Настоящая музыка выходит из подвалов: в Пскове – из подвала бывшего военкомата
Псковские музыканты превратили подвал здания бывшего военкомата города Пскова в репточку. Это место, куда профессионалы приходят репетировать и записываться, любители – поиграть и пообщаться, зрители – послушать live концерты, которые тут проводятся часто. Сделано за четыре года немало: отремонтировали помещение, обустроили три раздельных репетиционных комнаты, успели устроить 60 концертов псковских и приезжих музыкантов, поставили на регулярную основу воскресные импровизации – джем-сейшны. Собрать средства помогали (и сейчас помогают) неравнодушные люди – через краундфандинговую платформу. Цель – обустроить музыкальное пространство в городе Пскове. Задач – масса, работы тоже. Чем сейчас живет репточка, нам рассказал руководитель инициативной группы Яков РЕПП.
- Яков, расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь?
- Занимаюсь музыкой во всех её проявлениях. Это и репточка, и музыкальный магазин, и участие в музыкальных коллективах в качестве музыканта, звукооператора, аранжировщика. И, конечно, роль зрителя мне тоже нравится (Улыбается).
На фото: Яков Репп сам погружён в творчество и всегда окружён единомышленниками
- Пару лет назад музыканты жаловались, что в Пскове не хватает студий звукозаписи и профессиональных репточек. Это и сейчас так или ситуация изменилась?
- Толковых репточек с публичным доступом, может, и не хватает, но мы работаем над этим. Студий так вообще изрядно, но цены многим музыкантам не по карману. Поэтому начинающие стараются записывать инструменты дома либо вообще не записываются. Я знаю много прекрасных проектов, которые существовали и существуют только в концертном варианте. Тут есть ещё момент, что в российской действительности слабо развито понимание, что музыкант – это профессия, и музыканту тоже надо есть, одеваться, платить за квартиру. В итоге в нашей стране никогда не случались ни Лед Зеппелин, ни Курт Кобейн, ни Кинг Кримсон. В изобилии только коммерческие проекты, которые можно реально быстро монетизировать при помощи инвестиций и телевизора.
- Как оцениваете музыкальную культуру в Пскове, насколько она развита? Есть возможность профессионально заниматься музыкой здесь, не уезжая в Петербург или Москву?
- Музыкальная культура в Пскове находится в зачаточном состоянии и полностью держится на каких-то полностью сумасшедших людях, энтузиастах, которые несмотря ни на что пытаются осуществить невозможное по её развитию. Музыкой здесь заниматься можно, но получается, что только «на экспорт». То есть, жить, сочинять, записывать репетировать тут, а концерты где-нибудь в других городах, иначе музыкой себя не прокормишь.
- С кем из псковских музыкантов работали у себя на студии? Или, может быть, не только псковских?
- Именно студийными делами я чаще всего занимаюсь для себя и проектов, в которых участвую. Пару раз обращались ребята из группы «Нефтеград» - это парни из Челябинска. Недавно Александр Богаев записывал у нас барабаны для своего альбома, но там роль звукорежиссёра исполнял Игорь Гулий, а не я. Есть пара проектов, с которыми ведётся студийная работа, но это пока секрет. Всему своё время. Репетировали у нас в разное время множество коллективов, в общем-то, половина псковской сцены в разное время базировалась на нашей точке.
На фото: в репетиционной группа "Ушкуй"
- Слышала, по воскресеньям у вас джемы? Что это за формат? Как проходят такие встречи?
- Музыкальный джем – это акт импровизационного творчества, то есть, по сути, как такового формата нет, есть небольшие рекомендации, которые музыкантам следует соблюдать, чтоб и выступающим, и зрителям было комфортно. Со списком рекомендаций можно ознакомиться в нашей группе в контакте. Рассказывать об импровизации, на мой взгляд, – дело неблагодарное, лучше один раз прийти послушать и посмотреть, чем строить мнение понаслышке. К тому же вход на джемы не требует обязательной оплаты.
- Кроме живых концертов, что еще происходит на репточке? Какие потребности есть у музыкантов опытных и начинающих в небольшом городе?
- Главное, что происходит на любой репточке – репетиции. Концерты и джемы – это уже побочное, просто, если мы можем это делать, почему бы и нет. Преподаватели ведут занятия, кто-то ходит самостоятельно заниматься, потому что дома нет возможности издавать громкие звуки. Ещё у нас есть небольшое столярное помещение, где есть верстак и немного инструментов, и можно прийти выпилить-выточить что-то, один мой друг, например, делал там люльку для своего сына.
А в целом, можно просто прийти чаю с печеньками попить да поболтать. Самое крутое, что происходит – непосредственный обмен музыкальным и творческим опытом. Одно дело посмотреть ютуб или почитать учебники, а совсем другое – если общаются два человека: качество передачи информации возрастает в разы.
- А как у вас с уровнем звукозаписи?
- Наше оборудование позволяет делать качественную звукозапись. Но важно тут не только оборудование, но и понимании процессов, происходящих при записи. Можно поназаписывать так, что материал невозможно будет свести. На днях вот дописали альбом с группой Jellyfish-Mountain. В ближайшее время сведём и начнём публиковать. Вот по этому альбому любой желающий сможет оценить качество. Следить за этим процессом можно в группе Jellyfish-Mountain.
- У вас в одном из репетиционных помещений стены отделаны сосновыми пеньками - для чего?
- Пеньки выполняют две функции: акустическую и эстетическую. Для формирования правильной акустической картины можно было бы использовать просто обрезки строганного бруса, но это было бы вовсе не так уютно и круто - они как пенёчки.
- Кто работает с вами в команде? И получается ли совмещать с семьей, работой, отдыхом?
- Команда у нас разнообразная, её состав постоянно меняется. Если я возьмусь всех перечислять, то не хватит и дня. Объединяет только одно: неуёмная энергия и желание улучшать окружающий мир. У кого-то получается совмещать всё в своей жизни, кто-то участвует «набегами»: месяц есть, месяц нету. Вообще у того, кто умеет правильно расставлять приоритеты, всегда получается распределять время так, чтоб успевать везде, где необходимо.
- А что в жизни важнее – зарабатывать или творить?
- Зарабатывать – это по сути дела процесс вынужденный, если бы у каждого из нас всё было, зачем нам нужны были бы деньги, правда? Творчество – это более естественное, что находится намного глубже внутри человеческой природы, чем понятие о материальных благах. Поэтому тут ответ однозначен: зарабатывать, чтобы творить. Особенно здорово, когда выходит зарабатывать творчеством, а не приходиться работать на трёх работах, чтобы потом купить нормальный инструмент. Но это, опять же, не про Псков.
Беседовала Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам может быть интересно:
Поделиться с друзьями: