«Моментум» в море?
Скульптурная композиция «Мать и дитя» в псковском Ботаническом саду снова обрела прежний облик. Управление городского хозяйства восстановило отбитую часть скульптуры.
С отбитой ногой фигура простояла несколько лет. Вернее, просидела… А в июле нынешнего года на месте «травмы» ступни сделали небольшой спил. По словам сотрудников УГХ, это было нужно для того, чтобы определить глубину поражения гранита от внешних факторов. Затем предстояла работа по подбору материала, чтобы восстановленная часть смотрелась гармонично. Но, несмотря на все усилия, сейчас при ближайшем рассмотрении заметно, что недостающий кусок скульптуры «приклеили» без ювелирной точности.
В Ботаническом саду она появилась еще в 70-е годы. Но автор композиции не известен до сих пор. Остаётся догадываться: неужели городские власти того времени вовсе не обратили особого внимания на появление композиции, если имя скульптора потом просто затерялось во времени?
О реставрации объекта заговорили в июне. Вопрос подняли на очередном общественном совете по культуре при губернаторе. Возможно, то обсуждение и подтолкнуло УГХ к проведению работ по восстановлению. У композиции нет официального статуса памятника, но он представляет собой объект монументального искусства советского периода. Напомним, в рамках этого направления в те десятилетия появлялись произведения большого формата. Художники и скульпторы выполняли работы в разных техниках, как правило, с некоторым идейным содержанием.
«Скульптуру «Материнство» нужно беречь», - так считают специалисты. А что какие-то скульптуры и памятники, установленные в городе беречь не надо?
Между прочим, в Пскове есть и другие объекты, относящиеся к такому стилю. Помнят ли горожане о них и знают ли о состоянии этих объектов? И самое главное, насколько они находятся под охраной у специалистов? По словам заведующей отделом реставрации Псковского музея-заповедника Натальи Ткачевой, в Пскове несколько объектов монументального искусства выглядят удручающе. Среди них - наполовину утраченный витраж «Кузнецы и праздники» в здании на Октябрьском проспекте, где сейчас расположена известная компания по предоставлению услуг связи. Некогда общая площадь работы составляла 48 квадратных метров. Часть витража была вывезена в неизвестном направлении. К слову, от уничтожения удалось спасти известные барельефы на том же здании. Однако Наталья Ткачева называет нынешний «клетчатый» фон безобразием, который снижает художественное впечатление...
- В настоящее время необходимость сохранения этих объектов не подвергается сомнению, и постепенно прорабатываются критерии отбора, потому что каждый из них имеет свои особенности, - отметила во время совета по культуре художник-реставратор.
Мозаичное панно на стене около Псковского домостроительного комбината тоже требует восстановления. Мозаика постепенно разрушается. По другим объектам специалисты давно бьют тревогу - некоторые из них вовсе не поставлены на государственный учет, их никто не охраняет, к тем, что находятся на территориях предприятий и у частников, нередко нет открытого доступа, а иные и вовсе давно утрачены. Но тревога эта какая-то слабенькая, плохо слышная.
По странным обстоятельствам, кажется, мало, кто желает говорить о проблеме громко, чтобы это было на слуху.
Тогда, внимание, вопрос - действительно ли нужны Пскову эти монументальные произведения, витражи, панно, изображения? Стоит ли заниматься сохранением абсолютно всех объектов, может, ну их, пусть разрушаются? А тем более, зачем искать уже утраченные?
В советское время развитие монументального искусства было одним из важнейших направлений государственной культурной политики. Здесь просматривается схожая история с появлением соцреализма. Нет советской власти, значит, нет и плодов скульпторов, художников, писателей того периода… Так, что ли получается?
Есть и иная точка зрения. Совершенно не значит, что обо всех композициях в духе «моментум» нужно забыть, как будто и не было такого периода в истории нашей страны. Но стоит ли возводить их в статус памятников, как этого хочется некоторым специалистам, художникам, реставраторам, чтобы избежать окончательной утраты? Во-первых, это очень затратно, говорят сторонники. Только составление паспорта на один объект может обойтись в несколько десятков тысяч рублей. Во-вторых, чтобы стать памятником, тому или иному объекту еще нужно подтвердить свою историческую ценность.
Но интересно другое: а заметят ли псковичи, если из города вдруг вообще исчезнут эти объекты монументального искусства советского периода?
Антон ЗАВЬЯЛОВ,
«Прессапарте»
Поделиться с друзьями: