Вышковские – хозяева счастливого места
Энциклопедия удачных образов
Приграничные земли всегда богаты на образы, на личности, на таланты. В таких местах, как правило, живут сильные духом – люди разных национальностей, которые исповедуют разные религии и имеют личные воззрения на всё, что происходит вокруг. Мы захотели показать жизнь людей одного из таких регионов в Европе - Подлясья. Подляском воеводстве Польши. Рассказать и показать истории жителей, их отношение к тому, что окружает, к серьёзным вопросам сегодняшней жизни и друг к другу.
И наш автор отправился в дорогу в поисках удачных образов. Встреча третья...
Их большой деревянный дом стоит у самых стен знаменитого не только в Польше Супрасльского православного монастыря, аккурат у того места, где в древности к берегу реки пристал плывущий по воде большой деревянный крест, пущенный далеко от этих мест монахами одного из православных городков. Тогда в 16 веке, где крест прибило к берегу, там начали строить стены известной теперь во всём православном мире, обители.
С мощёной улицы смотреть – дом, как дом: тёмненький, деревянный с несколькими большими окнами. Зато войдя за двери, в его внутренние помещения – застываешь от удивления… Стефан Вышковский – художник, скульптор, резчик по дереву, преподаватель и его жена Лила, кажется, и не могли бы выбрать себе другое место для жизни.
Дом, в котором живут Стефан и Лила
Дом стоит над небольшой рекой Супрасл, практически на самом краю высокого обрывистого берега.
- Когда я купил здесь старый дом, палисадника и огорода практически не было: с одной стороны дорога и монастырская стена, а с другой стороны – обрыв речного берега. Ещё до войны в доме жил водитель настоятеля монастыря. Тогда дом в плане был на шесть метров длиннее нынешнего, но половину его занимал гараж, где и стоял очень дорогой по тем временам «Мерседес» настоятеля, на который с восхищением смотрели бедняки и завидовали богатеи.
Пришлось привезти много грузовиков с землёй, чтобы отсыпать берег и сделать террасы, в пример тех, что создают жители, живущие на склонах итальянских Альп. Пока трава ещё не принялась, любой дождь уносил со склонов вниз потоки земли, промывая глубокие каналы и ямы. Теперь здесь уже крепкий многолетний дёрн, растут травы, цветы, кусты и деревья – земля с террас не сходит и вид на участок очень привлекательный. Снизу, от реки, дом кажется очень большим. Когда смотришь на него, задрав голову, кажется, что перед тобой дворец – с внушительными мансардными выступами на крыше и цокольным этажом, которого с уличной стороны не видно.
Важности добавляют каменные пролёты лестницы, ведущей от большого крыльца вниз, к реке. Плиты лестничных ступенек потрескались от старости, проросли травой, и цветами. А возможно, умелый художник специально их состарил. Лестница получилась живописной и крутой: подняться по таким ступеням, нужна не только сноровка, но и силы. «Это дело для молодых», - перехватывает мой взгляд Стефан.
Да, уж, ухаживать за огородом и садом на террасах дело вовсе не лёгкое. Десяток раз за день спуститься и подняться – в спортзал ходить не надо. Другие бы плюнули давно на это, но только не Стефан и Лила. Огород и сад у них в идеальном состоянии. Она тоже художник. Работает в Белостоке, связана с организацией выставок, пленэров, экспозиций. Но кисти, краски и холст не оставляет... Да ещё и практически выступает продюсером мужа, его агентом. Поскольку сам Стефан о себе говорить не любит – такой скромности человек.
Огромный первый этаж внутри дома почти не имеет стен и разделён деревянными квадратными столбами, как в старинном замке, высокие потолки, с длинными балками. Эти дизайнерские приёмы не были бы удивительны – сегодня это популярное интерьерное решение «a la antique». Но здесь они были устроены хозяином ещё лет тридцать назад, когда он стал, одним из первых, кто использовал такое в современных домашних интерьерах.
Семейный секрет: как вырастить из четверых детей – четырёх художников
Семья у них такая же удивительная, как и их дом. У Стефана и Лили четверо взрослых детей. Старший Михал, средние Ян и Ольга, младший Миколай. Все сделали художество своим смыслом жизни.
Михал, окончив художественный лицей, уехал в Прагу, где учился в университете на сценографическом факультете. Пражская школа сценографии, кстати, самая старейшая в Европе. Во многих странах мастерству оформления сцен, площадок, подмостков, помещений для массовых собраний и праздников вовсе не обучают, потому что нет соответствующих вузов. Когда Михал поступал в Прагу, такого факультета не было и в Польше. Теперь появились в Познани и Варшаве. Поступал Михал в Чехию неспроста – там созданы такие условия обучения, что любой желающий, поступив в вуз, может учиться в течение шести лет абсолютно бесплатно. Но если оказался неуч, и в шесть лет не уложился закончить программу, то плати за всё. К любому иностранному студенту здесь на месяц прикрепляют толмача, чтобы помог сдать экзамены. Потом будут языковые курсы, за ними адаптационный лагерь. Михал после шести лет обучения свободно без акцента говорит по-чешски. В университете он увлёкся световым оформлением – ищет по городам старые лампы, рампы и другие раритеты, которых уже мало где найдёшь. А ещё он и его подруга создали в Праге театр. Хотели сделать студенческий польский театр, но столько польских студентов-актёров в Праге не нашлось. И теперь в их театре играют студенты из разных стран мира – театральный Интернационал получился. Да, и театр студенческим назвать уже сложно, поскольку студенты выросли – теперь в труппе актёры всех возрастов.
Ян в художественном лицее не учился, но технический факультет университета всё-таки поменял на архитектурный. Теперь у него профессия близкая художественным принципам семьи. А ещё, Ян вместе с другом в школе мечтали, что у них будет своя музыкальная группа. Почему у ребят вдруг возникло такое желание – сами не знают, ведь ни тот, ни другой даже на гитаре играть не умели. Родители им тогда купили по гитаре. Пощипав струны, Ян с другом поняли, что занятия музыкой – это большой труд, но ансамбль всё-таки собрали, и до сих пор играют вместе весьма приличную музыку. Но архитектура увлекает его всё больше. В числе первых он создал проект по переделке старого очистительного сооружения, которое стоит заброшенным рядом с их садом, под современную мастерскую и галерею для родителей (На фото ниже).
Ольга училась на художника с детства в родном для всего семейства художественном лицее города Супрасла. Но однажды в художественный мир Ольги стал вмешиваться спорт. Вмешался очень серьёзно – увлеклась стрельбой из лука, очень распространённым в их городе видом спорта. Дострелялась до третьего результата среди спортсменок-любителей во всей Польше, и уже начала было готовиться к выступлениям в большом спорте по программе профессионалов. Как что-то увело её из спорта, что-то такое же сильное, как и сам спорт. Увлекло её… художественное творчество – просто она в него вернулась.
Миколай – самый младший из семьи. Когда закончил гимназию, никто не верил, что этот шустрый пацан, с захмычками настоящего мальчишки, в шестнадцать лет станет всерьёз готовиться к поступлению в …художественный лицей. Тот же самый, что связал накрепко всю их семью. Миколай забросил и любимый триал, и компании друзей, и засел за подготовку…
Счастливое место
Сегодня Михал, вернувшийся из Праги, живёт в родном Супрасле, работает в Белостоке сценографом – уже успел стать известным специалистом в своей редкой творческой профессии. Ян, закончил архитектурный факультет и работает архитектором в Белостоке. Дочь Ольга нисколько не жалеет, что не стала знаменитой спортсменкой – после окончания художественного лицея, она поступила в Королевскую Академию художеств в Брюсселе – одно из самых известных и престижнейших учебных заведений в Европе. Младший Миколай – уже второй год учится в художественном вузе в Гданьске.
В их семейном доме всегда была атмосфера волшебного художественного царства, которое поглощает любого полностью – и совсем не удивительно, что все хозяйские дети стали художниками. Это не удивительно, потому что по-другому просто не могло быть, если ты с утра до вечера и все ночи напролёт видишь, как твои родители без устали творят. Когда самые главные темы домашних разговоров – про художников, их жизнь и творчество.
Мастерская-галерея Вышковских так и стоит до конца не обустроенная. Потому что нет времени, нет лишних денег, потому что Стефан и Лила всё время заняты в каких-то проектах. Лиля многое отдаёт, чтобы помогать художникам, и сама с увлечением, если удаётся, ездит по пленэрам. Стефан с удовольствием ведёт меня в их галерею, где долго рассказывает и о картинах, и о деревянных скульптурах, вышедших из-под его резца. И то и дело уходит мыслями в поля, в леса, в речные долины, которые окружают это благословенное место и которые так сильно повлияли на жизнь их семьи.
Долгие годы у входа в дом входящих встречал старый пёс, на вид немецкая овчарка крупных размеров – спокойно обнюхивал замершего, как струна гостя, и уходил по своим делам.
Стефан рассказывал, что пёс найденный. Старший сын, тогда ещё живший вместе с ними, бегал по утрам по дорожке вдоль берега реки и, как-то раз, следом за ним увязался этот пёс. Прибежал за сыном к дому, лёг у порога, и больше никого не впускал в дом. Покормили. Так и остался у них жить: был накормлен, напоен, ухожен. Но сколько ему было истинных лет – никто не знал. По виду уже весьма зрелый пёс, с больными суставами лап, отчего ходил, прихрамывая и приседая, да и шерсть с сединой говорила своё. До самого своего последнего дня пёс у Вышковских был как на курорте. Повезло ему с семьёй.
Неслучайно всё-таки их большой деревянный дом стоит аккурат у того места, где в древности к берегу реки пристал плывущий по воде большой деревянный крест. Видимо, место это на долгие века стало счастливым – тому подтверждение и судьба семьи Вышковских.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также в серии "Энциклопедия удачных образов":
Современный отшельник отец Габриэль
Эпоха профессора Домбровского
Поделиться с друзьями: