Интернет-газета. Псков
16+

Сообразили на троих. Что услышали псковичи на встрече с тремя известными художниками

16 марта 2024 г.

Желающих пообщаться сразу с тремя псковскими художниками в переговорном зале бывшего псковского телеграфа – существовало когда-то такое учреждение связи в городах – собралось достаточно. Дискуссия была заявлена на очень обширную тему «Духовные традиции в современном искусстве» - так что захотелось послушать, как с такой постановкой вопроса Аркадий Филинов, Игорь Леонтьев и Сергей Семенов справятся.

 

Приглашённые не на эшафот

Ну ладно бы общая тема, но в расшифровке по пунктам она, оказалось, звучала ещё неохватнее. Приведу полностью вопросы, по которым мастерам кисти предлагалось поговорить, чтобы читателю стало понятно, что на каждый из этих пунктов можно проводить отдельные дискуссии, а по некоторым и научные конференции.

-Культурное возрождение или культурное падение? 40 лет «перестройки»

-Россия – территория Любви, а Псков – душа России?

-Где место храму? В сердце или на холсте?

-Как цифровые технологии влияют на современное искусство? Планшет против мольберта. Искусственный интеллект – «За» и «Против».

- Учить, развлекать, аскеза против акционизма?

Представшая перед собравшимися псковичами троица известных мастеров – художники не из робкого десятка, много умеющие, многое повидавшие, немало испытавшие, и речь перед народом держать могут. Обилие нешуточных вопросов их, кажется, тоже не пугало. Хотя в самом начале Аркадий Филинов всё же вставил ремарку: «Темы непростые, в двух словах не ответишь…».

Душевные искания у глубоких художников, как и у многих творцов, словами можно и не выразить, тем более в дискуссии на полтора часа. Но сидящие перед публикой повелители кисти вовсе не казались приглашёнными на эшафот. Атмосфера в зале была дружелюбной, все свои, люди творческие – режиссёры, журналисты, художники, искусствоведы, педагоги, несколько студентов. И персоны перед публикой предстали непростые…

«У каждого из них свой путь, своя биография, своя история, свой неповторимый стиль. От картин Сергея Семёнова я заряжаюсь, работы Аркадия Филинова заставляют замолкнуть, уйти в себя, непостижимые смыслы Игоря Леонтьева так и останутся неразгаданной загадкой. Впрочем, у каждого зрителя свои собственные ощущения, присущие своему восприятию», - так охарактеризовала мастеров псковская журналистка, ведущая дискуссии Наталья Никифорова.

 

Что ж, попробуем и мы вкратце рассказать о том, что услышали псковичи от вызванных на разговор

Однозначно, никто из этих художников в какие-то неведомые страны не рвётся. У Сергея Семёнова на Запад вообще «зуб» имеется, как раньше говорили: в минувшие десятилетия его работы не раз участвовали в зарубежных выставках в Германии, Франции, Финляндии, США, и большая часть работ так и пропала в этих «заграницах» – их попросту украли. Все трое считают, что прежде нужно добиваться признания у своих граждан. А за границей наши живописцы не нужны.

 

«…» Из зала слышны реплики, что любить нужно своих и своё искусство – не нужно пресмыкаться перед чужестранцами и навязывать им себя.

 

Однако Игорь Леонтьев добавил, что и на Западе всё-таки русские художники нужны, и не надо так категорично зачёркивать все западное, поскольку и там в искусстве есть многое, из чего можно извлечь полезный опыт.

Но вопрос «нужны-не нужны» был всё-таки с двойным смыслом и носит, честно говоря, довольно сакральный характер… «Мы не нужны на Западе, но нужны ли мы здесь?», - спросил Аркадий Филинов. Можно было бы выдать вопрос за риторический, за фокусирование мыслей на смысле жизни. Но художники вдруг начали сами на него отвечать. «Кому мы нужны? Мы брошены и предоставлены сами себе», - замечает Сергей Семёнов.

Аркадий Филинов отметил, что российским художникам нужно искать поддержку дома, их нужно поддерживать в России, так же, как это было в советское время. Он вспомнил, что в Советском Союзе была выстроена отличная система развития художника: от детской художественной школы через художественное училище до вуза, и гарантирована последующая работа с возможностью заниматься творчеством, и всё это могло их прокормить. Тогда и большинство советских людей знали об искусстве необыкновенно много – в каждом, даже самом скромном доме висели на стенах картины и репродукции разных художников в богатых деревянных рамах, и имена этих мастеров знали даже бабушки в деревнях. А что сейчас? Кто из обычных людей с ходу назовёт имена хотя бы пяти художников?

 

Да и сама профессия – образ жизни художников сейчас совсем не популярны у той же молодёжи, которая выбирает жизненный путь

«Посмотрите, в художественные училища и вузы сегодня поступают одни девчонки; парни не идут, как только узнают, что сегодня художники не могут прокормить ни семью, ни даже самого себя», - в голосе Сергея Семёнова звучит искреннее сожаление.

«У художников некоторых редких направлений, станковой живописи, например - узкая специализация, поэтому заказов мало, и заработать они не могут, - подтверждает слова товарища и коллеги Аркадий Филинов. –Капитализм убивает искусство, всё переводя на деньги».

Действительно, такого механизма как «социальный» или «государственный заказ», какой был и прекрасно работал в советские годы, в последние десятилетия практически нет. Роль художников, как и мастеров других видов и жанров творчества, сведена к личной инициативе, пробивным способностям, блату и личным симпатиям – механизмам, которые в планы развития городов, регионов, страны в целом вписываются лишь от случая к случаю.  

Вот и остаётся удивляться вместе с встретившимися художниками: «Почему сейчас делают аэрографию на стенах домов в Пскове, которая через некоторое время выцветет, и всё… А не заказывают художникам действительно достойные работы, о которых могли бы потом потомки говорить десятилетиями, и которые не выцветут, не исчезнут просто так».

Как, например, в советские десятилетия создавали свои шедевры Алексей Кириллов – композицию из чеканных барельефов – и Алексей Аникеенок - витражи - на том же здании бывшего телеграфа, где и состоялся нынешний разговор. Созданные десятилетия назад работы по оформлению здания телеграфа и сегодня остаются удивительным искусством. Которое нынешним поколениям действительно может казаться остатками какой-то былой развитой цивилизации, поклонявшейся высокой культуре.

Особенно этот разрыв в цивилизациях чувствуется на фоне той пошлости, которая не только давно плещется на экранах телевизоров и мониторов, но и выливается в общественные пространства и на улицы наших городов.

 

Безвкусица и пошлость напрямую связаны с отсутствием идеологии в массмедиа, считают псковские художники

«На западе цензура существует, как бы кто ни думал по-другому», - подбрасывает правды в разговор Игорь Леонтьев.

«Я тоже за цензуру пошлости – это уже надоело», - поддерживает Сергей Семёнов.

«Когда речь заходит об этом, то я за необходимость профессиональных экспертных барьеров, - высказывается Игорь Леонтьев. - Идеология должна быть, но с оговоркой: «допустить к ней умных идеологов, которые смогут написать и подготовить её «без косяков». Ведь для начала нужно осознать - какая и какого свойства нам нужна идеология».

 

«…» Мнение из зала конкретное: Как можно жить без идеалов? Как можно жить без цели и идеи? Идеология нужна, конечно.

 

Как можно жить без идеалов – это мы все видим… Уже 40 лет с начала так называемой перестройки, когда и начали разрушать прежние идеалы, так ничего и не создав взамен. И когда дождались, что носителей прежних идеалов становится всё меньше и меньше - скоро вообще будет не к кому пойти, чтобы спросить: а как надо?

 

«…» Из зала спросили: Почему бы художникам не прийти и не провести в школах уроки, похожие на те, что проводят в День знаний, чтобы рассказать, что такое живопись, искусство, кто такие художники на самом деле? И почему сегодня даже учеников художественных школ не водят на выставки?

 

Аркадий Филинов ответил за коллег, что в Пскове, в помещении отделения Союза художников занятия с детьми, которые сами или по желанию родителей хотят погружаться в мир живописи, проводятся уже в течение нескольких лет. А уроки от художников в общеобразовательных школах и иных учебных заведениях только тогда будут эффективны, когда появятся целые школьные программы, а не один урок раз в год, даже от известного художника.

 

«…»А из зала вновь звучат реплики: дети, занимаясь компьютерным дизайном, не умеют просто рисовать, ничего не знают о живописи и искусстве – это ведёт к полнейшей деградации всего.

 

«Интернет убивает интерес детей ко всему. Они по улицам идут, голову склонив в экран, ничего вокруг не видя», - откликается на реплики публики Сергей Семёнов.

 

Интересная деталь… Объявления об этой встрече с художниками появились задолго, информация шла и по соцсетям, и в организациях культуры о ней слышали, организаторы сделали всё, что могли, чтобы пригласить на разговор. Но на встрече практически не было «юношей со взором горящим», и лишь несколько девушек с мечтой в глазах, делающих первые шаги в искусстве. Остальная молодёжь, причисляющая себя к художественному творчеству, не воспользовалась возможностью пообщаться с признанными мастерами. Видимо, считают, что ни к чему им лишний раз выслушивать о необходимости пройти большой путь в исполнение желания стать художником - они для себя хотят всё и сразу.

 

Истинные эмоции вырываются когда мы вытаскиваем иголки из нашей кожи

Заняться художествами, после того как всю жизнь ими не занимался, а после ухода на пенсию решил начать рисовать, потому что скучно, потому что всю жизнь хотел, потому что почувствовал сошедшую сверху неведомую силу – конечно, можно. Даже здорово для оздоровления души. Но стать при этом настоящим художником - это редкие и уникальные случаи во всём мире.

Художником можно стать, если начнёшь с детства, с юности, потому что очень многое нужно познать, многому научиться, идти через ошибки, через трудности. Это ведь даже не профессия – это смысл жизни, нередко не поддающийся объяснениям и пониманию со стороны других людей. И такое ощущение, что мы живём в пору последнего поколения настоящих художников – тех самых, которые ещё в советские годы получили образование, потом закалку и обосновались в этом необыкновенном образе жизни.

Да, сейчас есть молодые художники, чаще именно художницы, но им ещё нужно доказать и себе, и публике, что они именно творцы, а не данники модного мифа о богеме. И то, что они делают, будет востребовано аудиторией, станет желанной целью погони музеев, галерей, аукционных домов, частных коллекционеров и любителей. И что создают они свои работы не как детали дизайна определённых жилищ, а как свидетельство эпохи, как кульминацию авторского взгляда на окружающую действительность, как внутриличностный катарсис, как торжество общественного развития, как сжатую до невероятной концентрации энциклопедию человеческого духа. Те, кто смогут это доказать, кому хватит сил, терпения, уникальности, может, и откроют двери в тот загадочный мир, в котором живут повелители кисти… Но таких будет мало, единицы.

Впрочем, веря словам Игоря Леонтьева, это нормально. «Не нужно много художников – их должно быть мало, а остальные – дизайнеры, иллюстраторы – пусть их будет много, пожалуйста. Художник – это репейник, дикорастущее растение, его можно выпалывать, а он снова прорастает. А розы ведь никто не выпалывает».

Быть розами в саду, которые подкармливают, поддерживают, которым подсыпают содержания – это, конечно, приятно. И восхищения в розарии очень уместны. Но истинные эмоции вырываются у нас только тогда, когда мы вытаскиваем шишки репейника и его иголки из нашей кожи.  

 

Есть какая-то очевидная символика в том, что поговорить с публикой Аркадий Филинов, Игорь Леонтьев и Сергей Семёнов собрались в бывшем переговорном зале псковского телеграфа, теперь предстающем как Штаб общественной поддержки. Да ещё в обрамлении шедевров Алексея Кириллова и Алексея Аникеенка. За полтора часа встречи невозможно сказать многое, даже основное не уместится, но аура телеграфа и переговорного телефонного пункта должна сработать, и хочется верить, что телеграммы в мозг уже улетели и в головах звенят телефонные звоночки.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Игорь Леонтьев: своей головой надо уметь пользоваться

Александр Вихров: Мой кураж художнический не проходит, он – не проходящий

И пришла цифра. Современное искусство в плену у безжалостного убийцы?

1361 просмотр.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу