Как я шла по Пскову семнадцатого века.
В Пскове отметили 107 лет со дня рождения архитектора, реставратора, автора книг по древнерусской архитектуре Юрия Спегальского.
В Пскове есть горожане, которые хранят память о «псковском Пиранези», как назвала Юрия Павловича его жена Ольга Аршакуни в своей книге «Предчувствие»,
Джованни Баттиста Пиранези – итальянский археолог, архитектор и художник-график XVIII в., автор серии гравюр «Виды Рима», сохранивших архитектурные пейзажи вечного города.
не только словом, но и делом: и поэтому провели субботник в местах памяти ученого. И на этом можно было бы закончить рассказ, если бы не два юбилея, которые столь же скромны и тихи по своей форме, как очередной день рождения этого человека.
О первом любому посетителю расскажут в музее-квартире Спегальского – в этом году этому музею исполняется тридцать лет. Второй – 70-летний – связан с целым рядом событий.
В 1946 году созданы Псковские реставрационные мастерские, руководителем которых был Юрий Спегальский, им начаты работы по составлению проектов реставрации памятников архитектуры и собственно восстановления, в частности храма Николы со Усохи. В 1946 году опубликован и первый труд реставратора для широкой аудитории – «Псков. Историко-художественный очерк».
Примерно в это же время создается документ, который мог бы стать основой лучшего туристического кластера для города – план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова.
Этот проект должен был, с одной стороны, способствовать созданию охранных зон, которые позволят и сохранить отдельные памятники и комплексы, и сформулировать требования к окружающим постройкам, с помощью которых расставленные поколениями предков акценты в облике города читались бы и сейчас. С другой стороны, восстанавливая разрушенный войной Псков, возвращая ему потерянную некогда самобытность, автор учитывал потребности горожан и туристов: где провести электричество и водопровод, устроить санузел, разместить музей, детский кружок, гостиницу, ресторан.
Подступом к созданию этого проекта стала серия рисунков средневекового Пскова, возникшая ещё в блокадном Ленинграде. Опубликованные впоследствии в альбоме «По Пскову XVII века» изображения города хранят колорит псковского архитектурного стиля. Того, который существовал до попыток следующего столетия превратить его в «европейский» город, прямолинейный, удобный для нужд времени, но растерявший большую часть своей индивидуальности, ведь именно в XVIII веке церкви и каменные палаты, которые привлекают ныне взгляд туристов, оказались в стороне от улиц и площадей.
Сороковые и пятидесятые годы, – когда основной задачей было восстановление построек для жилья из руин, когда необходимость сохранения исторического облика города в том масштабе, который казался Спегальскому единственно верным, не для всех была очевидной, – бережно защитили от гибели далеко не все возможные уникальные постройки.
Но рисунки автора, который своими руками коснулся стен Пскова и в полной мере оценил значение драгоценного груза, попавшего к нам, хранят облик средневекового Пскова. Часть из них представлена ниже и сопровождена современными фотографиями мест, нарисованных в далеких 1942-1943 годах.
Ранее с набережной были видны привратная церковь Власия и пушечный шатер.
А теперь...
Богоявленская улица на Запсковье, вдали церковь Богоявления с Запсковья
Видна и церковь Николы со Усохи, соединенная с храмом Василия на горке улицей Враговкой, которая ныне не существует.
Таким когда-то был Довмонтов город и Троицкий собор
Вторые палаты Меньшиковых и двор Меньшиковых по улице Советской
Дом Печенко и Никольская улица
Солодёжня, так она выглядит сегодня...Дом Печенко и того хуже
Двор Трубинских с сада
Броды, двор Ямского
Увлекательнейшее занятие ходить с книгой Юрия Спегальского по сегодняшниим улицам - настоящий модный квест получается... Мы только начали прогулку - вы сами сможете её продолжить.
Мария КУТУМСКАЯ,
фото автора и рисунки из книги Ю.П. Спегальского «По Пскову XVII века»
Высказывания Юрия Спегальского, использованные в книге его жены О.К. Аршакуни:
«Мы получаем, несомненно, громадную пользу, изучая, используя архитектуру других стран и народов. Имеем ли мы право почему-то не изучать собственную архитектуру? Извлекая уроки из прошлого, используя положительные стороны, мы не должны ничем искусственно стеснять наше творчество, наше строительство, а только направлять его по нужному, разумному пути».
«Изменяя и приспосабливая планировку Пскова к современным требованиям, нужно бережно отнестись к красоте Пскова и его памятникам, потому что то «кое-что», что осталось от древнего Пскова, имеет такую ценность и такую силу, что именно оно украшает и делает его Псковом. Псков для нас не просто населенный пункт. Это один из древнейших русских городов, памятник нашей истории».
«Мне всегда казалось, что дворы эти должны быть не завалены дровами, товарами и припасами, не быть грязными, должны быть вымощены плитами, иметь канализацию, быть обсажены деревьями, кустами цветов, что в палатах я вижу не пьяных купчиков, а выставку псковских художников или вновь открытый отдел музея, в наиболее обширных палатах слушаю самодеятельный хор или присутствую на собрании работников реставрационной мастерской».
«В XVII веке в первых трех каменных этажах люди не жили, так как считали негигиеничным жить в сырых помещениях, сложенных из плиты, а псковичи 1950-х годов живут в жалких, изуродованных остатках этих помещений, лишенных проветривания, хорошего отопления и освещения, перегороженных на мелкие клетушки!», - писал в 1958 году Юрий Павлович одному из своих псковских друзей Т.Т.Николаеву
И продолжал:
«Я пришел к мысли, что, восстанавливая после войны город, надо создавать архитектурные заповедники. Они дадут возможность сохранить хотя бы фрагменты древней планировки с их комплексами памятников архитектуры. В этой блокадной серии рисунков-реконструкций я сделал первые наброски будущего заповедника. После войны надо сразу же приступать к делу, прежде всего — создать проект планировки архитектурных заповедников…. У Пскова совершенно особое лицо, отличное от любого города».
Поделиться с друзьями: