Антикоронавирусное предновогоднее путешествие по городам. Любек
В окончании сложного, во многом переломного 2020 года мы хотим предложить нашим читателям минутку отдыха, вдохновения и оптимизма. А что может быть лучше в такой связке, чем небольшое путешествие? Ничего. Поэтому в эти дни уходящего года мы будем переноситься с вами в один из европейских городов, которые выпадут по нашему редакционному жребию. Если вы там были в своей жизни – будет повод вспомнить, если не были – будет маячок, куда можно отправиться, если границы между странами вновь будут открыты.
Но самое главное, мы хотим напомнить, что в этом мире мы не одни, что в этих городах живут такие же люди, как мы, и точно также бьются над решением своих жизненных проблем, противостоят злобной заразе, не верят политикам, ждут весну и готовятся встретить Новый 2021 год в надежде, что он будет лучше, чем уходящий.
Мы уже были в Каунасе, Хельсинки, Гамбурге, Таллине, Осло, Бремене. Сегодня мы в Любеке
Любек - город большой. Большую часть своей истории он таким и был – возвышающимся над соседними городами – всё-таки столица знаменитого Ганзейского союза. Любек для почитателей истории – это тот город, раскинувшийся на берегах реки Траве, что начинается за Гольштинскими воротами. Только камни мостовых на этих улицах, отполированные башмаками многих поколений горожан, можно называть исторически любекскими. Отполосканные миллионами ливней, побитые ободьями колёс торговых возов, копытами лошадей. Только этот город с семью шпилями исторических храмов в середине может с гордостью носить статус столицы Ганзы.
В тёмные осенне-зимние месяцы городские улицы пустеют рано, если бы не светящиеся витрины магазинов, да освещённые салоны автобусов-сцепок, то темнота поглотила бы дома и улицы задолго до вечера. Так и было здесь всегда, лишь тусклые огоньки пламени в фонарях давали понять, где найти вход в таверну. Да мерцали лампы в окнах богатых домов – в бедных ни масло в лампах, ни свечей не жгли – экономили на всём. И даже в предрождественские вечера на городских улицах и в домах не становилось светлее от огней, только в сердцах и душах людей появлялись огоньки надежды на то, что в грядущем году всё наладится, всё изменится: бедный – разбогатеет, богатый – не разорится… Но праздничный стол на Рождество был даже у самых нищих. Правда, не все встречали праздники в родном городе: купцы, моряки, возчики – они чаще бывали в дорогах, нежели в родных стенах.
Традиции, которые по чёрточке, по крупице создавались на протяжении веков, любекцы берегут и поддерживают спустя столетия. Сегодня здесь тоже живут моряки, портовые служащие, торговцы – немало компаний, которые сегодня представлены на рынке, вышли корнями из ганзейского прошлого Любека.
Но сейчас в городе с наступлением вечера в рождественские и предновогодние недели очень светло. Кроме уличных фонарей и светящихся витрин, мерцает множество гирлянд, различных лампочек, вифлеемских звёзд. Здесь живут выдумщики и творцы, здесь умеют облекать историю и черты прошлого в современное обличие. У Любека, в отличие от многих современных городов, есть душа, она ощущается сразу, как только человек попадает на эти улицы. В предрождественские и предновогодние дни душа города ещё больше обнажается – чувствуется даже, как город дышит. Может, не только из-за давней немецкой традиции, но и из-за этой излишней открытости любекцы в такие дни ставят везде елки, крупные ели, хвойные ветви, чтобы их колючками хоть немного защитить открывшуюся душу города.
Именно в такие предпраздничные дни в Любеке устраивали шикарные, полные яств, веселых гуляний ярмарки и рынки. Самый главный всегда был на Рыночной площади в самом центре, за стенами городской ратуши. Но постепенно ярмарки вырываются за пределы стен ратуши и захватывают практически весь центр. И торговали тут всем, чем можно. К организации таких событий любекцы всегда подходили с большой ответственностью и обстоятельностью. Вот и в наши дни всё происходит именно с таким отношением – красивые, сделанные из дерева павильоны, стойки, прилавки – всё вселяет уверенность и говорит о серьёзном подходе владельцев. Это не лёгкая летняя палатка и решившие подзаработать на ярмарке предприниматели – это люди, для которых торговля, как и сто, и двести, и пятьсот лет назад – дело всей жизни. Авторитет их дела зарабатывали ещё пра-пра-прадеды, поэтому сегодня они просто не могут подходить к торговле и производству как-то иначе, чем с полной ответственностью. Возьмите, известное семейное предприятие «Nideregger», которое выросло из маленького увлечения одного человека, жившего несколько столетий назад, в мирового лидера по изготовлению марципанов. И в результате, сделавшее родной Любек ещё и мировой столицей этого сладкого лакомства. Сюда многие едут, чтобы не только погрузиться в предрождественские и новогодние удовольствия, с традиционной немецкой кухней, но и купить марципанов, марципанового печенья, конфет, ликёра и иных сладостей.
Но не только торговля в такие дни царит здесь – здесь в реальном времени творят своё рукоделие ремесленники в разных техниках и из разных материалов, причём, делают это как настоящие артисты, собирая вокруг себя толпы людей.
Праздничные ярмарки и рынки для любекцев – это настоящий культ. Здесь в такие дни работают: и морской базар, и семейный рынок, и детский сказочный городок. В такие места спешат, бегут, идут, тяжело передвигаются, но всё равно идут, потому, что праздника без этого нет, любекцы в этом уверены. Впрочем, несказанное удовольствие от этого непременно получают и гости – попасть сюда в предрождественские дни для туриста – это необыкновенная удача. Именно попасть, потому что даже зайти на сам рынок бывает сложно от количества людей.
Все минувшие годы так и было… До нынешнего 2020 года. Нынешнее Рождество и встреча Нового года во всей Германии оказались ограниченными пандемией Covid-19. Любек, как и большинство немецких городов живёт по правилам частичного локдауна. Рождественские рынки в былом их понимании отменены. Закрыты большинство ресторанов и кафе, ограниченно работают только продуктовые магазины, аптеки, некоторые другие виды сервисов. Нет туристов, нет массовых торжеств, все родственники сидят по домам в своих городах и регионах. Хотя правительство всё же дало некоторые праздничные послабления, разрешив с 23 декабря по 1 января посиделки близких родственников и друзей общим числом не более десяти человек (за исключением Берлина, где общее число людей за столом не должно превышать пяти человек), не включая в это число детей до 14 лет.
Пустые отели, немноголюдные торговые центры, закрытые музеи, на улицах тишина. Тяжело видеть любимый город таким именно в те дни, которые должны быть самыми весёлыми в году. Но вифлеемские звёзды вновь горят на любекских улицах, а значит, есть надежда, что полноценная жизнь на эти улицы вернётся.
Гер АЙДОК
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Загляните вместе с нами в антивирусном путешествии в предновогодние города:
В Каунас
В Хельсинки
В Гамбург
В Таллин
В Осло
В Бремен
Поделиться с друзьями: