Интернет-газета. Псков
16+

Восхищённый Ле Корбюзье объединил в ней Парфенон, виллу Адриана, алжирскую мечеть и церковь в Пскове

25 августа 2022 г.

На фото: капелла Нотр-Дам дʹ О в Роншане. Источник фото: francebleu.fr. Автор: Maxppp - Frédéric Hermann

Здание капеллы в городке Роншан привлекает к себе многих любознательных путешественников и самих французов даже во время реставрации, которая началась в марте прошлого года и продлится до 2024 года. Знаменитый архитектурный коммунист Ле Корбюзье построил её полный впечатлений от афинского Парфенона, виллы Адриана в Тиволи, мечети в Алжире и псковской церкви Богоявления с Запсковья в России.

Человек, который стал родоначальником конструктивизма, социально-ориентированной архитектуры, и фактически оказался причастен к обеспечению в послевоенные десятилетия недорогим жильём большинство граждан Советского Союза, никогда не планировал строить религиозно-культовые сооружения. Но самые яркие архитектурные впечатления, которые отложились в нём в разные периоды жизни, невзначай подтолкнули его к этому опыту в своей практике. Саму идею, как отразить все свои впечатления в одном объекте Ле Корбюзье нашёл случайно на берегу океана. Гуляя, он увидел в песке высохший панцирь краба – этого оказалось достаточно, чтобы в его голове появился образ будущего строения: две завесы из железобетона толщиной шесть сантиметров образуют полое тело - относительно легкую и прочную оболочку, плюс семь поперечных стен, прикрепленных к столбам, прочно удерживают их вместе и целая сеть из балок пересекают эту оболочку. Море, океан, особая морская культура занимает большую часть в воображении мастера. Он черпает вдохновение именно в таких морских поездках, в путешествиях по побережью морей и океанов в разных странах. И сама форма капеллы Нотр-Дам дʹ О отчасти напоминает огромную лодку, и впечатанные в бетон следы дощатой опалубки этот эффект поддерживают.

На фото: Ле Корбюзье в квартире-студии в доме Molitor. Париж. 1953. Фотограф: Willy Rizzo. Источник фото: corbusier.totalarch.com

От каждого ранее впечатлившего его воображение объекта Ле Корбюзье взял самое важное, самое восхитительное. По мнению французских искусствоведов, изучавших жизнь и деятельность архитектора, главным ориентиром его воображения при строительстве капеллы Нотр-Дам дʹ О стал афинский храм Парфенон, который он посетил молодым двадцатичетырёхлетним человеком – в 1911 году. А вот псковский храм Богоявления с Запсковья архитектор мог увидеть уже во время своего пребывания в Советском Союзе в период с 1928 по 1930 годы, когда на продолжительное время он останавливался в Москве, где по его проекту строили здание Центросоюза. Французские коллеги, изучавшие жизнь мастера, как-то в нашем давнем разговоре упомянули, что из Москвы Корбюзье уезжал посмотреть на ближние к столице, наиболее значительные исторические города, в которых сохранялась своеобразная архитектура. В том числе его путь лежал и в Псков, где он был впечатлён псковской архитектурой. Что в псковском облике, и конкретно в храме Богоявления с Запсковья, произвело такое сильное впечатление на Корбюзье, мы можем только предполагать. Но эти элементы псковского храма действительно читаются в творении француза, и когда просто видишь капеллу на холме, и когда входишь в неё, и начинаешь знакомиться с постройкой изнутри.

На фото: Церковь Богоявления с Запсковья XV века в городе Пскове, Россия, фото Игоря Докучаева

Он взялся за проект капеллы в начале 50-х годов. Её планировали возвести на холме Бурлемон, где во время Второй мировой войны оказалась окончательно разрушена старая церковь. Строительные работы начались в 1953 году. Проходили они в довольно сложных условиях – бетон смешивали в одном месте и вёдрами доставляли в точку заливки. Учитывая мощь и высоту бетонных стен, можно понять, насколько это был тяжёлый, изнурительный и длительный этап работы. Не было водоёма, водопровод был разрушен – воду собирали дождевую. Кроме бетона использовали самые простые и недорогие материалы, в том числе камни от разрушенной старой часовни. Но Ле Корбюзье наоборот доволен – он всегда считал, что «Великое искусство живет на скудные средства». И в эту его уверенность горячо верили те, кто исполняли замыслы мастера, и строили невиданную до селе церковь. Работами на участке руководил молодой архитектор Андре Мезонье, бригадиром рабочих был двадцатитрёхлетний Франсуа Бона, ему всего 23 года. Среди небольшой команды каменщиков – тоже в основном молодые люди. Наверное, оттого, что молодёжь легче верит в невероятное, легче отдаёт себя работе до изнеможения, особенно, если трудится рядом с великим мастером – они просто должны понимать, что создают шедевр, который наведёт шума в Европе, а созданное будет стоять веками и войдёт в число самых интересных архитектурных решений своего времени.

На фото: капелла Нотр-Дам дʹ О в Роншане. Источник фото: официальный сайт памятника collinenotredameduhaut.com

Так и получилось – с 2016 года часовня в Роншан внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Кстати, Ле Корбюзье, настоящий поставщик объектов для перечня ЮНЕСКО – кроме капеллы на холме Бурлемон, ещё 15 воплощённых им проектов нашли место в этом списке объектов, признанных мировым достоянием. И, конечно, каждый такой объект – это серьёзная помощь для местной экономики, где они расположены. Каждый памятник, отнесенный к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО, привлекает к себе до 30% посетителей.

На фото: Леса должны покинуть южную стену капеллы Роншан в конце августа. Затем до конца ноября работы продолжатся на западном фасаде.  Источник фото: Radio France, автор Nicolas Joly

Что удивительно, часовня Нотр-Дам дʹ О даже поставленная на ремонт, и, обнесённая частично лесами, и в таком виде продолжает привлекать к себе поклонников архитектуры. А работающие на её ремонте мастера с удовлетворением первооткрывателей рассказывают туристам некоторые открывшиеся тайны и мелкие детали, скрытые ранее из виду. Это именно так - строительная площадка даёт возможности постигать секреты и раскрывать тайны объекта. И посещение реставрируемых объектов - это хороший метод для популяризации наследия. Например, в Пскове сейчас реставрируют и реконструируют несколько исторических объектов, в том числе купеческие палаты 17 века – двор Трубинских, канатную фабрику Мейера, мост через реку Пскову, но попасть туристам на эти объекты с официального разрешения строителей практически невозможно.  Нет у нас такого разрешительного механизма, плюс техника безопасности, необходимость нести дополнительную ответственность – и в результате откроются древние строения только после окончания всех работ. И секреты древних строений вновь окажутся скрытыми под слоями штукатурки и другими отделывающими материалами, и останутся лишь  в памяти у строителей, а туристам и любителям истории с ними в таком раскрытом виде соприкоснуться не суждено. Французские строители, как видим, такую возможность почитателям истории предоставляют.

Мы сейчас лишь вкратце вспомнили капеллу Роншан, её конструкцию, историю создания, и того человека, который воплотил свой очередной шедевр. Ле Корбюзье – это придуманный им в молодости псевдоним – настоящее имя мастера Шарль-Эдуар Жаннере-Гри – и французом он стал не сразу, по рождению - он швейцарец. А самый главный его талант был вовсе не в умении проектировать здания – этому ведь многие архитекторы обучены, но не многим удаются шедевры на века. Главное, чем обладал Корбюзье с самого детства – умением восхищаться… Я хочу сказать, что если творческий человек не устаёт восхищаться красотой мира, то обязательно рано или поздно это выльется в новое произведение искусства. Людей творческих много, среди них уставших от происходящего в мире, от природных красот и многообразия тоже много. Тех, кто не устают – единицы, но как раз у них-то и получаются шедевры.

Через 12 лет после строительства капеллы Роншан Ле Корбюзье приехал в Прованс, чтобы отдохнуть на побережье Средиземного моря. Во время купания в морских волнах у него остановилось сердце. Можно, было бы, написать, что он утонул, как это делают во многих источниках. Но нет, мастер захлебнулся от очередного восхищения морем.

Игорь ДОКУЧАЕВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Как я шла по Пскову семнадцатого века

1407 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу