Интернет-газета. Псков
16+

Кража драгоценностей принцессы Матильды

30 января 2023 г.

Романтичных краж в мире теперь очень немного, по которым впоследствии писатели могут представлять новые детективные расследования, а сценаристы писать сюжеты для кино. И нерядовых, небанальных краж – тоже немного, особенно такого уровня. В основном всё больше крадут деньги, целыми потоками, переводя их со счёта на счёт, – никакой выдумки. «Грубый век, грубые нравы. Романтизьму нету…», - мог бы сказать по этому поводу герой Георгия Вицина в комедии «Не может быть!». И поэтому эта кража, случившаяся несколько дней назад в местечке Ла-Тронш, недалеко от французского Гренобля, достойна того, чтобы о ней говорить не только в криминальных хрониках.

На фото: Музей Эбера в Ла-Тронш недалеко от Гренобля © Radio France - Lionel Cariou

Контекст - авторская рубрика


В ночь на 22 января из Музея художника Эбера в Ла-Тронш воры украли драгоценности принцессы Матильды. Эти исторические ценности принадлежат национальному Фонду Франции и были предоставлены на выставку в Ла-Тронш известным на весь мир Музеем Орсе в Париже.

Кто такой художник Эрнест Эбер, что в музее его имени понадобилось выставить драгоценности, принадлежавшие самой принцессе Матильде, племяннице императора Наполеона Бонапарта? И почему эта кража драгоценностей даёт нам поводы не только удивляться, но и ожидать новых произведений детективного жанра?

 

Эрнест Эбер

Эрнест приехал в Париж почти как знаменитый ДʹАртаньян, восемнадцатилетним юношей без денег, без протекций – однако, если гасконец точно знал чего хотел – пойти в роту мушкетёров – и добился этого, то Эбер из Гренобля хотел в столице изучать юриспруденцию. Но, соприкоснувшийся с атмосферой Парижа, увлёкся живописью. Как сосчитать - скольких молодых, и не очень, людей в минувшие десятилетия затащила в свои сети эта таинственная парижская действительность – не сосчитать, как ни старайся. Одних вовлечённых преподнесла миру как великих творцов, других – напрочь испортила, использовала и сожрала, в лучшем случае, выплюнув остатки, в худшем – не оставив никаких следов. 

Эрнест Эбер, автопортрет

Эбер стал учеником знаменитого парижского академиста в живописи Поля Делароша, которого по-настоящему звали Ипполитом, и который писал очень интересные картины на исторические темы, а ещё - впечатляющие портреты. Например, портрет Пётра I с саблей в правой руке, написанный в 1838 году. После Парижа Деларош уехал в Италию. Куда следом за учителем поехал и Эбер, став французским пенсионером, то есть получать средства на жизнь (давняя мечта всех молодых – получать пенсию в двадцатилетнем возрасте, - ред.), и вместо пяти лет, потерялся там сразу на десять лет. Видимо, романтическая и богемная атмосфера Рима была ничуть не хуже, чем в Париже. Там он стал поклонником творческого взгляда на обычную жизнь реалиста Луи-Леопольда Робера, и в изображении быта простых людей оказался большим реалистом, чем сам Робер. Потом эта реалистичность выразилась у Эбера и в портретной живописи, которой он стал посвящать много своего творческого времени.

 

Офелия. Работа Эрнеста Эбера                                      Жанны Арно-Плесси. Работа Эрнеста Эбера       

Он был невысокого роста, но неплохо скроен – фигура, лицо, поведение. Явно вызывал симпатии у дам. Не случайно, наверное, среди героев его портретов много именно женских образов. И даже исторические и мифические персонажи у него получались необыкновенно романтичными и реалистичными. Посмотрите на его Офелию, или на Молодую охотницу, или на портреты Жанны Арно-Плесси, Луизы Лефуэль, графини Жерар де Канай, или на образы Богоматери кисти Эбера… Необыкновенно дружен художник был и с принцессой Матильдой - дочерью младшего брата императора Наполеона Жерома Бонапарта. Когда художник вернулся и совсем состарился, он жил на родине в местечке Ла-Тронш, где и умер. Где и был открыт музей его имени, ставший в январе 2023 года местом преступления.

 

Матильда Бонапарт

О Матильде Бонапарт написано множество страниц – она стала, и, уверен, ещё станет героиней новых книг и фильмов. И действительно – жизнь её была наполнена невероятными приключениями, падениями и взлётами, которых хватит на множество сюжетов. Начиная от любовных историй, и до её вклада в развитие искусств, фотографии, ювелирных брендов, и в становление множества писателей, художников, скульпторов и других публичных деятелей.

Матильда Бонапарт, портрет работы Пьера Франсуа Жиро

С самого рождения она с двумя братьями - детьми Жерома Бонапарта и Екатерины Фридерики Вюртембергской, были практически предоставлены сами себе, проживая в Италии под присмотром лишь пары нанятых воспитателей. И эта свобода в отношениях с миром в Матильде осталась до конца её дней, в том числе и в вольности, своеобразии суждений, необычными взглядами на окружающую действительность. В опыте её жизни были официальные и тайные браки, и недолгие, и длительные, и нескрываемые, и очень скрываемые связи. Один брак с русским заводопромышленником и миллионером Анатолием Демидовым, заключённый в 1840 году, чего стоит, в котором Матильда уже с первых месяцев не желала проявлять себя покорной и домашней женой. Её неукротимо влекло к вольностям, запретным желаниям, и любовным приключениям, что в обществе быстро обрастало реальными рассказами и сочными слухами. Но Анатолию в первое время даже нравилось такое поведение жены. Он продолжал дарить ей драгоценности и дорогие вещи. Ничего не изменилось даже, когда до Анатолия дошли известия о ярком и быстро развивающемся романе Матильды с молодым голландским скульптором, имевшим графский титул, Эмильеном фон Нёверкерком. Супруг в ответ просто возобновил свои прежние любовные увлечения, и даже договорился с Матильдой, что их брак останется, если для света они будут играть роли добропорядочных мужа и жены и не вмешиваться в дела друг друга. Но этот договор не сработал. На очередном балу разразился скандал, инициатором которого была Матильда – она намерено громко и грубо оскорбила молодую даму, за которой увлечённо  ухаживал муж, за что получила от него две пощечины. И дальше скандал стал таким далеко идущим, что Матильде пришлось бежать вместе с любовником. При этом она, конечно, взяла с собой все свои драгоценности, в том числе те, которые в течение четырёх лет замужества дарил ей Анатолий.   

Дальше приключения Матильды продолжаются по возрастающей. И касаются уже не просто любовных увлечений, а также возможностей задавать тон светской жизни всей Франции. С середины 19 века литературный салон Матильды в центре Парижа собирал у себя свет французской творческой и политической богемы. А позже центром светской жизни Франции стала и её загородная резиденция. Можно долго перечислять имена большинства знаменитых литераторов, поэтов, живописцев, политиков и общественных деятелей второй половины 19 века, которые проводили время в салонах у Матильды. Там бывали и русские писатели, в числе которых и Иван Тургенев, и Владимир Соллогуб, оставившие свои впечатления и об этих посещениях, и о самой принцессе.

 

А если вор – последний романтик

В числе тех драгоценностей, которые в ночь на воскресенье 2023 года были украдены из Музея художника Эбера в Ла-Тронш, очевидно, могли быть и те, что Матильда увезла с собой из замка, когда сбегала от Анатолия Демидова.

Хотя у Матильды за последующие годы жизни накопилось ещё немало ювелирных ценностей. Она любила и коллекционировала драгоценные камни и изделия из золота. У неё, например, оказались и первые работы ювелира Луи Картье, который во многом благодаря именно Матильде стал основоположником одного из самых известных и сегодня ювелирных домов.

Драгоценности были привезены в музей Эрнеста Эбера в Ла-Тронш, потому, что одна из комнат на первом этаже большого здания музея посвящена именно принцессе Матильде Бонапарт. Помещение обставлено мебелью, принадлежавшей племяннице Наполеона, там же представлен ее портрет работы Эрнеста Эбера.

На фото: Комната в музее Эбера посвящена принцессе Матильде Бонапарт © Radio France - Lionel Cariou

В этой краже много удивительного. Так, чтобы проникнуть внутрь музея воры просто  воспользовались приставной лестницей, и со стороны сада забрались на балкон, разбили оконное стекло, и оказались внутри музея. Удивительно, просто. Так же как удивительно, что не сработали сигнализации и иные средства безопасности. Количество похищенного и сумма ущерба ещё устанавливается. Расследование ведёт судебная полиция.

Удивительно и то, что воры вовсе пошли на такую кражу, ведь продать украденное будет невероятно сложно, чтобы эти операции остались незамеченными. Это сделать незаметно будет трудно, даже если все драгоценные украшения принцессы разобрать по отдельным камешкам. Все они десятки раз описаны в каталогах, сфотографированы для музеев.

Так, может, в деле опять замешана любовь? Может, вор – романтик, и потому на это пошёл, что влюблён в принцессу Матильду, в её образ, в жизненное поведение. И вовсе не собирается он их продавать, а будет наслаждаться тем, что частица неукротимой Матильды будет теперь рядом с ним. Ход расследования можно направить и в другие стороны... Версий достаточно. Так или иначе, эта кража в Ла-Тронш даёт французской полиции шанс не только проявить свой профессионализм, но и доработать сюжет будущего отличного детектива.

Игорь ДОКУЧАЕВ

 «Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Наполеон стал предвестником Евросоюза

Айседора Дункан: мировая звезда была счастлива в России

Предсказания Черчилля

1592 просмотра.
Теги: Контекст

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу