Почему люди смотрят фильм «Паразиты»
Кто-то внимает Ванге, другие спрашивают Алису, самые оригинальные смотрят корейское кино…
С настоящей катастрофы начинается фильм «Паразиты». Wi-fi отключили, телефон тоже – вся семья: отец, мать, сын, дочь – все на грани шока. А ведь именно сейчас им позарез нужно найти видеоролик-инструкцию, как делать бумажную коробку для пиццы. Для кого-то покажется мелочью отключение связи, но не для этой семьи, каких много в этом районе города. Дети мечутся по полуподвальному жилищу в поисках заветного сигнала, долетающего от соседей, находят где-то у потолка в туалете. И, о, счастье! Сигнал! А потом коробки сделаны, кое-как сданы агенту фирмы, и они пьют… «за возвращение щедрого вай-фая!».
Инструкция по прорыву в высшее общество
А потом в семье появляется камень. Никакой мистики: подарок от друга сына, точнее, от дедушки друга, собирающего по жизни тайные камни. Именно этот, якобы, приносит богатство. Всей семье этот камень очень нужен, потому что ни у кого из них нет работы: ни у папы, мамы, ни у сына-почти студента, ни у такой же дочери.
Верить в силу камней могут либо романтики, либо мистики, либо совсем отчаявшиеся. Эту семью можно отнести не просто к отчаявшимся, а скорее к гонцам за мечтой разбогатеть, отчего в результате не просто отчаяться можно, а даже сойти с ума. Совпадение или нет, камень сразу сработал, и появился свет в конце тоннеля. Друг, подарив камень, следом предложил парню временно заменить его в репетиторстве в богатой семье – помогать юной дочери этого семейства осваивать английский язык. Потому что сам едет на стажировку. Почему именно его об этом просит? Он из бедной семьи - не студент – не поступил, не семи пядей – но ушлый, не носитель английского – он простой молодой кореец, живущий в бедной, очень бедной семье… Но способный и даже умный, как уверил его друг, и обязательно в будущем поступит в университет. На самом деле тот приятель, передавая ему репетиторство у юной девушкой, просто никому другому не доверял, приберегая девушку для себя, а к бедному парню у неё тяги не будет, о чём и рассказал без утайки. На том и порешили. И ничего, что для соответствия требований по репетиторству нужно было подделать документы, объявляющие его студентом.
Один из приятных выводов: как красиво корейцы раскланиваются в знак уважения и благодарности перед собеседником. Из неприятных: то, что такие знаки внимания и национального этикета, ничуть не гарантируют, что раскланивающийся человек так и думает.
Новый репетитор, хорошо отрекомендованный другом-стажировщиком, сыграл умного студента умело, вошёл в доверие, покорил хозяйку дома фразой-ключом. И… сразу же нарушил тайные планы друга, который при возвращении со стажировки хотел всерьёз заняться девушкой, да ещё и жениться на ней, потому что та тоже не против. Юная девица на первых же уроках уже ластилась к новому репетитору, и он был совсем не против этому сближению…
А ещё нужно помнить, что у юных девушек, и корейских, и русских, и американских, и итальянских на уме одно и то же: кто на кого запал? И как проверить свои чары на новом объекте.
«Это так метафорично» - одна из первых фраз, сказанная молодым человеком в доме богатых хозяев, которая вывела главного героя «в люди». Есть повод её запомнить дерзким молодым людям, прорывающимся в категорию «богатых, успешных, состоявшихся». Фраза может стать легендой, инструкцией по прорыву. Только, рекомендуем, досмотреть фильм и взглянуть, к чему она может привести.
Трусики, снятые на ходу, могут привести не к этому
Хорошее место работы, приличные гонорары. Но парню этого было мало, в голове у него сидела… забота о семье. И кажется что же тут плохого? И даже то, что попытка найти работу для сестры была связана с изначальным, но очень изощрённым обманом, некоторым отнесут к нормам сегодняшнего дня, если ещё и цель благородная. Но маленький обман, если его не притормозить и не умерить вовремя, грозит большой катастрофой. И сестра, устроенная на место учителя рисования, сыгравшая роль авторитетного специалиста по арт-терапии для ребёнка, этим маленьким обманом подтолкнула к ужасной развязке. Голодные и отчаявшиеся могут быть очень хорошими актёрами, потому что это и не актёрство вовсе, а охота… Это гонка зверя за добычей, поэтому тут все роли и все маски – как родные, их не отличишь от настоящих, и поток лжи тогда становится искренностью, в которую говорящие верят сами. И действия продуманные и отточенные.
Трусики, снятые на ходу, на заднем сиденье в «Мерседесе» хозяина дома, в котором не подозревающий подвоха водитель семьи, подвозил новую художницу маленького сына, сделали своё дело – заронили сомнение в водителе. Хозяин дома легко нашёл эти самые трусики, и воображение нарисовало разные картины, о девушке, которая могла их забыть. В результате водителя уволили, чтобы на этом тёплом месте уже на следующий день оказался папа семейства из подвала. Ловушка сработала.
А потом настал черёд экономки. Целая череда хитроумных действий и ловушка-схема, построенная всего на одной детали… И на месте уволенной женщины появилась… мама бедного семейства. Но одинаковый запах – ужасный и въедливый аромат подвала чуть было не сорвал всё. Запах бедных, он у тех, кто ездит в метро, и это запах у нашего водителя, - говорят богатые хозяева. Этот запах у всей четвёрки, и он, как ни странно, передаётся через экраны зрителю, вы его реально чувствуете. Запах стал одним из главных героев фильма, хотел того автор или нет.
На одной стороне богатые и добрые, на другой – бедные и злые. А ещё хитрые. Иногда, правда, хитрые без злые. И это не что иное, как новый виток хорошо известной классовой борьбы. Вот она, здесь видна вся, и не в советском учебнике истории, а в реальном капиталистическом мире. «Оскал капитализма» - так в добрые времена называли эту оборотную сторону, на которой находятся те, кто из подвала хитростью пытались захватить богатый дом. Они всё просчитали, выверили до мелочей, им удались самые дерзкие схемы. Уни уже чувствовали ноздрями тёплый запах жертвы, они воздавали хвалу то ли камню, то ли небесам, то ли своей удаче. Но не учли одного.
На той же стороне, что и они окажется ещё одна жертва – семья уволенной из-за них экономки. Точнее она и муж-кондитер, который и вовсе уже несколько лет - живой призрак – привидение этого богатого дома. За долги у него забрали процветавшую когда-то кондитерскую, его ищут коллекторы, он скрывается, фактически, поставив на себе крест… Чувствуете похожесть на российскую действительность? На самом деле, такая она везде, где капитализм явный, или скрытый, или переросший в другие формы. Где одна сторона радуется жизни в больших домах на зелёных лужайках, а другая подыхает в подвалах и бункерах.
Именно в бункере под домом две семьи-жертвы и встретились, и сцепились не на жизнь, а на смерть, оспаривая хотя бы надежду когда-нибудь подняться из подвала на зелёную лужайку. Ту самую надежду, больше похоже на маленькую щель, которую им оставляют те, кто наверху, считающие их тараканами, а проще паразитами.
Капитализм не терпит рядом запаха бедности
Ужасная картина, когда ущемлённые и обездоленные начинают друг друга убивать в желании одних всплыть, выбраться вместо других; они все практически точные копии, которые не различают те, кто наверху, те, кто заставляют их бороться друг с другом. Одни лишены дома очередным наводнением, другие - кондитерской за долги, но и эти, и такие же третьи, четвёртые, пятые сотые, тысячные – лишены будущего.
«Самый лучший план, который не сорвётся – это тот, которого нет», - говорит старший, и по-своему самый мудрый мужчина в нищей семье. Лучше не строить планы, которые всё равно никогда не сбудутся – это лозунг бедных, какими их делают те, кто наверху, а точнее – капитализм.
Хотя, паразитами взаимно могут называть богатые бедных, и бедные богатых. И им никогда не договориться.
«Надо же, все такие красивые, приехали без подготовки… и все такие естественные. А я вписываюсь, я вписываюсь в эту жизнь?», - спрашивает главный герой у девушки, когда на зелёной лужайке начинается праздник. Он просто чувствует всеми органами чувств барьер – ту самую осязаемую и неосязаемую преграду, о которой писали веками все, кто, так или иначе, говорил об этом противостоянии. Ему хотелось, чтобы она сказала: «Да, вписываешься». Но этого не происходит.
И весь фильм длится ощущение, что бедность вот-вот должна вырваться, должна поразить богатство. И она это делает, вырывается из подвала в самый разгар праздника богатых. И снова жертвы тут те, кто самые незащищённые, которые даже в минуты рядом со смертью пахнут бедностью. Трагедия разыгралась. Страшная, ужасная… Во, что корейцы-то делают! Кровавая драма, которая весь фильм предчувствовалась и должна была состояться даже уже независимо от задумки сценариста. Фильм и его герои стали в кадрах жить практически самостоятельно от тех, кто их создал. Бывает же такое.
Главный герой выжил, но в конце он смеялся, безудержно смеялся. Подвинулся ли он рассудком от всего случившегося? Да дело даже не в этом… В подвале, в тайном бункере под домом старый сиделец, измученный призрак, сменился новым. Бедность и неизбежность в этом смысле синонимы: жить тихо-тихо в чужом подвале, таскать чужую еду из холодильника, посылая в бездну сигналы «sos» и, строя планы, которым никогда не суждено воплотиться в жизнь. Капитализм не терпит рядом запаха бедности.
Когда говорят о будущем, о ближайшей перспективе, кто-то внимает Ванге, другие спрашивают Алису, самые оригинальные смотрят корейское кино. Понимают его не все… А те, кто вдруг осознают, говорят: жаль, что мы редко видим корейское кино.
«Паразиты». Автор сценария и режиссер: Пон Джун-хо. Страна: Южная Корея. Фильм получил главный приз - Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля и стал первым южнокорейским фильмом, получившим столь высокую мировую оценку.
Игорь ДОКУЧАЕВ
Фото: кадры из фильма «Паразиты»
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: