Интернет-газета. Псков
16+

Сначала может шокировать, вызывать отвращение или страх, а потом уже любовь

17 июля 2023 г.

В поисках диалога родился проект «Полное погружение в искусство с Игорем Леонтьевым», где художник выступает в новой для себя роли публициста. В каждом новом материале он погружает наших читателей в мир современного искусства, в его корни, связи, героев и антигероев, лидеров и статистов, исторические переплетения и хитрости восприятия. И самое главное, он подсказывает – как понимать искусство, ведь, кто это может сделать лучше, чем сам мастер. А ещё будут прогнозы и предсказания: что будет дальше? Короче, чем дальше - тем интересней, уверяем вас.

Игорь Леонтьев – художник с мировым именем, уже несколько лет живёт в Пскове. Написанные им полотна продаются на знаменитых мировых аукционах, находятся в частных коллекциях России, Германии, Австрии, США, Израиля, Дании, Франции. Чтобы творить искусство, нужна коммуникация, считает мастер, нужен диалог с обществом. Ведь искусство - диалогично, будь то танец или живопись, или скульптура, или литература. «Искусство - это всегда диалог, оно не может быть монологичным. Монолог может быть записан, но остаться никому не известным. Много было умных монологов, но кто о них сейчас знает», - говорит мастер.


 

Первое эссе мастера «И пришла цифра. Современное искусство в плену у безжалостного убийцы?» продолжает вызвать немалый интерес читателей. И самое главное – можно смело сказать: диалог начался. Ниже второе эссе Игоря ЛЕОНТЬЕВА:

 

Сначала может шокировать, вызывать отвращение или страх, а потом уже любовь

В 1925 году вышло первое издание «Дегуманизация искусства» испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, положившего основу перехода из эпохи модерна, в эпоху постмодерна в 20 веке. Если говорить о «расчеловечивании» искусства, то это явление появилось в начале 20 века и окончательно оформилось в эпоху постмодерна.

Ортега-и Гассет в своем труде четко описал тенденции развития искусства 20 века, по сути, открыв новую дверь в эпоху постмодерна, окончательно сформировавшуюся к 1960 году. К старту искусства 20 века напрямую причастны и наши выдающиеся авангардисты - Казимир Малевич, Василий Кандинский, Павел Филонов и другие, оказавшие своими открытиями колоссальное влияние на многие поколения современных художников. Это были выдающиеся времена, подобные эпохе Возрождения. Художник стал не просто исполнителем – ремесленником, работающим на потребу «толпы», а по настоящему свободным творцом, философом, создающим новые смыслы, открывающим новые миры для нашего восприятия.

Работа Казимира Малевича

Работа Василия Кандинского

Работа Павла Филонова

Русский авангард прекрасно лег поначалу на революционную ситуацию, был сильно востребован даже среди простого народа. Советская реклама и пропагандистский плакат, с текстами от Маяковского тех времен во многом сыграли роль в победе над старым миром, обладая высокой степенью сильного выражения при слабом, минимальном описании. Такое воздействие было гораздо сильнее традиционно  рисованной плакатной пропаганды старорежимных образцов. Казимир Малевич в 1916 году своим манифестом - «Черным квадратом», уже заложил появление новой эпохи постмодернизма, наступившей в искусстве через 44 года, когда образцы модернистского искусства превратились в классику, но при этом сам постмодернизм не стал антитезой модернизму.

Черный квадрат. Работа Казимира Малевича

В чем же смысл дегуманизации искусства? Почему этот термин не несет для знатоков искусства никакой зловещей коннотации? Дело в том, что к концу 19 - началу 20 века появилось много открытий и новых смыслов в философии, науках, математике и психологии, в частности в психологии и физиологии нашего восприятия реальности. Так же появился интерес к архаичным, древним образцам искусства, такими как иконопись, графика и живопись востока Китая и Японии, творчеству австралийских аборигенов, наскальных изображений каменного века, африканской скульптуре. Философия стала обогащаться новыми смыслами через интерес к религиозно-философским системам индуизма и буддизма. Стала актуальна и античная философия с ее платоновскими идеями о красоте, о мире идей, о чистых, начальных формах. Художники стали больше уделять внимание стилю, как противоположности слепому и рабскому копированию реальности.  А искусство, как известно, один из методов познания мира.

 

Но мир будет всегда гораздо шире и больше, чем наше представления о нем.

 

Для людей одаренных в эстетическом восприятии всегда было ясно, что предмет искусства несет в себе художественное переживание, сущность радости и наслаждения от его созерцания. Но далеко не от тех смыслов, как сопереживание к персонажам, вовлечение в эмоциональность,  сентиментальность, сюжетность картины, психологизм образов, театральность, так присущее натурализму, реализму и в целом эпохи романтизма. Потребность мыслящих в категориях эстетики людей была в том, чтобы раскрыть пространство картины не как отображение жизни людей, так как изображенный персонаж не является живым персонажем, также как и предмет на изображении не функционален абсолютно, а как пространство для новых эстетических смыслов. Известная работа, написанная бельгийским художником Рене Магриттом в 1928 году «Вероломство образов. (Это не трубка)» отлично иллюстрирует нам это. Натуралистично написанная курительная трубка ведь на самом деле не трубка, а всего лишь иллюзорное ее изображение. Ее табаком не набьёшь и не покуришь. Французский философ Мишель Фуко в своем труде «Это не трубка» в 1974 году посвятил этой работе свои размышления.

Работа Рене Магритта

Мир и так иллюзия в нашем восприятии. Не существует ничего конкретного, всё относительно - чем больше всматриваешься в предмет, тем больше он становится иллюзией. Но тем сильнее открываются бездны нашего бытия - осознания даже простых вещей. Эмерджентность нашего бытия - это и есть наша реальность, ведь совокупность частей целого, формирует совершенно другие свойства целого, резко отличающиеся от свойств его частей. Это как законы квантового мира кардинально отличаются от законов макромира, хотя мы и все вокруг состоим абсолютно полностью из частиц на квантовом уровне. А, вот материальны ли сами частицы? Идея философии материализма оказывается абсолютно глупа. Так зачем копировать иллюзию, создавая еще одну иллюзию, для того чтобы поразить своим мастерством и ремеслом и в результате хорошо продать свой «реалистичный» опус? Это на самом деле не проблемы настоящего художника, а проблемы ремесленника, в лучшем и редком случае профессионального мастера, выполняющего частный или социальный заказ, на потребу людей, почти никогда не задумывающихся о смыслах.

Настоящее искусство абсолютно бескорыстно, поэтому и стоит так дорого на аукционах, нередко уже после смерти создателя, пройдя все фильтры эстетического отбора. Настоящее современное, актуальное искусство не должно нравиться с первого взгляда, даже искушенному реципиенту, зрителю. Оно не ставит такой задачи, как «любовь с первого взгляда». Сначала оно может шокировать, даже вызывать отвращение или страх, или хотя бы вызывать вопрос: «а, что это?», но, ни в коем случае не быть узнаваемым, привлекательным из-за шаблонов: «Какая красота!», «Как на фотографии!», «Как много всего!» и пр. и пр. По-моему, настоящее искусство должно задавать вопросы, а не отвечать на них, заставлять людей думать и искать свои смыслы. Но искусство так же, как и мир, гораздо шире, чем наше представление о нем. Не надо это забывать.

 

Уважаемые читатели, друзья, коллеги, оппоненты, единомышленники – по-прежнему приглашаю к дискуссии по поводу сказанного. Реально хочется диалога. 

Также уже скоро продолжение темы: жизнь творцов в эпоху цифровизации. Буду говорить о «кроличьей норе» и задаваться вопросом: существует ли категоричный разрыв современного западного и русского искусства или возможно их примирить?

Игорь ЛЕОНТЬЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте первое эссе автора:

И пришла цифра. Современное искусство в плену у безжалостного убийцы?

Вам также может быть интересно:

Игорь Леонтьев: своей головой надо уметь пользоваться

"Псковской публике живопись Игоря Леонтьева должна быть близка"

1247 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу