Интернет-газета. Псков
16+

Туризм в Пскове: как шагнуть дальше?

23 октября 2018 г.

Фото Игоря Докучаева

Псков - богатейший город  не только на историческое и архитектурное наследие, но и в культуре, и в древней живописи, и  в природно-ландшафтном содержании – просто кладезь. Но всё это богатство нужно уметь показывать, преподносить, находить те группы людей, кому это может быть интересно, формировать интерес у тех, кто пока далёк от этого. Именно такая мысль звучала на всех мероприятиях международной конференции «Популяризация культурного и исторического наследия и развитие туризма», которая собралась в середине октября в Пскове.

Есть, к чему стремиться

Уже в первый день конференции прозвучали не просто интересные выступления с подробным детализированием итогов и перспектив развития туристической отрасли, но и откровенные, порой даже острые доклады с анализом сложившейся ситуации в проблемных направлениях. Об основных тенденциях развития туризма рассказала собравшимся Ольга Качнова, начальник отдела развития туризма Государственного комитета Псковской области по культуре.

Оказывается, Псков очень неплохо выглядит в строю российских городов, претендующих на туристические потоки. За минувшие годы за счет средств инвесторов создано 14 объектов - это ресторанно-гостиничные комплексы, торговые, деловые, развлекательные центры, сетевые точки питания, кинотеатр. И возведение объектов такого типа продолжается. Туристский рынок подкорректировал и появление новых объектов: сегмент дорогих мест проживания уже достаточен, из-за кризисной ситуации с деньгами основной спрос сегодня на недорогое проживание – и в регионе стали появляться кемпинги, хостелы, гостевые дома. Происходит и глобальная на уровне области реконструкция городского пространства в Пскове, в Печорах, в Опочке. На эти цели изыскивают немалые средства. Так на реконструкцию улицы Свердлова и прилегающих парковых зон в Пскове в 2018 году выделено 210 млн рублей из федерального бюджета, 55,8 млн рублей из консолидированного бюджета региона, 620,2 млн рублей из внебюджетных источников.

В Псковской области работают 33 турагентства, 22 туроператора, имеется 350 мест общепита, номерной фонд гостиниц – 3687. И туристский поток в 380 тысяч человек. Много это или мало? Кажется много, пока не узнаешь цифры, например города Владимира, который за 2016 год посетили примерно 4 млн туристов. Опыт Владимирской области нужно изучать пристальнее – там тенденция увеличения турпотока хорошо видна. По данным СМИ, в 2014 году в Владимирскую область приехали 1,7 млн туристов, в 2015-м – уже 3,3 миллиона, а в 2016 уже 4 миллиона.

Да, у Псковской области тоже есть ресурсы привлечения дополнительных туристских потоков, и о них упоминали на конференции. Так, в докладе Ольги Качновой были цифры, полученные от Псковского пограничного управления: через государственную границу в сторону Пскова за 2017 год прибыло 1 млн иностранцев. Сначала даже показалось – не ослышались ли мы, но всё встало на свои места… Конечно, большая часть из них – это транзитники, следующие в Санкт-Петербург и иные регионы, и только около 30 тысяч разместились в гостиницах и других местах размещения в Пскове.

Но, даже учитывая, что основной поток пока проезжает мимо Пскова – эти люди, возможно, будут чуть больше знать, где находится русский город Псков, и возможно в будущем их дороги приведут и непосредственно сюда. Правда, надеяться на это, сложив руки, рассчитывая лишь на известность Пскова в историческом ракурсе, всё-таки не стоит. И даже не столько потому, что на этом поле много конкурентов в борьбе за туриста, а потому что путешествующие люди давно избалованы количеством предложений.

Приехать, чтобы остаться

Больше шансов привлечь внимание транзитников к Пскову – научиться рассказывать о городе и регионе таким образом, и такими разнообразными способами, чтобы они точно зацепили равнодушного пока транзитника. Именно о таких методах работы, часть из которых уже применяют в соседнем Великом Новгороде, рассказала Ольга Васильева, председатель комитета по туризму и зарубежным связям Администрации Великого Новгорода. И эти методы легко замечались даже на конференции в Пскове: у входа в зал, где проходило пленарное заседание, во множестве лежали информационные буклеты, карты, листовки, выпускаемые в Великом Новгороде. А где же псковские раздатки?

И общая задача практически у всех исторических городов: как задержать туриста в регионе больше, чем на 1-2 дня? Как сделать так, чтобы путешествующим хотелось не только оставаться в Псковской области дольше, но и возвращаться в регион еще и еще раз. Как шагнуть дальше от традиционных поездок в Печоры, Изборск, Пушкинские горы, Псков и выйти на новые маршруты, окунуться в новые интересные события – остаться в этих местах на неделю, а то и на весь отпуск. И на конференции в Пскове эти вопросы были одними из главных, не только в докладах, но и в разговорах участников.

«Мы ждем на наших уникальных праздниках туристов, а они  не приезжают по одной простой причине - просто не знают об этом, как не знают о событийных праздниках и наши туристские агентства, которые приглашают гостей посетить Псков, предлагая только традиционные маршруты, - считает  Марина Кожевникова, начальник отдела  рекламы и маркетинговых проектов МП г. Пскова «Северо-Западный центр социологии и маркетинга». - Вывод, который на поверхности - отсутствие информации, недостаточное внимание продвижению событийных праздников, PR мероприятий практически отсутствуют или  размываются, т.к. представлены на информационных ресурсах того или иного организатора, что недостаточно для достижения задач по продвижению Пскова для увеличения турпотока в рамках событийного и гастрономического туризма». 

Практически эта мысль прошла красной нитью через  каждый доклад конференции. А докладчиков было много – 110. И это из числа зарегистрировавшихся на конференцию участников – 150. То есть слушателями этих докладов были сами докладчики плюс 40 человек заинтересованных. После состоявшегося форума звучали мысли, что хорошо, если бы слушателей в зале было больше. Однако тут надо оговориться: конференция собрала профессионалов, которые хотят слышать коллег, и быть ими услышанными, и привлекать сюда малопонимающую публику со стороны, только для создания какой-то массовки – ненужный и бессмысленный шаг. Профессиональный диалог – это самое ценное, что есть в таких форумах. И 150 участников конференции в Пскове, на наш взгляд – это очень хороший результат.

А что у Пскова есть кроме кремля?

Послушать выступление кандидата искусствоведения Тамары Шулаковой о серьёзных проблемах уникальных исторических и архитектурных объектов в Мелётово, что в Псковском районе, которые могли бы стать одними из главных «новых» объектов туристического показа.

Или рассказ Жанны Аракчеевой, заведующей отделом «Псковский кремль» Псковского государственного музея-заповедника о проблемах музеефикации Псковского кремля, который должен был бы во многом обновиться в реставрационном и реконструкционном отношении к предстоящему в июне в Пскове международному форуму Ганзейского союза Нового времени, но хорошо, если это произойдёт частично, из-за целой цепи неожиданностей. Хотя большинство объектов главной достопримечательности Пскова и области - Псковского кремля нуждаются в объемных реставрационных работах: текут кровли, осыпается кладка, в аварийном состоянии смотровая площадка… Перечислять можно долго.

На фото: Вента Коцере, директор Академической библиотеки Латвийского университета, рассказала об уникальной выставке: «Коллекция рисунков и описаний Лифляндии И.К. Бротце».

И одновременно ведутся разговоры о продвижении нового экскурсионного маршрута, посвященного пребыванию императора Николая II и его семьи в Пскове. Есть инициатива даже воссоздать вагон царского поезда, в котором в марте 1917 года был подписан Манифест об отречении Николая II от российского престола. Воссоздать такой вагон, говорят инициаторы, якобы не так и дорого, особенно для РЖД, с которой так активно взаимодействует псковский губернатор Михаил Ведерников – и запуск «Ласточки» по маршруту Петербург-Псков тому пример. После появления нового маршрута в Псков могут приехать и новые туристы, - считают инициаторы идеи, и уже готовы содействовать обучению новых экскурсоводов тайнам жизненного периода Романовых в Пскове.

Прошедшая в Пскове конференция, проведённая Администрацией города Пскова, при поддержке Администрации Псковской области и Консульства Латвийской Республики в городе Пскове – дала возможность услышать друг друга, поделиться опасениями, ожиданиями, надеждами, открытиями. Например, а многие ли знают в Пскове, что в городе открылся Псковский  музей Флота? И, конечно, задуматься над главным вопросом: как найти возможности и новые экскурсионные маршруты открывать, и создавать объекты показа, и при этом не потерять того исторического наследия, которое до сих пор кормит туристический интерес, но во многом находится в печальном состоянии?

Надо чаще встречаться

В числе выводов и то, что среди малых городов Псковской области, куда не натоптана тропа туристами и отдыхающими, решили попытаться изменить ситуацию. Конечно, сделать из кажущегося обычным городком новый центр притяжения туристов – задача неимоверно сложная, и берущихся за это смельчаков в иных кругах могут даже поднимать на смех. Но пример таких городов, как Мышкин, Плёс, Углич, не дают покоя активным жителям – хочется придумать что-то своё и повторить успех.

Например, в Дно на такой эксперимент решились. А что? Хуже все равно не будет, а попытка – не пытка. О первых результатах своих проектов, об опыте развития гастрономического туризма в Дновском районе и проведении первого межмуниципального гастрономического фестиваля «Скатерть-самобранка», а также о применении НКО (некоммерческих организаций), для реализации социальных проектов в сфере туризма, рассказала Марина Карпова, заместитель Главы Администрации Дновского района Псковской области.

Кстати, во многих малых российских городах, ставших центрами притяжения современного туриста, часто тоже начинали с небольших и робких инициатив граждан. Например, в Урюпинске так возродили знаменитую некогда «Покровскую ярмарку». А в Ялуторовске, маленьком городке в Тюменской области, в бывшем остроге, не только воссоздали сам старый острог, но воспользовались главной изюминкой города, в котором из 4 исторических объектов федерального значения – все 4 связаны с жизнью декабристов, отправленных сюда на каторгу. Здесь стали год за годом проводить фестиваль «Декабрьские вечера» - на который стали съезжаться потомки декабристов. Чтобы что-то получилось, чтобы появился хотя бы шанс – надо начать делать. К сожалению, таких смельчаков из маленьких городов и поселков, как представители из Дно, на конференции было не слишком заметно.

Всё ли мы делаем для того, чтобы Псков, как туристический центр развивался и процветал? Всегда найдутся те, кто скажет, мало, и найдут много слабых мест и прочих минусов. Но проведение таких встреч, как состоявшаяся конференция - это однозначно большой плюс. Хотя и хочется сказать, что: мало! Встречаться раз в год по такой важной теме – это слишком мало. 

Несколько мнений от участников конференции:

Оганнес  Багдасарян, владелец кафе, постоянный участник народных ярмарок и праздников, проводимых в Пскове: «Для нас это первый и очень важный и полезный опыт. Мы  с интересом  послушали все доклады участников семинара, получили много  новой информации как для бизнеса, так и для себя лично… Нам немного не хватило дискуссии в рамках конференции.  Мы на это очень рассчитывали. Нам бы хотелось услышать и мнение зала, услышать какие-то рекомендации, пожелания.   В целом участие в конференции было очень полезным.  Надеемся, что эта практика продолжится».

Гончарова Екатерина: «Хочется выразить огромную благодарность организаторам IV Международной конференции «Популяризация культурного и исторического наследия и развитие туризма», а именно Администрации города Пскова и Консульству Латвийской Республики. В рамках деловой и культурной программы конференции удалось обсудить вопросы исторического и культурного наследия как ключевого фактора  развития туризма».

Ирина Королёва, заместитель генерального директора по научной работе ГБУК «Псковская областная универсальная научная библиотека»: «Хочу выразить слова признательности и благодарности за организацию и проведение IV международной конференции «Популяризация культурного и исторического наследия и развитие туризма» – вы не просто вывели на сцену понятие «культурное и историческое наследие», но и предопределили его позитивную ценностную аксиологию». 

Ольга Колмогорова, учитель истории МБОУ «СОШ №9» г. Пскова: «Спасибо за конференцию! Было очень интересно и познавательно! Столько замечательных профессиональных людей в одном месте. Такие интересные выступления! Хотелось бы увеличить продолжительность конференции во времени, т.к. мастер-классы очень интересны, но присутствовать пришлось только на одном, т.к. они шли параллельно».

Светлана Устинова, заместитель директора  МП г. Пскова «Северо-Западный центр социологии и маркетинга»: «Получила для себя немало полезной информации. Для меня интересным были новые маршруты турфирм, чем они «дышат» в рамках подготовки Ганзейских дней в Пскове. Какие проблемы  существуют и как они решаются. Мы не только понимаем, слушая их доклады,  как поставлена работа в В.Новгороде или Латвии. Мы знакомимся, обмениваемся контактами, и каждый для себя находит варианты взаимодействия. Очень понравился театрализовано-цирковой спектакль «Сказание о древнем городе», который показал  псковский цирк после пленарного заседания первого дня. Все отзывы о представлении только в превосходной степени! Большое спасибо организаторам за такой подарок.

А фоторяд от нашего фотокорреспондента дополнит происходившее в Пскове:

Продолжение следует...

 

Игорь ДОКУЧАЕВ

Фото Анастасии Смолькиной

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам может быть интересно:

Повезёт ли Пскову стать единственным в России?

Вернётся ли Глеб Травин в Псков героем?

Как я шла по Пскову семнадцатого века.

Натан Левин, ушёл, но оставил нам Псков

3935 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу


горнолыжное снаряжение купить спортивное термобелье alpsport.ua спортивное термобелье