Интернет-газета. Псков
16+

Энциклопедия удачных образов. Современный отшельник отец Габриэль

06 декабря 2016 г.

Приграничные земли всегда богаты на образы, на личности, на таланты. В таких местах, как правило, живут сильные духом – люди разных национальностей, они исповедуют разные религии и имеют личные воззрения на всё, что происходит вокруг. Мы захотели показать жизнь людей одного из таких регионов в Европе - Подлясье. Подляском воеводстве Польши. Рассказать и показать истории жителей, их отношение к тому, что окружает, к серьёзным вопросам сегодняшней жизни и друг к другу.
И наш автор отправился в дорогу в поисках удачных образов. Встреча первая...

 

Архимандрит Гавриил. Фото с официальной страницы скита в Одринках в Facebook

Сегодня он живёт вдали от всех. Скрывается? Нет. Спасается. Ищет Благодати Духа Святого. И спасает других, кого ведёт сюда вера. Кто удивительным образом находит дорогу… Ведь маленький скит преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских стоит среди польских болот, недалеко от белорусской границы. Островок суши на реке Нарев полностью окружён водой, куда с материковой земли со стороны ближайшей деревни Одринки ведёт узкий настил-гать длиной около километра.

Пустынножитель

Когда несколько лет назад архимандрит Гавриил, наместник одного из самых известных старинных православных монастырей в Польше – Супрасльской Благовещенской лавры – отказался от сана епископа и предложенного руководства одной из польских епархий, многие удивились. Но удивление людей и вовсе сменилось недоумением, когда он ушёл и из наместников монастыря, поселившись в одиночестве на болотах, вдалеке от дорог и суеты мира. Были и те, кто подумал, что православный пастырь не от мира сего. А он не обращал внимания на разговоры – его вела сюда благодать Божия. Так отец Гавриил, или Габриэль, как зовут его поляки, стал пустынножителем. Монахов, пребывающих сегодня в отшельничестве, в мире очень немного – это всегда было уделом избранных.

Отец Габриэль и в бытность свою настоятелем монастыря имел склонность к аскетизму. Мы познакомились с ним именно в ту пору. Архимандрит вел прием прихожан, нуждающихся в духовном и физическом исцелении, как и подобает доктору душ человеческих. Небольшая комната напоминала кабинет врача: шкафы с книгами, иконы, стол и стулья – ничего лишнего. И врачебный дух в его кабинете был не случаен - он долгое время увлекался лечением травами, фитотерапией – на что когда-то получил благословение отца Иоанна Крестьянкина из российской Псково-Печерской обители. Фотография старца с тех пор всегда рядом на невысокой этажерке в рамочке.

Тут, на болотах, невдалеке от Беловежской пущи, где всегда буйство трав и различной растительности, на пустынном острове отец Гавриил нашёл своё место и начал монашескую жизнь. Молился, собирал травы, строил скит, который, как оказалось, имеет давнюю историю. Местные жители рассказали мне, что здесь в самом начале 16 века заплутал в лесах да в болотах, в бездорожье князь Вишневецкий. Когда вельможа со свитой уже было пали духом, ему явился образ киево-печерских старцев преподобных Антония и Феодосия – они и указали дорогу заблудившимся. Потом, уже два века спустя, в этот скит на остров перебрались монахи из монастыря в Супрасле, прятавшиеся от последствий раскола. Старые постройки давно исчезли в перипетиях эпох. Так и стоял остров среди болот в зарослях высокой тресты и кустарника, пока усилиями отца Гавриила скит не начал возрождаться.

Но монахом-пустынножителем он оставался недолго. О чудесном искусстве телесного и духовного исцеления, о благодатном месте среди болот под Одринкой очень быстро пошла молва в народе. И потянулся сюда по проложенной километровой узкой гати среди болота над водой поток страждущих. Возрождение скита теперь навсегда связано с именем архимандрита Гавриила. Пять лет трудились здесь монах и его помощники. За это время построили два небольших деревянных храма, несколько часовен, устроили пасеку и хозяйственные постройки, пруд, полный рыбы. Помогали монаху в строительстве и обустройстве скита и местные жители – со всей Польши приезжали те, кто хотел поддержать богоугодное дело: кто вёз деньги, кто засучивал рукава и принимался за работу. И ещё больше увеличился поток ищущих исцеления, ответов на мучающие вопросы, тех, кто почувствовал непреодолимую тягу к этому месту – из Польши, Беларуси, Украины и других стран.

Сказать, что за минувшие годы он всегда сталкивался только с пониманием, трудно. Были и те, кто смысла слова «терпимость» или модного сегодня «толерантность» - не понимали и, возможно, не понимают. Случались и настоящие нападения на скит: какие-то вандалы сбросили надвратный крест, разгромили пасеку, навредили хозяйству...

Когда-то в нашем разговоре отец Габриэль рассказывал, что люди всегда одинаковые – и сто лет назад, и четыреста, и в наши годы такие же. «Открытых неприятностей и конфронтации у нас сейчас нет, демонстративно никто не проявляет своих эмоций. Но случается, что не хотят принимать православных на работу или делают другие пакости – например, в монастыре бьют стекла. Это бывает… Молодежь, которая чаще всего это делает, оказывается игрушкой в руках взрослых фанатиков».

Он не сердится, он за них молится. И за тех, кто пришёл разрушить скит, который он своими руками строит. Он знает, что Господь силой молитвы изменит их разум и сердце.

Островок православия

Благовещенский Иоанна Богослова мужской монастырь в городе Супрасль, Польша

Я всё время вспоминаю нашу раннюю беседу с отцом Габриэлем в его бытность наместником Супрасльского Благовещенского Иоанна Богослова мужского православного монастыря. Обитель была основана в конце пятнадцатого века. За прошедшие столетия он накопил не только традиции, но и прошел нелегкие испытания: от расцвета и признания вторым интеллектуально-духовным центром после Киево-Печерской Лавры до полного разорения и закрытия. До сих пор, как и другие православные монастыри, общины и приходы, обитель находится на острие общественных взаимоотношений. Как один из островков православия в мире католической Польши, он за долгую историю претерпевал и давление властей, и изгнание православных монахов, и передачу монастырских построек другим церквям. Несколько лет православная обитель пыталась отстоять право на расположенные рядом с монастырем старые катакомбы, в которых находятся захоронения монахов и деятелей церкви. В результате древнее захоронение было передано монастырю.

Святой отец рассказывал тогда, как живет православие и православные люди в Польше:

- Всего в Польше из 39 миллионов жителей лишь около миллиона православных. Правда, надо учитывать, что есть люди, которые скрывают свое православие. Есть и эмигранты из России, Белоруссии, Украины, Литвы – люди едут в Польшу ради экономического благополучия и увеличивают число православных прихожан в городах. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить русских людей, которые приезжают в Польшу, за то, что они поддерживают православную церковь. За это Спаси, Господи, русский православный народ!

Мы говорили о разделении на «своих» и «чужих». Почитают ли православные в Польше русских святых? – спрашиваю отца Гавриила.

- Православная церковь, в какой бы стране мира она ни находилась, – универсальна в почитании святых. У нас почитаемы и святые нынешней России, и словацкие, и сербские, и грузинские, и греческие… Есть контакты с Грецией, Белоруссией, Украиной и, конечно, с Россией. С Троице-Сергиевской лаврой, с Псково-Печерским монастырем… Наши монахи бывают во многих русских монастырях. Хочу высказать большое уважение отцу архимандриту Иосифу из Соловецкого монастыря, который принимал нас на Соловках. И к нам едут паломники из России. К нам едут поклониться Супрасльской иконе Божией Матери. Но надо понимать, что здесь не Русь Святая, в которой всегда православные искали приют для души…

Вы посмотрите на историю христианских государств – ни одно из них не получило звания «Святого»… Ни Португалия, ни Германия, ни Франция, ни Испания, ни Италия… Только Русь зовут так. Это потому, что на Руси за всю историю проявилось самое большое число святых. 

У каждого есть книга жизни

Скит святых Антония и Феодосия Киево-Печерских уже почитают святым местом на Подлясье. А как иначе назвать место, где каждый пришедший получает и благодать Божию, и чудесные исцеления, и наставления о пути жизненном. Меняется время, ритм жизни, пристрастия. Интересно, а грехи человеческие остаются неизменными или тоже меняются? – спросил я отца Гавриила

- Я думаю, грехи рода человеческого остаются такими же. Возможно, немного меняется соотношение того, что входит в понятие греха. Возьмите грехи содомские… Уже есть государства, которые на уровне властей одобряют этот грех, принимают его как нормальные человеческие отношения. Но давно сказано, что если человек будет увлекаться, заниматься такими грехами, он погубит свою душу раз и навсегда. Чтобы жить без грехов, никакой философии не надо. Книга жизни – это Евангелие Святое, это учения отцов церкви, это опыт церкви. Если человек христианин или считает себя таковым, у него есть такая книга жизни - пусть читает и спасется. Другого выхода нет… Обманывать себя – путь к погибели, путь в пропасть. Грех – это беззаконие. Человек творит то, что не должен. 

А самым страшным человеческим грехом остается гордыня. Это начало всех грехов… Гордыня расколола церкви, раскалывает людей, когда кто-то хочет быть выше других. Но Бог лишь смиренным дает благодать. 

Ему пишут, к нему идут, у него ищут ответы. Суть в том, что каждый верующий ищет близкого себе по духу человека, перед которым может открыться: кто-то именно так избирает себе духовного отца. Когда такой человек отыщется, встретится на пути, тогда он и становится духовником. Поэтому и едут верующие – кто на Русь, кто в Польшу, кто куда в этом большом мире в поисках такой духовной связи. «Господь милует нас в монастыре, дает мирное, спокойное время, чтобы мы могли, прежде всего, сами спасаться. А если еще хотя бы одна душа спасется – уже хорошо», - говорит отец Гавриил.

Часто идущие в скит видят далеко впереди на дорожке через болото фигуру в чёрной рясе. 


Ночью 1 декабря в Одринках был пожар. Горела одна из церквей. В скиту был отец Гавриил и несколько паломников. Они спасали, что могли, но не в силах были спасти всё...  Теперь вновь начнутся строительные заботы – надо  восстанавливать то, что сохранилось после огня. Испытания продолжаются.


Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также в серии "Энциклопедия удачных образов":

Эпоха профессора Домбровского

Вышковские – хозяева счастливого места

5140 просмотров.
Теги: Соседи

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу