Сказано в Пскове: Попробуйте растянуть от Калининграда до Камчатки тираж в 3,5 тысячи
В Пскове уже в семнадцатый раз прошёл книжный форум «Русский Запад», который организует Псковская областная универсальная научная библиотека, теперь носящая имя Валентина Курбатова. Одним из традиционно интересных мероприятий форума становится, как правило, дискуссия издателей, книгораспространителей, библиотечных специалистов - «Издательский час». На встрече, в присутствии любопытствующих посетителей, специалисты обсуждают самые насущные вопросы книжной отрасли. Речи и выводы из такой дискуссии заставляют о многом задумываться, и не только о книгах, издателях, читателях, но и о том, как мы живём. На этот раз ведущим дискуссии был Олег Филимонов, вице-президент Ассоциации книгоиздателей России. Его выступление в начале встречи не только задало тон всему дальнейшему разговору, но и предложило полновесный материал для выводов.
Pressaparte ru предлагает читателям большой фрагмент выступления Олега Васильевича, с надеждой, что эта информация к размышлению прорастёт в разных и очень нужных местах нашего общества.
Говоря о ситуации с книгоизданием в России, и, обращая внимание собравшихся на встрече, на экран с таблицей, которую подготовила Ассоциация книгоиздателей России, Олег Филимонов сказал:
- Вот посмотрите, здесь выставлены по порядку номера одиннадцати областей. Мы этот рейтинг выстраивали по количеству выпущенных за год наименований – это в левой колонке, следующая колонка справа - это суммарный тираж всех книг, выпущенных в той или иной области, и в последней колонке аналогичные показания по 2020 году. Эти данные объективны, спорить с ними не приходится. В качестве основного пункта мы взяли именно количество наименований, потому что в преимуществе региональные книгоиздания малотиражные. Изданий, которые выпускались бы тиражом более одной тысячи экземпляров, очень мало. В основном диапазон от 500 до 1000 экземпляров. Соответственно удельный вес такого показателя, как количество названий, вырастает - отсюда рейтинг. Но это статистика с одной стороны. Мы понимаем, что для разнообразия рынка количество наименований имеет решающее значение. Естественно, чем больше количество названий, тем больше тематический охват, можно разнообразнее представить разные точки зрения, те или иные художественные концепции и так далее. Но, с другой стороны, давно повелось - это не изобретение последнего времени, суммарный тираж характеризует доступность каждой книги. Не надо объяснять, что книги, которые изданы тиражом 500 экземпляров, к сожалению, практически лишены возможности выйти за пределы области. Она чаще всего остается в регионе или даже в городе, где она выпускается. 500 экземпляров для книжной торговли не представляют серьезного интереса.
Мне кажется, что это проблема, которую мы сейчас не в состоянии решать, тем более что суммарный тираж в целом по стране тоже падает. То, что мы говорим сейчас о сокращении суммарного тиража применительно к одной конкретной области или абстрактной территории - это состояние всего отечественного книгоиздания. Притом, что у нас растет и является относительно высоким показатель количества книг разных наименований, по этому показателю Россия входит в пятерку ведущих стран мира на протяжении более чем десяти-двенадцати лет и позиции свои не упускает - всегда у нас сто с лишним тысяч плюс-минус десять тысяч названий. Представьте себе этот колоссальный объем литературы. Но вот по суммарному тиражу у нас резкое падение. Особенно если брать в сравнении с советским периодом, в том числе с последними его годами. Здесь, к сожалению, разительный контраст - в тиражности мы потеряли. То есть, по сути дела, потеряли в доступности книги. Есть еще и другая характеристика, которая является очень важным показателем для библиотечной среды. Сейчас есть разная статистика: от 2,9 до 3,5 книг приходится на душу населения в стране за год. Более оптимистический вариант – 3,5 книги, менее оптимистический – 2,9. Столько выпускают. И если эти цифры сравнить с тем, что было в последний советский год, не блестящий с точки зрения народного хозяйства - 1990-й - 12,1 книги в год на человека. Заметьте, какой контраст - 12,1 и 2,9. Но это и есть доступность книги. Как вышедшая книга может быть доступной, если… Цифры я привел. Скажу еще, что средний тираж каждой книги в целом по стране, и по всему объему выпускаемой продукции - 3,5 тысячи. Представьте нашу страну с ее колоссальной территорией, от Калининграда до Камчатки, и 3,5 тысячи тираж - попробуйте растянуть. Это, конечно, абстракция, но, тем не менее, средний показатель говорит, что проблем у нас много.
К содержанию нашего круглого стола: как прожить книжной культуре, как ее развивать, как обеспечить читательскую аудиторию, как обеспечить развитие конкретного издательства. Даже сравнение по отдельным областям говорит о многом - я должен просить прощения у хозяев, что Псковская область занимает 11-е место в рейтинге - но что есть, то есть. Для сравнения посмотрите 2020 год - сокращение почти в 10 раз. Бесследно ничего не проходит, все взаимосвязано. Что не дорабатывается по каким-то причинам на местах, то будет зиять, может быть, не очень заметной, но совершенно очевидной дыркой…
С моей точки зрения нонсенс, что в таких историко-культурных центрах, несравнимых ни с чем, как Новгород и Псков, такое относительно слабое развитие получает книгоиздание. Я это с извинениями произношу, потому что такое у нас книгоиздание сегодня.
Книгоиздательство – это сегодня, конечно, предпринимательство - социальное предпринимательство. Есть энтузиаст книжного дела в области - начинает бурлить эта издательская жилка. Я живу в Москве, я читаю книги. У меня первая мысль, когда возникают ситуации и идёт речь заняться предпринимательством - чем заниматься? Ну, конечно, книгами. Мне не придёт в голову продавать автомобили, ну, просто не придёт. Но ни в Тобольске, ни в Рыбинске в советское время не было издательств, просто не было, и все. (На этой встрече в Пскове присутствовали издатели из Рыбинска, Тобольска, Москвы, - ред.). В Рыбинске еще была типография, крупный комбинат, надеюсь, что он так и функционирует активно, а издательств не было. Многие издательства, подавляющее большинство издательств, которые держаться на плаву, живут в силу традиции. Была типография, было издательство, они продолжают эту традицию. Между прочим, проще быть традиционалистом. Но ни в Тобольске, ни в Рыбинске такого не было. Но появились люди, которым небезразлична книжная культура - и вот, всё идет. Это предпринимательство в высшем культурном и социальном смысле, оно и дает результат.
Вот рядом коллега Сергей Биговчий… Лет двенадцать назад в мой приезд в Псков мне попадает, в каком-то смысле случайно, одна, потом вторая, потом третья книжка, которую выпускала псковская типография, которую на тот момент коллега Биговчий возглавлял. Собственно я не могу сказать, что мы с ним друзья и поэтому я доброе слово о нем говорю. Совсем нет. До того как мне эти книги попали в руки, я и фамилии Биговчий не слышал. Я даже не помню, где это было, в библиотеке или в книжном магазине местном, ко мне попадает книжка «Опочка», а рядом стоит в таком же серийном оформлении книга «Остров». Я начинаю смотреть, выясняется, что это серия книг, причем прекрасно сделанная. (Речь идёт о цикле изданий «Псковская историческая библиотека» (на фото), которую издавала Псковская областная типография, - ред.).
Да, прекрасно сделанная, информационно насыщенная, документальная, возникает желание ее посмотреть, почитать, полистать. Появляется панорама не одного какого-то городка Опочки, возникает целая панорама Псковской области. Псков-то все знают, каждому интересно почитать про Псков, каждая новая книга о Пскове - интересна, про историю Пскова, про сегодняшний день. Но тут целый спектр изданий получается. Псков не сам по себе же... Это такая историко-культурная база, на основании которой произрастают разные направления культуры, разные истории происходили на протяжении более тысячи лет, почти полутора тысяч лет, вот что интересно. Я это к чему говорю, книжник-предприниматель, а он даже не книжник, а полиграфист - книжник по характеру, полиграфист на тот момент по профессии. И вот это все в нём бурлило, и книги были известны далеко за пределами Псковской области. Причем они универсальные, предназначены не только жителям Псковской области, а вообще любому русскому человеку. Серия осталась в истории, не продолжается, не переиздается, не пополняется. От фермента, от какой-то закваски многое зависит на местах.
Не исключено, что книгоиздатель может появиться в совершенно заштатном городишке, лишь бы было желание этим заниматься.
Вот в Калининграде издательство с символическим названием «Живём», я уговаривал директора издательства сюда приехать - раз «Русский Запад», куда уж западнее, чем Калининград. Думаю, что мне удастся на следующий год (привезти в Псков директора калининградского издательства, - ред.). Вот, там люди тоже с чистого места начали, правда, калининградское издательство в свое время существовало, но они с ним не связаны. Они выпускают прекрасную литературу, интересную для всех, кто интересуется российским анклавом на Балтике.
Я этих примеров могу привести десятка два, это издатели, которые работают очень серьезно. В Кабардино-Балкарии, в Нальчике «Издательство М. и В. Котляровых», на Дальнем Востоке издательство «Рубеж» во Владивостоке, издательство «Новая книга» в Петропавловске-Камчатском. Якутское издательство «Айар» имени С. А. Новгородова которое здесь (в Пскове на «Русском Западе», - ред.) участвует в презентации, оно просто в себя влюбляет. Ну, какая книжная культура исторически была в Якутии? Будем честны, она началась в советское время, книжная культура Якутии. Сейчас это издательство - лауреат всероссийских конкурсов, фонтанирует превосходными книгами - одно увлекательнее другого издания выходят. А уж какие презентации они составляют, это еще московским издательствам поучиться. Это побудительный мотив для того чтобы делать книгу и читать книгу, узнать про Якутск. Одна из самых интересных книг, которые попали ко мне в последнее время, - «Шаманы», выпущенные якутским издательством, по истории шаманизма, от первых, зафиксированных проявлений шаманизма, до наших дней. Увлекательное издание, причем оно не расходник какой-то книжный - почитал пять страниц, надоело, оставил. Это серьезная работа. И между тем, она интересна не только специалисту, а любому читателю.
Региональные издательства очень важную миссию выполняют. Это не просто особенность, это именно миссия, которая не может быть заменена никакими другими столичными издателями, петербургскими и московскими. Они значительно лучше и глубже представляют все то, что происходит с малой родиной.
Из выступления Олега Васильевича Филимонова, вице-президента Ассоциации книгоиздателей России на книжном форуме «Русский Запад» в Пскове, 20 апреля 2022 года.
Подготовила Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Псковская областная типография. Фотореквием
«Русская литература за границей представлена однобоко» - Михаил Тарковский
Что делать, если ребенок не любит читать?
Поделиться с друзьями: