Ни один город в России такого пока не делал – Псков первый
Все горожане, а тем более власти должны чётко понимать, как и в какую сторону должен развиваться город. В Пскове к этому подошли раньше всех в России и при помощи специалистов из консорциума планировщиков и экспертов МЦСЭИ «Леонтьевский центр» и партнерской инициативы Green Mobility «Экомобильность: создавая доступную и безопасную среду» создали План устойчивого развития города Пскова до 2030.
«К 2030 году Псков должен построить устойчивое безопасное и динамичное общество, в котором будут удовлетворены основные человеческие потребности. Развитие и рост Пскова должны быть экономически, экологически и социально устойчивыми, ресурсосберегающими, климатически нейтральными, конкурентоспособными и высококачественными. Пожелания, инициатива, предпринимательский дух и потребности жителей будут определять дальнейшее развитие Пскова. Жители должны ощущать, что они являются частью общества, что все заботятся друг о друге и что личное участие в улучшении общего будущего - стоящее дело. Все больше людей захотят переехать в Псков, чтобы жить и работать здесь», - говорится в описании плана.
Псков - это город, который слышит жителей
Целый месяц в Пскове будет продолжаться информационная кампания, призывающая горожан не только включиться в процесс обновления города, но и показывающая, что мнение псковичей в этом очень важно.
- Мы хотим, чтобы псковичи поняли, что их слышат, что знают об их вопросах и предложениях. Да, может, сейчас многие темы от граждан сложно воспринимаются, но нам нельзя без анализа, без получения от псковичей комментариев, - рассказывает председатель Комитета по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму Администрации города Пскова Кристина Кобызь.
Псков стал первым городом в РФ, который принял План устойчивого развития до 2030 года. И не случайно, что Псков - участвует в международном проекте «Мультимодальные города. Переход к городским устойчивым транспортным системам» Программы трансграничного сотрудничества «ИНТЕРРЕГ. Регион Балтийского моря».
- В этом году мы заканчиваем работу над проектом. Псков - единственный российский город, который вошел в этот проект. Какая у нас была мотивация для участия? Мы готовились к Ганзейским дням и уже тогда думали о том, чтобы сделать их в Пскове пешеходными, зелеными, интересными. Мы провели небольшую велоакцию, а также изучили, как псковичи смогут прожить эти несколько дней без машины, как смогут подъехать к своему дому», - продолжает Кристина Кобызь.
Сегодня в мире цивилизованные города изменили концепты своего развития, переориентировав их на достижение удобства, безопасности, экологичности и комфорта для жизни каждого жителя. К примеру, освобождают от автомобилей центр города. Не делают дополнительные парковки в историческом центре, как это было раньше, а дают людям возможность пройти пешком 5-7 минут от паркинга, вынесенного за пределы исторического центра, до нужной точки, даже если это школа, куда ходит ребёнок.
Проект «Мультимодальные города», в котором участвует Псков, как раз направлен на разработку и внедрение комплексных решений, на выработку стратегических подходов для эффективной и безопасной работы городских транспортных систем, включая развитие велосипедного, самокатного и других видов индивидуального передвижения.
Именно поэтому была так важна разработка Плана устойчивого развития города. Все должны чётко понимать, как и в какую сторону должен развиваться город. План для Пскова, который нацелен на реализацию 17 целей устойчивого развития был принят в минувшем июле – и стал первым на территории Российской Федерации.
- Ни один город в России такого пока не делал – Псков первый. Город может очень сильно оторваться от других, - считает Ольга Якименко, представитель Леонтьевского центра – партнёра Пскова по разработке плана. - Псков – прекрасный город, тут отсутствуют многие транспортные проблемы, какие есть в других регионах, здесь немногое нужно сделать для усиления и ускорения реализации плана.
Чтобы измениться, нужно сделать усилие
Если в самом городе нужно сделать немногое для реализации Плана устойчивого развития, то гораздо труднее изменить мышление горожан, объяснить людям преимущества нового устройства городов.
Это, кстати, по замечанию Ольги Якименко, характерно не только для Пскова, но и для всех городов, в которых задумываются и начинают делать современные инфраструктурные проекты. При первых встречах в работе над планом в Пскове было тоже немало споров, высказывались различные мнения. И это нормально, ведь работа над развитием города с учётом мнений жителей, это всегда разные точки зрения, это доказательства и поиск решений. Поэтому разработчики прибегают к разным инструментам, например, устраивают «живые лаборатории». Для того, чтобы понять – можно ли, и нужно ли делать в будущем ту или иную улицу пешеходной, в рамках эксперимента на один день эту улицу закрывают для транспорта и по реакции людей, по их действиям можно понять: интересно ли это горожанам.
Нас убеждают, что городские власти готовы вносить изменения в инфраструктуру, но нужно проводить грамотный, полноценный диалог. Нужны инициативы от жителей, общественных групп. Горожане должны хотеть, чтобы город менялся, приспосабливался для комфортной жизни в современных обстоятельствах и условиях. Взять, к примеру, ту же прокладку велодорожек – нужно говорить, напоминать властям, где они должны быть сделаны, на каких конкретных улицах и общественных пространствах. Такие вопросы и предложения разной направленности должны звучать, причём, не только в течение предстоящего месяца, пока пойдёт информационная кампания, но и всегда. Пусть власти потом перед людьми объясняются, если предложения и вопросы граждан не будут реализованы или останутся без ответа.
Но и со стороны горожан тоже потребуются усилия над собой. У жителей современного города должна формироваться отчасти и новая культура поведения на улицах, в пешеходных зонах, в иных общественных пространствах. Если сделана велодорожка, но по ней вереницей идут прогуливающиеся пешеходы, то они должны понимать, что нарушают правила. И не надо потом пугаться подъехавшего со спины велосипедиста, вынужденного либо сигналить, либо объезжать идущих. Также и автоводители, наконец-то, должны осознать, что мир изменился, что на улицах теперь не одни они, и надо замечать остальных. Что интересно, все публичные разговоры на эту тему – в интернете или в живом разговоре часто заканчиваются спорами автомобилистов, пешеходов, велосипедистов, а теперь ещё и самокатчиков. У каждого, как всегда, своя правда, и кажется, никакого консенсуса не найти. Но это не так. Рассудит спорщиков и выстроит консенсус грамотная современная инфраструктура для каждой категории жителей.
Придут иные времена
Да, похоже, Псков может стать в России первой эффективной «пилотной» площадкой для экспериментов по устойчивому развитию города.
Возможно, такое первенство станет неожиданностью для многих и в стране, и в самом городе, потому что у Пскова, действительно, немало проблем в разных направлениях жизни, и есть достаточно резкие отзывы о ситуации в городе. Например, по безработице, по отсутствию вакансий для специалистов узких профессий. Да, отток людей из Пскова продолжается, причём, не только молодых.
– Псков хороший город для работы, он компактный, он зелёный. Но школьники, с которыми мы встречались во время разработки Плана устойчивого развития, говорили нам, что после школы уедут из Пскова, хотя город очень любят и переживают за него, - делится услышанным Ольга Якименко.
Остановить этот многолетний отток можно только созданием большого числа разнообразных рабочих мест. Но вместо этого в Пскове продолжают закрываться предприятия, в том числе, с возможностью для работы именно узких специалистов. Так в состоянии ликвидации находится Псковская областная типография - одно из самых старейших предприятий всего региона. Зачем в городе оставаться молодым, если тут нет того, что могло бы их задержать, что их интересует, и что их в жизни будет достойно кормить. Одними велодорожками ситуацию, конечно, не спасти.
Но останавливать развитие города мы тоже не должны. Возможно, придут иные времена, иные люди, они смогут решить вопросы с восстановлением предприятий, с организацией эффективных производств и План устойчивого развития города, несомненно, сможет им помочь в этом. Абсолютно точно, что план станет лишним поводом для привлечения дополнительного финансирования. Например, европейским городам никогда не получить федеральной помощи, если у них нет плана устойчивого развития – об этом условии там все знают. И в Пскове уже, как продолжение работы над планом устойчивого развития, например, появляется возможность построить в ближайшие годы связанную по всему городу велодорожку.
- Мы гордимся, что все цели достигнуты, и у проекта будет продолжение. Хоть и говорят, что у нас разный менталитет с европейцами, но проблемы-то одни. Просто за рубежом уже раньше столкнулись с засильем транспорта в центре городов и начали бороться с этим. Уверена, что со временем решить эти проблемы удастся и нам, - подытоживает Кристина Кобызь. По словам руководителя Комитета по реализации программ приграничного сотрудничества и туризму Администрации города Пскова, за три года пока продолжался проект, была проделана большая работа: точечные замеры транспорта, анкетирование среди детей и взрослых, встречи с туристами, бизнесменами, проведение фокус-групп.
О Пскове нужно говорить громче и везде по всему миру – город достоин этого. И создание Плана устойчивого развития до 2030 года - это очень хороший повод.
Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поделиться с друзьями: