Интернет-газета. Псков
16+

В Петрозаводске подготовили к открытию памятник самой известной русской плакальщице

02 ноября 2025 г.

Последние работы по благоустройству территории вокруг памятника в Иссерсоновском сквере подходят к завершению. Сама скульптура, созданная по эскизу народного художника России Александра Рукавишникова, уже на постаменте, закрыта покрывалом и ждёт часа, когда чёрные покровы будут сброшены. Планируется, что это произойдёт 4 ноября.

Ирина Юлина, родившаяся в семье крестьян Олонецкой губернии в 1827 году, как и все крестьянские дети, работать начала с шести лет, монотонный труд скрашивали тягучие и надрывные песни женщин, девочка тоже подпевала. Окружающие отмечали её способность к длительным песнопениям, в которых юный голос звучал чрезвычайно пронзительно. Девочку стали звать подголосничать плакальщицам на свадьбах, и на похоронах, так она и стала одной из плакальщиц – была такая жанровая разновидность в народном творчестве. Плакальщицы должны были уметь продолжительно и протяжно петь, прерывая пение всплесками воплей и причитаний – такое умение было подвластно немногим, а традиция проведения и свадебных, и рекрутских, и похоронных обрядов требовали именно такого сопровождения. Поэтому плакальщиц приглашали в деревни по всей округе и даже в соседние города. Уже в 12-13 лет Ирину знали почти во всей Олонецкой губернии, и в том числе в Петрозаводске, в Заонежье.

Она дважды была замужем, под фамилией второго мужа и вошла в историю народного творчества. Её исполнительство обладало необычайной завораживающей силой, в результате многие стали наделять Федосову магическими способностями. Её стали звать для концертного исполнения и в Петербург, и в Москву, и в Нижний Новгород, и в другие города России. Эти необыкновенные песнопения в интеллигентных кругах стали называть «поэмами в плаче». Ирину Андреевну слушали вживую во многих семейных кругах. Она выступала в научных сообществах России – от университетских кафедр и аудиторий обществ любителей этнографии, археологии, поэзии, до сцены, например, на Всероссийской художественно-промышленной выставке.  

За свою жизнь Ирина Андреевна встречалась со многими известными творческими натурами, которые слушали её исполнение песен и каждый по-разному отразил свои впечатления. Этнограф и фольклорист Елпидифор Барсов одним из первых записал тексты, которые пела Федосова, сначала опубликовав их в местной губернской газете, а потом включил в сборник «Причитания Северного края». За Барсовым были другие собиратели народного фольклора, которые получили от Федосовой невероятное количество лирических песен, былин, баллад, сказок, пословиц, поговорок, плачей и причитаний - всего более тридцати тысяч произведений разного жанра, многие из которых были её авторскими строками, которые она умело вплетала в народную обрядовую поэзию.

Удивительно, но Федосова, в песенном исполнительстве действовала как умелый писатель, романист и журналист в одном лице. Первым делом, что она делала, когда её приглашали для исполнения обрядовых песнопений, заранее изучала предысторию события, вехи предшествовавшие событию, изучала биографии главных участников. А приходя на место, часто не афишируя своего появления, знакомилась с обстановкой, с действующими лицами, с участниками предстоящего действа, долго расспрашивала присутствующих о различных деталях, где происходило или будет происходить событие. И потом из всего объёма собранных ею элементов, она, импровизируя, выводила и главные образы, и ключевые этапы произведения. Её никто этому не учил, но она действовала как опытный драматург, проводя событие, от пролога и завязки до кульминации и развязки. И поэтому нисколько не удивительно, что такие разные фигуры как Римский-Корсаков, Николай Некрасов, Милий Балакирев, Всеволод Миллер, Александр Веселовский, Фёдор Шаляпин, Максим Горький и многие другие творческие натуры с большим вниманием относились к творчеству вроде бы неграмотной крестьянской женщины. Сама Ирина Андреевна любила повторять, что она грамоте не обучена, но сильна памятью. Именно уникальные возможности памяти, природная наблюдательность и способности сказительницы помогали ей  собирать в себе множество образов, и потом создавать новое произведение.

Фото: Министерство культуры Карелии

Последние годы жизни исполнительница проживала в Петербурге, но за несколько месяцев до своего ухода в 1899 году, почувствовав острую необходимость вернуться к  родной земле, приезжает в Карелию, где и похоронена в деревне Юсова Гора на берегу Онежского озера. Памятник Ирине Федосовой (Юлиной) в Петрозаводске будет тоже стоять, почти на самом берегу родного Онежского озера, слышимый шум волн которого, звучит здесь как вечное песнопение, сопровождающее жизнь народа.

Игорь ДОКУЧАЕВ,

фото автора

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Тому, кто сделал русскую балалайку известной всему миру, поставят памятник

Памятник актеру Сергею Бодрову-младшему открыли в Приозерске

Под Псковом давно живёт Карелия. Но может исчезнуть

109 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу