Интернет-газета. Псков
16+

Большаков: гордый человек, всегда попадающий в «десятку»

22 марта 2022 г.

Ровно сто лет назад 22 марта 1922 года в Петрограде родился человек, которому суждено будет стать и Художником, и Человеком с большой буквы. А картины его будут сродни музыке, где и Чайковский, и Бетховен, и Григ звучат, и наши родные напевы проступают. В день рождения Алексея Большакова лучше, чем псковский искусствовед Ольга Кошелькова о Заслуженном художнике России никто не расскажет.

 

Алексей Алексеевич - личность и художник масштаба вовсе не провинциального. Он не только родился, жил и учился в северной столице – в средней художественной школе при Академии Художеств, потом в самой Академии. От ленинградского гранита он ушёл воевать в 1941 году, и закончил войну в Кёнигсберге. Позже, где бы Большаков ни был, где бы ни жил, Ленинград-Петербург в его жизни остался навсегда. Лучшие друзья и коллеги оттуда: график Василий Михайлович Звонцов - с ним Большаков даже воевал на соседних фронтах, а потом выставки совместные делали, и живописец Пётр Тимофеевич Фомин. Поездки на пленэры и на Академическую дачу - какая кипучая жизнь была в их питерском кругу. Жизнь, в которой есть место многому, но творчество для них всегда оказывалось на первом месте.

Живопись Большакова год от года менялась и развивалась, ни в коем случае не застывала - не в характере нашего художника повторяться или топтаться на месте. Завораживает многих и многих приходящих на выставки мастера дышащая жизнью живописная поверхность, откуда внутренняя сила, видимо прорывающаяся к зрителю. Происходила удивительная вещь, чем старше становился Большаков, тем моложе и динамичнее была его живопись.

Новый виток биография художника и без того неординарная сделала в 1978 году. Решили с женой Анной Гурьевной переехать жить в деревню. Решено - сделано… Место глухое, зато живописное: деревня Харин Бор в Новосокольническом районе. Озеро нереальной красоты, леса полупроходимые по всей округе, а главное - дорога такая, по которой не всякий отважится поехать, и доехать не всегда получится... Без малого тридцать лет проживут они в Харином Бору. Жизнь в деревне - не сахар, но трудностей Алексей Алексеевич никогда не боялся. Он так строил свою жизнь, словно продолжал воевать и в мирное время. Он - художник-воин. Да, характер не ангельский, но сильный, такого ничто не сломило, и никто не сломил. Гордый человек. Не грешил чинопочитанием и угодничеством, не гонялся за званиями и спокойно воспринимал невнимание местного отделения Союза художников.

Своими руками после страшного пожара выстроил новый дом в деревне. Но в том кострище погибли все работы, кроме экспонировавшихся на тот момент на выставке в Пскове. Эти работы настоящим чудом и сохранились для нас.

Сам косил, заготавливал дрова, доил корову, сколачивал подрамники, натягивал на готовые подрамники холсты и писал картины - взахлёб, начиная иногда сразу несколько, а потом каждую «дотягивал», как он любил говорить. В его небольшой мастерской было, как правило, холодно, там специально почти не топили, чтобы краски подольше не сохли. Пейзажная живопись у истинного художника, живущего в гуще природы, особенная. Он может себе позволить на холсте и самую сложную цветовую полифонию, и совершенно немыслимую по смелости композицию, и практически всегда это будет попадание в «десятку» - собственное чутьё и природа-матушка не позволят сфальшивить.


Вот вам осень..

А теперь зима...


Познакомились мы с Алексеем Алексеевичем поздновато на первый взгляд - в 1995 году, ему тогда уже было 73 года. К счастью, за это время случились в жизни великолепного художника серьёзные выставки в Пскове, Петербурге, Москве, Великих Луках, Новосокольниках и Ржеве. И наконец, к восьмидесятилетию Алексея Алексеевича удалось издать альбом его работ. За это не перестаю говорить «спасибо» петербургскому ЦКБ «РУБИН» и лично Владимиру Николаевичу Давыдову, а также галерее современного искусства «На Бастионной», которая тогда работала в Пскове.

В пейзажах Большакова мне видится не простое отражение дивных русских красот, а воспевание Отчизны, истоков наших. Живопись – его, Большакова, музыка, а кисть - его инструмент. Кстати, Алексей Алексеевич любил Грига, Чайковского и Бетховена. И в результате в его картинах мощная песнь получилась, по-большаковски масштабная.

Ольга КОШЕЛЬКОВА, искусствовед

Фото предоставлены автором

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте ещё об Алексее Большакове:

Вселенная без Алексея Большакова стала меньше

Стараниями галереи-клуба «Монмартр», созданного в Пскове, День Победы город встретит с художником Алексеем Большаковым

Вам также может быть интересно:

Петр Оссовский: я всегда оставался просто русским художником…

 

548 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу