Интернет-газета. Псков
16+

Советский космос в фотографиях: репортаж с ВДНХ

03 октября 2022 г.

В очередную поездку в Москву удалось попасть в павильон ВДНХ, который сейчас называется «Космос».  Он был построен в 1939 году, и тогда, в год постройки назывался иначе: «Механизация и электрификация сельского хозяйства», и такое название носил до 1967 года. Потом постоянную экспозицию поменяли, у входа поставили корпус ракеты-носителя «Восток» - он до сих пор там стоит. Павильон получил название "Космос", был (и остается) очень посещаемым местом. Самым известным гостем здесь был Юрий Гагарин - приходил лично пообщаться с работниками. Нынешние экскурсоводы рассказывают, что ни на один вопрос космонавт тогда не мог ответить прямо. У него интересовались, какие окна в иллюминаторе, он говорил, что они были удобной формы, спрашивали, сколько времени длится подготовка космонавта, он отвечал, что достаточно времени, и так далее. Вся информация была засекречена. Это сегодня каждый, кто приедет на ВДНХ, может увидеть и станцию военного назначения, и самый мощный в мире двигатель, и модель сверхтяжелой ракеты.

На фото: первые советские ракеты

Каждый экспонат в павильоне - символы ушедшей эпохи. Как, например, макет первого искусственного спутника, который был запущен 4 октября 1957 года - мы посчитали, получается в этом году юбилей - 65 лет со дня запуска. Его назначение было - передавать на землю радиосигналы. А сам старт вызвал реакцию людей по всему миру. Экскурсоводы ВДНХ рассказывают, что люди выходили на улицы, пытаясь его увидеть, рисовали, писали стихи и даже делали прически в виде спутника.

На фото: первый советский спутник

Спустя месяц в космос полетел первый пассажир, собака по кличке Лайка. Ее корабль был той же модели, тот же спутник, только с прикрепленным для собаки креслом. Корабль снабдили баллоном с воздухом и кормом, но вернуть на Землю собаку тогда не смогли — Лайка пробыла в космосе шесть часов, и за ней навсегда закрепилась слава первооткрывателя Космоса. Белка и Стрелка, а после них Чернушка и Звездочка полетели следующими и вернулись живыми.

А вот кошкам в космос нельзя — из-за их рефлекса всегда приземляться на лапы. В невесомости им некуда приземлиться, они начинают крутиться, у них кружится голова и резко ухудшается самочувствие. Первый и последний раз кошку в космос взяли французские космонавты в 1963 году, но через 15 минут полета ее пришлось вернуть на Землю.

Белка и Стрелка летали в космос уже на другом корабле, «Восток», который состоял из двух частей — сверху был отсек для пассажиров с парашютом, отверстием для катапультирования, другой отсек был приборным, там находился радиатор системы охлаждения, антенны для связи, двигатель и топливные баки.

На таком же корабле в космос потом полетел Юрий Гагарин. По возвращении шутил, говорил, что не знает, кто он — последняя собака или первый человек в космосе.

На фото: корабль «Восток»

На кораблях серии «Восток» летали в космос Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский и Валентина Терешкова. Дальше возникла новая мечта — выйти в открытый космос. Это удалось одиннадцатому космонавту Алексею Леонову. Его скафандр из очень толстой и плотной резины сейчас выставлен в павильоне.

В 1967 году был создан новый корабль «Союз». В музее есть копия аппарата в масштабе 1:10. Помимо спускового аппарата и приборного отсека корабль был оснащен солнечной батареей и бытовым отсеком, где размещались космонавты. На землю возвращалась средняя часть спускового аппарата, выполненная из асботекстоллита, смесь керамических волокон — асбеста, и углеродных волокон, по текстуре напоминающих графит. Рекорд по длительности пребывания в таком корабле принадлежит космонавтам Севастьянову и Николаеву — они провели там 18 суток, и когда вернулись на Землю, у них обнаружились очень серьезные проблемы со здоровьем: с перебоями работало сердце, не было возможности не то что встать, но даже поднять руку. Станции, где космонавты могли размяться, заняться спортом и отдохнуть, были придуманы позже.

На фото: корабль «Союз»

На фото: станция «Салют» военного назначения, оснащенная радаром и фотокамерой

На фото: грузовой корабль «ТКС»

На фото: ракеты «УР-700» и «Н-1». На ракете «УР-500» в космос впервые летали черепахи

На фото: жидкостный ракетный двигатель «НК-33»

В 1986-х в СССР запустили в космос станцию «Мир». Собирали ее по частям, сначала базовый блок, потом блок «Квант» с телескопами для изучения черных дыр далеких галактик. Еще через два года присоединили блоки «Квант-2», на борту которого была баня, оранжерея и аквариум, и «Кристалл», на котором проводились научные работы. В реальности на станции было еще два блока, «Спектр» и «Природа», но в павильоне их нет — не поместились. На этой станции был осуществлен рекорд продолжительности полета. Космонавт Валерий Поляков прожил на станции 438 дней, год и три месяца, столько времени требуется, чтобы слетать на Марс и вернуться обратно. И хотя сам Поляков на Марсе не был, своим примером он доказал, что такой полет можно осуществить.

На фото: станция «Мир»

Пока станция «Мир» строилась, у инженеров возникла мечта отправить в космос обычного человека в качестве туриста. Решение нашли в разработке ракетоплана «Буран». Внешне его конструкция похожа на самолет, но нет шасси, потому что аппарат садился на воду. Этот самолет, поменьше, размещали на другом самолете, тот взлетал с обычного аэродрома, разгонялся, и поднимал ракетоплан на нужную высоту, а уже в космос тот летел на своем двигателе «РД-170», он и поныне остается самым мощным в мире — 20 млн л.с. - и самым надежным — с 1988 году он не дал ни одного сбоя.

На фото: макет ракетоплана «Буран»

На фото: знаменитый двигатель «РД-170»

На основе «Бурана» была разработана система МАКС, многоцелевая авиакосмическая система. На самый большой в СССР самолет АН-225 Мрия, на него ставится самолет поменьше и крепится топливный бак. На высоте 10 км и скорости 1000 км/ч маленький аппарат отделяется и продолжает разгон на своих двигателях, выходит на орбиту, выполняет свои задачи и возвращается на аэродром как самолет. Довести проект до конца в СССР не успели.

На фото: система МАКС

В 2015 году предприятие «Молния» сообщило, что проект оно не бросило и продолжает над ним работать. У системы есть свои неоспоримые преимущества: возможность запуска из любого аэропорта, относительная дешевизна запуска — 250 тысяч долларов против 50 млн долларов, которые туристы платят сейчас, и отсутствие перегрузок.

На фото: кресло космонавта «Казбек»

На фото: аварийно-спасательный скафандр «Сокол»

На фото:скафандр для выхода в открытый космос

На фото: в таком скафандре летал в космос Юрий Гагарин

На фото: любимая еда космонавтов — это консервы

Про еду и напитки в космосе: сухой закон и никаких тюбиков с едой

Еда в тюбиках — теперь музейный экспонат и сувенир для туристов. На космические станции еда поставляется в виде брикетов и консервов, хлеб в микробуханках весом несколько граммов, а алкоголь под запретом. На экскурсии в космическом павильоне туристы могут услышать историю, как однажды на станцию «Салют-6», у которой недавно был юбилей, 45 дней со дня старта, на эту станцию прилетел экипаж, Георгий Гречко и Юрий Романенко, и контрабандой привезли довольно большую бутылку коньяка.

Когда осталось полбутылки, возникла проблема: пить уже не получалось. В невесомости жидкость не вытекала. Внутри все вспенилось, а длинной трубочки, чтобы туда просунуть, не было. Ничего не поделаешь, оставили бутылку на станции.

Следующий экипаж прилетел, вернулся на Землю, потом снова Романенко прилетел на станцию и видит, что бутылка пустая. Когда вернулся, спрашивает у первого экипажа, как у них получилось выпить. Они рассказали, что один человек у них отталкивался от одной стены вместе с бутылкой, а второй человек ждал его у противоположной стены и тормозил первого, и жидкость за счет инерции продолжала движение и вылетала из бутылки.

Экскурсанты, слушая эту историю, шутят: не зря, мол, люди высшее образование получали. Правдивая эта история или легенда, но она прибавляет космосу человечности и как будто немного приближает его к нам. Да и весь музей  настолько наполнен уникальными экспонатами, настолько информативен, что провести в нем стоит, пожалуй, целый день.

На фото: макеты спутников Земли