Татьяна Дворецкая: даже минимальное насилие должно насторожить
Интернет всё больше становится сосредоточением насилия и жестокости – их демонстрируют и в записях, и в прямом эфире. Образовались целые шоу, каналы, которые используют темы физического или психологического насилия в своём контенте, даже родился новый жанровый подвид - «треш-стримы». О таком ещё десять лет назад не могли и подумать. Появились и реальные жертвы сетевого насилия. И самое печальное – формируется аудитория, готовая воспринимать, то чем их пичкают.
Как реагировать на происходящее и что нас может ждать в результате? Такие вопросы мы задали псковскому психологу, заместителю директора по научно-методической работе «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Татьяне ДВОРЕЦКОЙ
- Сегодня в интернете можно найти всё, что угодно: организация и выполнение насильственных заданий, распитие алкоголя, выполнение различных действий интимного характера… Такой контент может находить приверженцев среди обычных людей, при этом некоторым участникам и зрителям может не быть 18, и даже 16 лет. Как на такое поведение в интернете реагировать?
- Негативно. Смотреть и выполнять экстремальные действия - это естественная потребность подростков. Но риск должен быть соотнесен с границами возможного и допустимого - можно рисковать, прыгая в длину, или как-то иначе, но, чтобы риск не превышал этих самых границ. Мальчики всегда любят похвастаться друг перед другом этими рисками. Но иногда люди, становясь взрослыми, в поведенческом плане не выходят из подросткового возраста и остаются в этом состоянии.
- Татьяна Всеволодовна, что, на ваш взгляд, можно выкладывать в интернете, учитывая эти риски?
- Можно делать какие-то трюки, в пределах разумного, когда не выходят за рамки норм. Можно по-разному померяться способностями и силами, например, показывать те умения, какие не умеют другие, в том числе, петь, танцевать - но, если появляется даже минимальное насилие - это должно насторожить. Когда есть жестокость, причинение физического и морального вреда - это не норма. Это здорово губит психику современных подростков, особенно сейчас, в период пандемии. Многие сидели в замкнутом пространстве и, безусловно, была нереализованная потребность в общении, поэтому многие подсели на получение информации через интернет. И как следствие, это еще больше усугубило ситуацию, спровоцировав увеличение просмотра жестокого и экстремального материала.
- Откуда появляется и что вызывает потребность смотреть и производить контент с проявлением насилия и жестокости?
- Если говорить о подростках, то естественная базовая потребность в новизне и острых ощущениях. Потребность в признании, они компенсируют просмотрами и лайками и быстрой «популярностью», чего на самом деле в их собственной жизни нет. Они могут из-за страха делать разные действия, чтобы перестать бояться самим. И снятие подобных роликов кажется им очень важным, чтобы тебя оценили, как крутого парня, который ничего не боится. Кроме того, производство подобных роликов мотивируется возможностью получения большой прибыли, получаемой именно за счет паразитирования на жестокости, и резонирующей, а, значит, привлекающей внимание к теме и авторам этого контента.
- А как съёмка жестоких сюжетов может отразиться на психике тех, кто имеет отношение к их созданию?
- Однозначно отрицательно, если они при съёмке переходят нормы допустимого, или появляется слишком большой риск для жизни. Да, это будоражит и реализует их потребности, но, когда они выходят за рамки, появляется риск здоровью физическому и психическому. Кто-то на этом наживается, кто-то реализует подростковые комплексы. Если это взрослые люди, то снятие подобных роликов является признаком психотравмы - они глубоко травмированные люди. Человек так пытается доказывать миру, что ему ничего не страшно.
- На взрослых и детей действует по-разному?
- Это очень влияет и на детей, и на взрослых. Но иногда и процесс, и результат, к сожалению, не зависят от паспортного возраста: получая свои лайки, они считают, что это круто. У подростка в голове заложен механизм группового заражения, они подвержены пропаганде. А подобные ролики - это и есть пропаганда насилия и чёрных ценностей. Люди идут на экстремальные поступки в отношении себя, или причиняют вред другим, а после это может и вовсе стать нормой поведения. Подростки, глядя на такие сюжеты, могут копировать увиденное, причиняя ущерб собственному психическому здоровью и тех, кто в этом участвует. Это разрушает неокрепшую психику подростков и молодых людей. Извращается вся система ценностей человека.
- Как вы считаете, социальные сети и интернет сформировались уже в единое сообщество, к которому должны быть применены существующие в обычном реальном общественном устройстве нормы морали, за невыполнение или несоблюдение которых обычно следует порицание, административное или уголовное наказание?
- Да, должны применяться специальные законы, надо регулировать правила жизни сообщества - жестокость нужно наказывать. Контроль в этой сфере должен быть соразмерным свободе действий, при этом, не ослабляя и не преувеличивая полномочий контролёров. Жестокость уголовно преследуется и должна пресекаться.
- Как вы считаете, что случится, если люди будут поддерживать подобное поведение в интернете и дальше? Что нас может ждать в результате увеличения треш- контента, если люди вовремя на это не отреагируют?
- Люди заражаются общим настроением: если одни показывают жестокость, значит, думают другие, мы тоже можем. Если делают подобное уже не один-двое - это постепенно может стать нормой для большинства, и таким образом подобное поведение распространяется, а градус и характер самих действий накаляется и всё больше уклоняется от принятых общественных представлений. Те, кто организуют подобные стримы, и те, кто отправляет задания для исполнения, являются своего рода организаторами преступной деятельности, такие люди должны привлекаться к административной или уголовной ответственности в зависимости оттого, что там показывают.
Виктория ФАДЕЕВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Поделиться с друзьями: