Очень хочется услышать Пушкина, а не просто пофестивалить под сенью пушкинских дубрав
Так получается, что за Пушкинским праздником поэзии мы наблюдаем с особой пристальностью, как ни за одним другим, которые проходят в Псковской области и традиционно в течение многих лет, и новыми, проводимыми, видимо, в качестве эксперимента. Наверное, это потому, что жители области этим праздником дорожат, как одним из самых любимых, как наследием, которое когда-то объединяло миллионы людей. Как это делало и само имя Александра Пушкина. И то, что он нам оставил в качестве мировой драгоценности.
А вы зачем к Пушкину?
Такую роль поэта и его творчества понимали власти в Советском Союзе, не случайно три усадьбы и Пушкинские Горы стали одним из первых государственных заповедников – уже в 1922 году вышел такой указ. Да, и на излёте царских времён, пусть и нехотя, но оценили, что имели дело с гением, дав имению статус национального.
«Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка. Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретиться с Пушкиным. Приходя под сень знаменитых михайловских рощ, они вступают в мир образов поэта, проникаются строем его мыслей и чувств», - эти слова легендарного хранителя Михайловского Семёна Степановича Гейченко отлично дают понять, зачем люди приходили в заповедник – чтобы встретиться с Пушкиным.
В прошлом году мы писали, что Всесоюзные Пушкинские праздники поэзии с далёкого 1967 года были визитной карточкой Псковской области. И даже в тяжелейшие 90-е годы этот статус ещё держался, медленно отступая под напором безвкусицы, моды, малопонятных течений в культуре. Противостоять этому тяжело. Давлению, которое, теснит так, что кажется, легче сдаться. Когда даже поэзия часто становится безвкусием или вовсе отрабатывает лишь поставленные задачи. Но праздник пушкинской поэзии всегда и значился среди тех маяков, которые должны стоять средь бурь, туманов, малых волн и девятых валов и давать луч света, обозначать путь, чтобы не потонуть малым судам и человеческим лодкам. Давать убежище для души, возможность подумать, проникнуться.
Для самого Александра Сергеевича эти места стали настоящим пристанищем с родником, питавшим его вдохновение (это нужно читать без всякого пафоса). И он сам написал о том, что он здесь обрёл, нашёл и отчего скрылся. Прочитайте его стихотворение «Деревня», написанное в Михайловском в 1819 году.
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.
…
Вспомните это мощное произведение молодого Александра Пушкина, только прочитайте его до конца, чтобы понять и образы, и тревоги поэта, и временные параллели…
«Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. Он – неиссякаемый родник радости», - сказал когда-то Гейченко. И это действительно так. Все герои, тайные и явные образы из его произведений – стихов, сказок, романов – это повод для трепета чувств, самой души человека, они все понятны, они воплощение того, что Пушкин видел, о чём слышал от няни, от простых людей, от добрых деревенских друзей, те, что были навеяны здешней природой. Именно за возможностью испытать те чувства, которые испытывал Пушкин, встретить в окружающей действительности те же образы, соприкоснуться с тем, что окружало поэта, едут сюда люди.
Где найти Пушкина?
Что сказать после отшумевшего музыкой и пропахшего дымами шашлычных празднования Дня Пушкинской поэзии и русской культуры на Михайловской поляне. Честно говоря, мнения разделились…
Те, кто хотели встречи с традиционным Пушкиным, скорее всего, не смогли его отыскать в том, что происходило. Речь не о наряженных «под Пушкина» молодых участниках действа и актёрах на площадках, не о шагающей гигантской кукле с бакенбардами и в шляпе-цилиндре, которую по улице водили вместе с двумя другими известными персонажами, и не о картонных фигурках поэта, стоявших вперемежку с героями его же сказок – этого было достаточно. Не было самого Пушкина. Его поэтический дух не присутствовал, и услышать пушкинскую поэзию было проблематично. Как и вообще ощутить поэтическую возвышенность происходящего. Хотя, где же это делать, как не в Михайловском.
«Огорчило меня, что не услышала «поэтов» по-настоящему... А очень нужно было... услышала только «как не надо» писать и читать стихи ...и чуть ли не в каждом творении разных авторов тоска с бутылкой и поездом... А от выражения «перхоть созвездий» из уст современного сочинителя, даже передёрнуло, - описала свои ощущения одна из зрительниц, когда я попросил её поделиться впечатлением от происходившего. – Конечно, надо быть справедливым - были и очень интересные строки, образы. Но в такой подаче, что даже если захочешь - не впитаешь, не поймешь».
Другие зрители получили приятные эмоции и от детских музыкальных коллективов, и от выступления известных и не очень музыкантов. Много хороших оценок услышали мы о представлении уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо», который привёз на Михайловскую поляну специально созданный театральный аттракцион (перфоманс) «Саша спит». Название, кстати, можно по-разному глубокомысленно транслировать и обыгрывать, что уже и делали посетители Михайловского. Театральные интерпретации пушкинских образов, действительно, могут вызывать массу эмоций, получать отклики от зрителей и стать интересным направлением искусства.
Довольны зрители игрой и пением псковских фольклорных коллективов, которые хорошо вписались в центр ремесленной ярмарки. Наслаждались выступлениями участников Театра танца «Русские узоры» и Заслуженного коллектива народного творчества «Сказ» им. Виталия Румянцева. Возможно, и опера «Алеко» в исполнении солистов Мариинского театра, областного симфонического оркестра Псковской области и танцоров из «Русских узоров» смогла бы прозвучать сильнее, если бы стала при соответствующей подготовке одним из главных мероприятий, а не параллельным с другими выступлениями. Можем вспомнить, какие сильные впечатления на долгие годы оставила опера «Борис Годунов», которую в один из прежних праздников играли прямо на территории Святогорского монастыря в Пушкинских Горах.
Много слов благодарности получили и почтовики, которые организуют уже традиционную площадку музейной почты. И дети, и взрослые, и простые отдыхающие, и те, кто работают на мероприятии, с удовольствием пишут родным и близким прямо из пушкинской усадьбы, подписывают, ставят на них как в давние годы сургучные печати, и почта обязательно доставит эти памятные послания адресатам.
И ещё много чего хорошего можно было увидеть и услышать. Но был и вопрос: «А где же Пушкин?». И как на него ответил один из участников: «А Саша – спит».
«Потусоваться под сенью пушкинских дубрав»
Мы уже не в первый раз говорим и пишем, что, праздник пушкинской поэзии не должен превращаться в обычное сегодня культурное мероприятие с шашлыками и гремящей на всю округу музыкой, пусть даже отчасти весьма качественной. Конечно, в ответ на это могу услышать стандартное: «Да ты просто не понимаешь…».
Да, времена изменились, пришло «племя младое, незнакомое» - у этого племени свои воззрения, желания, смыслы, ритмы, но где уверенность, что они правильные, что именно так и нужно для того, чтобы племя превратилось в народ? И ведь кроме них есть ещё немало тех, кто к Пушкину относится так же как их родители, бабушки и дедушки.
На Михайловскую поляну раньше люди шли, прежде всего, за вопросами и ответами, их ожидали услышать от поэтов, которые в России, как известно, «больше, чем поэты», за новым прочтением пушкинских строк, за талантливыми интерпретациями пушкинских образов. Сюда шли и ехали, чтобы набраться сил, получить кусочек пушкинского вдохновения, которое сам поэт черпал тут, среди михайловских рощ. Концепция Пушкинского праздника тогда была необычайно простой – стихи, поэты, писатели - одна сцена, на которой, сменяя друг друга, шли выступления участников, перерывы, чтобы люди успели прогуляться по заповедным аллеям, зайти в музейную усадьбу. Ничего лишнего, никаких альтернативных площадок и сцен. Альтернативных чему – главной сцене? То есть звучащим стихам? А сюда и ехали только за поэзией, и какая этому может быть альтернатива. Для иного есть множество других культурных и не очень мероприятий. В гуле музыки, которая доносилась с разных сторон, в грохоте барабанов точно не услышишь ни «шепот речки тихоструйной», ни «иволги напев живой».
Да, выступление детских оркестров на большой сцене – это замечательно, это вообще интересный проект, на который решились в Псковской области, но и выступление детей временами затмевалось грохотом, издаваемым ходившими по поляне кругами барабанщиками. Интересные программы других групп, ансамблей – с джазом, инди-роком и прочими жанрами. Их с удовольствием можно было бы посмотреть и послушать на иных отдельных площадках, где уместны громкая музыка и количество децибел, качаемых звуковой аппаратурой, где рядом нет поэтов, пытающихся перекричать музыку.
Поэзию, как известно, нужно услышать, постичь, нужно разобраться в образах и ассоциациях, которые заложил автор. А для этого нужна иная атмосфера. Сделать встречу с поэзией настоящим праздником – это задача посложнее, чем организовать очередной фестиваль. Праздники поэзии одно время намеренно не называли фестивалями, видимо, чтобы не ассоциировать мероприятие с ощущением, которое стали обозначать родившимся глаголом «пофестивалить».
Уже в конце дня на пространстве Михайловской поляны, среди людей, лениво бродящих по дорожкам у выстроившихся рядами дымных шашлычных и палаток с различной снедью, называемых теперь модным иноземным словом «фуд-кортом», в группе молодых людей и девушек послышалась реплика: «Давайте ещё потусуемся часик, и валим отсюда». А что? Прозвучала фраза почти как рифмованная стихотворная строка, да ещё под аккомпанемент звучащей музыки. Можно вообще использовать как современный слоган для целого фестивально-туристического направления: «Потусоваться под сенью пушкинских дубрав».
Интересно, что сказал бы сам Александр Сергеевич, узнав, что всё то, отчего он скрывался здесь в глуши михайловских рощ - «…порочный двор цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья…», спустя столетия настигло его пристанище, придя сюда с музыкальным шумом, дымами шашлычных, странными образами и интерпретированными на современный лад персонажами его произведений.
Игорь ДОКУЧАЕВ,
Фото автора и Натальи ПОЛЯКОВОЙ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
На что намекнул День пушкинской поэзии
Какой хлеб ел Пушкин, откуда черпал вдохновение и где можно услышать голос его самого…
К Пушкину, в прошлое: поиграем в «двадцать лет назад»
Поделиться с друзьями: