Разрушить город даже ради благой цели сегодня никто не решится, есть другой путь
Пандемия коронавируса и вылетающие, как с конвейера новые штаммы, заставили людей задуматься о будущем. Как жить в городах? Уже архитекторы выдали вердикт: в городах не надо строить огромные многоквартирные дома – эта картина будущего перестала быть актуальной, наступают времена хорошо изолированных индивидуальных жилищ. Ездить в общественном транспорте в эпоху тотальной заразы тоже удовольствие не из приятных.
По правилам противодействия распространению COVID-19 в салоне общественного транспорта между пассажирами должна создаваться социально безопасная дистанция 1-1,5 метров. Но жители большинства российских городов на личном опыте знают, как переполняются вагоны метро и трамваев, салоны автобусов, маршруток и троллейбусов в часы пик – никакой безопасности там нет. Люди едут, буквально скрипя зубами, оттого что поделать ничего не могут. Едут – и заражаются. Те, кто способны что-то изменить – стараются либо пересесть на автомобиль, либо ходить пешком. Учитывая, что лошади и прочие парнокопытные, как вид индивидуального транспорта, давно исчез и к возобновлению в нынешних условиях пока не предвидится, то люди продолжают искать новую современную альтернативу в других направлениях.
Pressaparte.ru ещё несколько лет писало, что в Париже проходят испытание летающие такси – индивидуальные механизмы, поднимающиеся на несколько метров над водой, и скользящие над водной гладью с четырьмя людьми на борту. Американцы недавно провели испытание вакуумного поезда Hyperloop с пассажирами, принцип работы которого прост: капсула несётся по вакуумной трубе с большой скоростью, как пуля в стволе.
Вакуумный поезд Hyperloop, кадры из видеоролика Euronews
Вмещать такой вагончик сможет до 28 человек, и лететь по трубе до 1200 км/ч. В Западной Виргинии в наступившем году этот транспорт начнут активно эксплуатировать. Трассу для этой «пули» уже строят и между Дубаем и Абу-Даби, время в пути между крупнейшими мегаполисами составит примерно 12 минут, сегодня на скоростном поезде нужно ехать около часа. Этот новый транспорт идёт по пути индивидуализации и уменьшения числа пассажиров в одной поездке. Кстати, в Дубае в 2017 году провели испытание другого индивидуального транспорта - автономного воздушного такси. Крупнейший город в Объединённых Арабских Эмиратах стремится одним из первых в мире внедрить массовое использование воздушных такси. В Москве, например, подумывают, как поскорее избавиться от монорельса, построенного в центре российской столицы ещё в советские годы, а в Дубае, наоборот, собираются внедрить подвесную монорельсовую систему нового поколения, что также кардинально изменит систему передвижения по городу.
Да, в Москве тоже усиленно развивают новые виды транспорта – открытие кольцевого диаметра тому пример, но здесь пошли по пути увеличения вариантов массового общественного транспорта – просто развивать индивидуальный транспорт в Москве задача невероятно сложная из-за размеров мегаполиса и числа проживающих в нём, отчего специалисты делают выводы, что жители малых городов легче в будущем будут переживать эпидемии. Как на индивидуальную альтернативу здесь пока делают ставку только на электроскутеры и электовелосипеды. На эти виды персонального городского транспорта рассчитывают многие цивилизованные города, задумывающиеся о ближайшем будущем.
А что же Псков? Конечно, проекты от Илона Маска (идею вакуумного транспорта впервые предложил именно он, - ред.) такому небольшому городу в глубоко дотационном регионе явно не светят. Единственный вариант, за который, может показаться, уже ухватились городские власти – развитие велосипедной инфраструктуры. В ушедшем году в администрации города обсуждали вопрос создания полноценной велоструктуры с неразрывностью велодорожек в городе, чтобы жители могли добираться из любого конца города в центр и обратно. Это можно было начать делать ещё в начале нулевых, когда об этом тоже много говорилось. И пока трудно представить, что ситуация с велосипедизацией в Пскове вдруг быстро поменяется, даже учитывая суровое испытание нашествием коронавируса. Есть надежда, что удобное, комфортное и безопасное движение на велосипедах и электросамокатах появится хотя бы к 2030 году, ведь власти Пскова амбициозно озвучили и приняли План устойчивого развития города до 2030 года, в котором велосипедная инфраструктура является одним из основных пунктов. Но пока это тоже только надежды.
Похоже, электро-велосипедизация – это единственная возможная альтернатива обычному общественному транспорту в большинстве российских городов. И даже для её обеспечения нужны не только миллионы денег, но самое главное – способность быстрого принятия решений, умение оперативно корректировать и менять правила, городскую политику, традиции и менталитет. Но этот пункт самый сложный для исполнения.
Хотя идеи новых видов транспорта для многих российских городов не настолько и фантастичны. Так, к примеру, в том же Пскове в прошлом году прозвучала идея использования водных артерий для пассажирских перевозок между городскими микрорайонами. По воде, например, можно гораздо быстрее добраться до центра города из многих точек Дальнего Завеличья, Родины, Борисовичей, а также из Писковичей, Овсищ, Снятной горы, или Военного городка, Промежиц, Черёхи, Корытово и т.д. По рекам Великой, Пскове, Черёхе можно было бы запустить водные маршруты, которые подтолкнули бы к развитию пригороды Пскова.
Псков имеет протяжённые водные артерии, по которым могли бы пойти водные пассажирские городские маршруты. Фото Игоря Докучаева
Такая же ситуация с водными пассажирскими перевозками в городской черте и в большинстве других российских городов. Задействование водных маршрутов для городских перевозок провисает из-за повышенной бюрократизации разрешительной системы, а также из-за дефицита и дороговизны самих транспортных средств, которые можно было бы использовать для этого (пассажирские катера, речные трамваи, транспорт на воздушной подушке и пр.), так как в России их производят незначительное количество. Хотя, например, Псковская лодочная верфь способна производить такие транспортные средства, и уже поставляла свои лодки для пассажирских перевозок на юге страны. Развитие такого направления общественного транспорта одновременно могло бы подстегнуть и расширение псковского производства, что очень немаловажно для экономики региона.
Катера и лодки, в том числе на воздушной подушке - возможный аоьтернативный пассажирский транспорт в городах, стоящих на водных артериях. Фото plv.ru
Города – состоявшиеся мегаполисы и малые населённые пункты увязли в той среде, которая создавалась десятилетиями и даже столетиями. Изменить сложившуюся инфраструктуру даже для того, чтобы проложить велодорожки – очень сложная задача, если не сказать – часто невозможная. Разрушить старый привычный город, чтобы построить новый, как это сделал барон Жорж Эжен Осман в Париже в 60-х годах 19 века, сегодня вряд ли кто решится. Не пойдёт на это даже Сергей Собянин, затеявший реновацию жилых кварталов в Москве. В Париже по распоряжению Османа снесли 2227 домов, сравняли с землёй почти 60 улиц и переулков, взамен которых появились широкие бульвары и проспекты, знакомые нам.
В последние годы самые передовые мегаполисы пытаются что-то делать: расширяются, растут ввысь, вниз, но всё равно есть границы, которые переступить невозможно, и есть пределы для прокладки новых автомагистралей и развязок. И тогда на помощь должна приходить наука и умение властей быстро принимать грамотные решения, направленные на благо большинства горожан. Так и появляются среди общественного транспорта велокаршеринг, летающие такси, вакуумные капсулы, водные трамваи и прочие находки.
Александр ФУРМАНОВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также:
Российские города рискуют остаться без общественного транспорта
Очередная революция начинается из Пскова, Или зачем сюда приезжали из Минтранса России?
Эксперты знают, каким должен быть город будущего. Нужно ли это Пскову?
Поделиться с друзьями: