И пришла цифра. Современное искусство в плену у безжалостного убийцы?
Мы рады представить читателям наш новый проект, автором которого стал Игорь ЛЕОНТЬЕВ – художник с мировым именем, уже несколько лет живущий в Пскове. Написанные им полотна продаются на знаменитых мировых аукционах, находятся в частных коллекциях России, Германии, Австрии, США, Израиля, Дании, Франции. Чтобы творить искусство, нужна коммуникация, считает мастер, нужен диалог с обществом. Ведь искусство - диалогично, будь то танец или живопись, или скульптура, или литература. «Искусство - это всегда диалог, оно не может быть монологичным. Монолог может быть записан, но остаться никому не известным. Много было умных монологов, но кто о них сейчас знает», - говорит мастер.
В поисках диалога и родился проект «Полное погружение в искусство с Игорем Леонтьевым», где художник будет выступать в новой для себя роли публициста. В каждом новом материале он погрузит наших читателей в мир современного искусства, в его корни, связи, героев и антигероев, лидеров и статистов, исторические переплетения и хитрости восприятия. И самое главное - нам подскажут, как понимать искусство, ведь кто это может сделать лучше, чем сам мастер. А ещё будут прогнозы и предсказания: что будет дальше? Будет очень интересно, уверяем вас.
И пришла цифра. Современное искусство в плену у безжалостного убийцы?
Наше время преподносит нам очень сложные вызовы, кажущиеся нам на первый взгляд очень коварными и опасными. Это касается и творческих людей, художников, литераторов, музыкантов. Нам видится вполне обоснованно, то, что придёт на смену - этот чёртов искусственный интеллект (ИИ) - безжалостно убьёт всё творческое начало, наши профессии, сделав человека абсолютно ненужным. Мы на самом деле сильно демонизируем ИИ, этот страх исходит от ожидания потери человечности в искусстве, в социальных и коммуникативных отношениях.
Реставратор. Работа Игоря Леонтьева
Вызовы цифрового мира
Отношение к ИИ очень разное, и в том числе ожидания чудес как от нового божества, но в большей степени как проявления дьявольской сущности. Я не отношусь ни к оптимистам, ни к пессимистам, не являюсь ни апологетом, ни врагом цифровой революции, тем более цифровым неолуддитом (неолуддизм призывает замедлить или остановить развитие новых технологий и пропагандирует образ жизни с отказом от технологий, - ред.). Старюсь смотреть на всё крайне реалистично и объективно, насколько позволяет разум и знания. Например, новейшая на данный момент нейросеть - чат бот GPT-4. Она, как кажется, во многом уже превзошла человеческий интеллект. Например, может за секунду сгенерировать текст, на первый взгляд ничем не отличающийся от написанного талантливым журналистом или копирайтером, проходит на "отлично" тест Тьюринга, научилась обходить ловушки, то есть обманывать человека, умеет поддерживать продолжительный диалог, при этом постоянно обучаясь. Даже юмор и иронии стали ей под силу. Естественно, через 5-10 лет, в связи с развитием этой технологии, многие профессии окажутся не востребованы. И единственный способ выжить в этой среде и оставаться актуальным - это достичь уровня совместной работы между человеком и ИИ.
Для меня ясно одно: прогресс тормозить просто непозволительно, да и невозможно. Тем более отставание в развитии в этой области чревато практически гибелью сотен миллионов людей и разрушением отставших в этом плане государств и стран. В этом цифровом прогрессе таятся глобальные опасности, такие как и тотальный контроль за населением, и «убедительная» дезинформация и манипуляция народом, посягательство на свободы человека. Думаю, что даже при создании программ, ограничивающих ИИ от ненужного и опасного «своеволия», они будут игнорироваться корпорациями и государствами в целях обогнать соперника. Это невозможно ограничивать так же, как развитие новых военных технологий. И впереди жёсткая гонка вооружений нового уровня. Но в этом виноват не ИИ, а как всегда хищная сущность нашего вида. Нейросети - это по сути поведенческая «плоть от плоти» человека, возможно, в будущем и дух от духа. Можно будет говорить, что «дух из машины» - после того, как та обретёт разумность и сознание. Но узнать, есть ли они у неё практически невозможно. Одна надежда на то, что ИИ останется просто высочайшего уровня комбинаторикой, симулирующей разум, не переходящей в обладание волей и состоянием сознания.
Любой инструмент, орудие являются продолжением человеческой руки, а ИИ - ещё и продолжение нашей истинной природы. Я даже, пока полушутя, склоняюсь к выводу, что с развитием ИИ нужно будет создавать законы по защите его прав как личности, если у него всё-таки появятся признаки сознания и осознания. Но это может оказаться сугубо философским вопросом, ведь определить, сознателен ли тот или иной человек, не является ли он «философским зомби», тоже весьма непросто. Да и нет такого инструмента, определяющего, есть ли у него сознание или он симулякр. Томограф здесь не поможет, тем более для машины. К тому же существуют клинические примеры отсутствия сознания при неразвернутом эпилептическом приступе у людей, страдающих от некоторых форм эпилепсии, при полной иллюзии его полной осознанной деятельности в восприятии другими людьми.
Убьют ли нейросети искусство?
Но вернёмся к нашим художественным реалиям, ведь сам я художник. Многие знают о нейросетях, которые генерируют изображения по словесному описанию. Самая продвинутая сеть на данное время - это Midjourney. Да, она создаёт картинки, бывает очень эффектные: от фотореалистичных до авангардных в стиле абстракции. Всё зависит от описания, которое вводит человек. Можно задать и стиль работ. Доступна технология каждому человеку, даже никогда не бравшему в руки кисть и карандаш. В большинстве случаев получается этакая «попса» - всем понятно и доступно. Грешным делом, я пробовал генерировать картинки в ранней программе «Дали» от Сбербанка, но это дело быстро наскучило. Как забава интересно, но не более. Прекрасно понимаю, что при помощи новых программ можно будет очень быстро делать, например, иллюстрации к книгам или эскизы к картинам. Например, я практиковал в паре сложных картин делать предварительную работу - рисовал в фотошопе, использовал фотографии, референсы, обрабатывал их через фильтры, компоновал. Всё это очень сильно экономит время при создании эскиза и картона, но работа всё равно такая же, как и в оффлайне на бумаге. И даже при всех выгодах этого способа редко пользуюсь подобными приёмами, я вообще не делаю предварительной работы для картин - пишу сразу на холсте.
По сути современные нейросети есть продолжение графических редакторов. Команды для работы в них вводятся не при помощи клавиш, а за счёт слов и прямого описания. Плюс у них намного больше развиты алгоритмы для самостоятельной обработки изображений. ИИ просто стал понимать язык людей. Он всё больше занимает роль профессионального ремесленника, по принципу: «сделаю все, что вам угодно-с». А компания Adobe уже внедряет в практику нейросеть Fireflay в новую бета-версию фотошопа, позволяющую при помощи простых нажатий на клавиши дополнять и улучшать картинки, задавая нейросети генерировать без участия человека новые дополнительные изображения, исходя из параметров исходника.
Да, я не сомневаюсь в том, что нейросети поднимутся на более высокий уровень и смогут убедительно симулировать творческий процесс. Ведь они в результате научатся генерировать новые алгоритмы, моделировать творчество, создавать симулякр креативности, но это будет ещё одной иллюзией.
Сейчас уже появляются механизмы, подключенные к ИИ, которые смогут работать реальными красками по холсту – манипуляторы, роборуки, не говоря уже о давно существующих машинах 3D-печати и фрезерных 4D-станках, способных создавать полноценные скульптуры из различных материалов. Но не будет ли это скорее прикладным, тем самым «корыстным» искусством, о котором говорил ещё Ортега-и-Гассет (испанский философ, публицист, социолог и эссеист, - ред.), рассуждая об искусстве эпохи романтизма XIX века, служившего для удовлетворения «человека толпы», весьма узнаваемым и, как ни странно, по-своему сентиментальным? Ведь большинство людей абсолютно не понимают сути, что есть искусство. Скорее всего, нас ждёт очень редуцированная эпоха в искусстве в таком разрезе бытия, если на смену людям-творцам попытается прийти, с позволения людей, симулякр творца - Развитый ИИ. Искусство вместе с социумом в ещё большей степени стратифицируются, то есть разделятся на слои, страты. Окажется множество людей, которых будет удовлетворять подобное искусство своим соотношением цена-качество, к тому же с полным вовлечением в сотворчество с машиной. А также думающее меньшинство, элита, состоящая из людей, создающих и потребляющих настоящее искусство, как это ни покажется странным, созданное не только человеком, но и при помощи ИИ.
Уважаемые читатели, друзья, коллеги, оппоненты, единомышленники, приглашаю к дискуссии по поводу сказанного. Реально хочется диалога.
Уже скоро продолжение темы: жизнь творцов в эпоху цифровизации. Буду говорить о «расчеловечивании» искусства и его дегуманизации
Игорь ЛЕОНТЬЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте следующее эссе Игоря Леонтьева:
Сначала может шокировать, вызывать отвращение или страх, а потом уже любовь
Вам также может быть интересно:
Игорь Леонтьев: своей головой надо уметь пользоваться
"Псковской публике живопись Игоря Леонтьева должна быть близка"
Поделиться с друзьями: