лет назад и с тех пор те немногие выставки, которые случались, автор готовит с особой основательностью. Тем более что нынешняя выставка и вовсе особенная – одновременно с новыми работами Роман Прокофьев представил собравшимся свою книгу рассказов «Дуновение» - она о сказочных и реальных персонажах – жителях Пскова. Автор сознался, что большую часть образов он списал со своих друзей – «потому что так проще – не надо ничего выдумывать». Прототипы книжных персонажей сами присутствовали на открытии – друзья сидели рядом и заворожено слушали, почему вдруг они стали героями книги. Правда, кто есть кто в рассказах Роман не сознался… Всё-таки это книга, и пусть читатели сами разбираются. Об остальном мы с Романом поговорили.

- Количество работ стало значительно больше, они уже реально создают особую атмосферу вокруг, и воспринимаются по-другому, как явление. А как мультоиды рождаются?

- Как и все авторские произведения, претендующие стать искусством… Практически из ниоткуда. В общем, из моих мимолётных наблюдений, что-то где-то заметил - идет мимо прохожий с необычным выражением лица, или по телевизору что-то увидишь, или в книге - там чёрточка, тут мазок - все это добавляет конкретный образ. Теперь я начал ещё с «деревяшками» работать («деревяшками» автор называет работы, которые и позволяют сравнивать его творчество с художниками-«дадаистами», - ред.). Это тоже интересно. Из кучи всякого хлама что-то придумать свое - составишь пробки, гайки, куски пряжи – смотришь, и что-то получается.

- Мультоиды могут стать, например, героями книг? Вот вы написали и издали книгу - есть какие-то параллели у персонажей с её страниц с теми, что в рамках на стене?

- Нет, в той книге, которую я издал, мультоидов нет. К моим рассказам они никак не подходят ни по теме, ни по содержанию – это разные миры. А вот если кто-либо возьмется писать детскую книжку, именно детскую, там, наверное, мультоидам место найдётся. Я это представляю, каждый из них может стать героем какого-то сюжета, каждому можно дать имя, и даже биографию и так далее. Да, и картинки в книге должны быть - ребенок уже будет представлять, кто это еще до начала действия. Я так говорю, потому что одна моя выставка была городской, и туда привели детей из первых-вторых классов, я видел, как они радовались, глядя на картинки – были просто в восторге.

- А вообще это название «мультоиды» откуда пришло?

- Это мое авторское название. Я долго голову ломал, как их обозвать, а потом вспомнил, или услышал от кого-то, что это как мультики. Так и пошло – раз обитатели мультиков, значит, будут мультоиды. Их много – разных видов, разных образов…

- Классно! Практически вы создали нового персонажа. Это даже не мультипликационный герой, а художественный…

- Да, это именно художественный образ

- В названии выставки стоит фраза «Сны смешного человека». А вы себя относите к смешным людям?

- Мне бы хотелось относить себя к смешным людям больше, чем к серьезным, потому что если говорят, вот - это серьезный человек, значит, представляешь некоего зануду, которому всё не так и не этак. Смешным быть интереснее - смотреть на мир веселее – вот, к примеру, «плохая погода», говорят… А чем она плохая-то? Хорошая погода, нормально всё.

- Сами вы ощущаете себя смешным - понятно, а когда вам говорят, что «вы -  смешной», как на это реагируете?

- Хорошо реагирую, без обид.

- А ваши друзья все серьёзные люди?

- Думаю, что нет, не все серьёзные

- Если смотреть в корень, то он у многих из нашего поколения очень глубокий, здоровый - прошли много разных интересных мест, где только не испытывали себя, работали и на больших заводах...

- Да, мы пролетарии по духу

- И большая часть людей нашего поколения с детства не относили себя к какой-то элите, одарённым и т.д., но все были такими развитыми, разносторонними, всё умеющими…

- Да, мы были рабочий класс – и это действительно была элита.

- Элита, которая сегодня творит очень многое, удерживая, и поддерживая тот светлый мир, каким мы его помним и знаем. А какой жизнью могут в дальнейшем «зажить» ваши персонажи? Может, например, появиться театр мультоидов?

- О театре пока не думал. Но если бы кто-то взялся сделать с участием мультоидов именно мультфильм – мне было бы интересно.

- А источник появления мультоидов на свет - он бесконечен? Будете ли повторяться?

-  Я стараюсь не повторяться. Поэтому и перешел сейчас на «деревяшки», в том числе, чтобы не одними мультоидами моё пространство было окружено, чтобы не завязнуть в них окончательно.

- А дома на стенках тоже мультоиды?

- Да, висят

- Много?

- Нет, нет, там три-четыре, или десять (улыбается) – у меня дочь выбирает что повесить. Она к ним хорошо относится.

 

- Не жалеете, что не получили глубокого художественного образования?

- В общем-то, не жалею. Но иногда, когда берусь за акварель, или за темперу, или гуашь – бывает, жалею, что не прошел обучение полностью. Поэтому я стараюсь использовать в работе то, что умею.

- А продолжение книги будет?

- Надеюсь, что будет, потому что в вышедшую книгу вошла лишь первая половина произведений, а у меня еще есть - где-то пятнадцать-шестнадцать рассказов. И я рассчитываю, что вторая книга будет.

Течение в мировом искусстве, которое стали называть «дадаизм» родилось в конце Первой мировой войны, как реакция творцов на жестокости мира. И, может быть, псковский архитектор Сергей Михайлов, отчасти прав, сравнивая Романа Прокофьева и его творчество именно с дадаистами. Своим творчеством Смешной человек, делящийся с нами персонажами своих снов и окружающей реальности, тоже хочет растворить жестокости мира. Наверное, совсем не случайно появились мультоиды. После знакомства с ними, на улицу выходишь с улыбкой.

Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Сообразили на троих. Что услышали псковичи на встрече с тремя известными художниками

5 советов от художницы, которая оживляет героинь своих картин

Красота в каждом свитке. О выставка Ван Сюлин

 

1849 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу