Интернет-газета. Псков
16+

На теплоходе музыка играет. Курс на развитие речного судоходства взяли в регионах Северо-Запада

10 августа 2020 г.

2 августа в Великом Новгороде встречали круизный теплоход «Александр Грин». Появление такого судна в городе – событие заметное, хотя и в прошлом году у причала Морского центра капитана Варухина швартовались теплоходы «Н. Г. Славянов» и «Сергей Есенин» - тоже трёхпалубные, тоже вместительные и комфортные. Их задача – перевозить туристов из Москвы. И Великий Новгород лишь промежуточная остановка на пути в Санкт-Петербург, весь маршрут Москва - Углич - Кузино - Вытегра - Старая Ладога - Великий Новгород - Санкт-Петербург очень востребован, говорят на Московском туристическом флоте, на навигацию 2020 года уже реализовано около сотни путёвок на оба запланированных рейса. Времени на осмотр новгородских достопримечательностей у гостей немного – всего несколько часов, но в Департаменте туризма Министерства инвестиционной политики Новгородской области видят в таком краткосрочном визите положительные моменты.

Кому повезло больше

«Прибытие такого теплохода для нас значимое событие в части развития туризма. Мы надеемся, что благодаря этому туристы не только узнают о Великом Новгороде, но и захотят вернуться в наш регион и посетить другие интересные места. Мы можем предложить не только культурно-познавательный туризм, но и, например, экологический», - отметила директор департамента туризма Елена Михеева (цитата: пресс-служба правительства Новгородской области).

В настоящее время министерством транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области совместно с министерством транспорта РФ изучается возможность углубления дна Волхова от Волховского гидроузла до Старой Ладоги, что позволит проходить по реке Волхов судам с более низкой посадкой. Напомним, к началу нынешней навигации Волхов очистили от мусора. В устье реки Волхов стартовали работы по увеличению размеров судового хода. После их завершения круизные суда всех типов смогут свободно проходить по реке на всем протяжении Ленинградской области. Об этом сообщили в пресс-службе правительства 47 региона.

«После очистки дна глубина судового хода может составить почти два с половиной метра, что обеспечит условия для развития нового туристического маршрута «Из варяг в греки» от Старой Ладоги до Великого Новгорода», - рассказал Михаил Присяжнюк, исполняющий обязанности начальника управления по транспорту Ленинградской области.

Работы ведет администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей. Водолазы обследуют препятствия на пути судов и определяют способ их ликвидации. Часть препятствий разрушат, валуны и крупные камни поднимут из воды. В некоторых случаях придется изменить направление судового хода в обход выступов скал.

По словам руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александра Пошивая, в 2020 году за счёт инвесторов планируется построить пассажирский причал в Великом Новгороде и начать строительство порта в городе Сортавала в Республике Карелия. Из других проблем речных пассажирских перевозок он назвал недостаточное количество пассажирских судов, отвечающих современным  требованиям безопасности и комфорта, короткий навигационный сезон и высокую стоимость судового топлива, а также наличие «узких мест» на внутренних водных путях - в первую очередь участок ниже Городецкого гидроузла.

Но в Росморречфлоте делают всё возможное, чтобы помочь в разрешении этих проблем, отметил Пошивай. Уже оборудован причал на острове Коневец в Ладожском озере, в Ленинградской области за счёт средств инвесторов в 2018- 2019 годах построены и введены в эксплуатацию пассажирские причалы «Орешек» и «Свирьстрой». В 2019 году появились новые  причалы в селах Дубровка и Кириши Ленинградской области, у моста Александра Невского в Санкт-Петербурге установлены два причала на противоположных берегах. Тем не менее, в Росморречфлоте признают, что круизное судоходство в России только начинает развиваться. «Мы понимаем, что сейчас необходимо сделать все возможное для поддержания круизного судоходства, которое начинает развиваться. Ведь все предыдущие годы мы просто эксплуатировали тот потенциал, который остался с советских времен. Тогда круизные суда строились в странах соцлагеря. Сейчас у нас наметился в этом плане прорыв: впервые в истории современной России на отечественных верфях создаются несколько современных круизных судов. И есть надежда, что это положит начало дальнейшему обновлению флота», - заявил Пошивай.

Планов много, но не для всех

Из тех рейсов, что уже запущены, большая часть приходится на европейскую часть страны. Самым популярным у российских и зарубежных туристов является маршрут между Москвой, Санкт-Петербургом и городами Поволжья. При этом, часть объектов показа, например, историко-архитектурные комплексы на островах Валаам, Коневец, Кижском архипелаге, доступны только с внутренних водных путей. Основными портами отправления являются Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Казань и Пермь.

В целях развития судоходства государством предприняты меры господдержки российских судоходных компаний. Это касается ряда налоговых и таможенных льгот для них, субсидирования части затрат судовладельцев на уплату процентов по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант - субсидия из федерального бюджета на возмещение части затрат на приобретение или строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию. Таким образом, правительством созданы условия для обновления речного пассажирского флота с привлечением механизма государственной финансовой поддержки.

Также Росморречфлот продолжает работу по упрощению визового режима для пассажиров, прибывающих в Россию на круизных судах. По мнению представителей ведомства, предоставление иностранным гражданам права кратковременного, в течение 15 суток, безвизового пребывания на территории Российской Федерации на речных круизах увеличит поток въездного туризма и рост поступлений в бюджеты различных уровней, развитие транспортной и туристской инфраструктуры, реализацию судостроительных программ. 

Коснутся ли данные меры поддержки Псковской области, вопрос открытый. Порт в Пскове, служивший главной базой речного флота региона на протяжении десятков лет, окончательно исчез в 2005 году. Порт в деревне Толбица Псковского района, который должен надёжнее связать Талабские острова с «большой землей», строится по программе приграничного сотрудничества регионов, и это первая за двадцать лет стройка объекта речной инфраструктуры в Псковской области. В 2003 году на слуху появилось название «порт «Сторожинец» в Гдовском районе, на него местные власти возлагали большие надежды. В СМИ задолго до открытия порта, появились заголовки, что скоро будет открыто водное сообщение между Россией и Эстонией по акватории Псковско-Чудского озера. И этими сообщениями как будто сглазили.

Бывало и в Пскове не только мечтали

Соответствующее российско-эстонское соглашение (в том числе и по организации погранпунктов) на уровне МИДов было подписано ещё в 2002 году. Пилотный пропускной пункт в Прааге на эстонском берегу Чудского озера стоимостью около 1,2 млн эстонских крон был построен на борту переоборудованной нефтебаржи HENRY и оснащён для работы пограничной службы. Таможня должна была располагаться в Тарту, и, по оценкам специалистов, тартуский порт в период активной навигации способен принимать до 100 тыс. тонн грузов и до 3 тыс. пассажиров.

Порт «Сторожинец» в Гдовском районе Псковской области в 2003 году был в собственности ЗАО «Гдов-Инвест», близкого к петербургскому топливному холдингу «Балт-Трейд», и строился как терминал по переработке рыбы, но позже стал рассматриваться как  проект по возобновлению судоходства, а также как пропускной и таможенный пункт, об этом сообщало издание Логист.ру. Общий объём инвестиций в развитие портовых мощностей, по данным издания, составил 3,5 млн. долларов. В открытии порта были заинтересованы и деловые круги Эстонии: ожидалось, что европейские компании станут основными перевозчиками грузов по Чудскому озеру, и через «Сторожинец» из Псковской области будет экспортироваться песок, торф, древесина и другие грузы. Планировалось также, что осенью 2004 года между Тарту и «Сторожинцом», а значит и Псковом, начнется пассажирское сообщение, а с началом навигации 2005 года в порт смогут заходить и грузовые, и пассажирские  суда.

Но в сентябре 2004 года стало известно об очередном переносе начала пассажирского сообщения между Россией и Эстонией. Как пояснили российские пограничники, погранпереход в Сторожинце все еще не принят в эксплуатацию, и нет надежды на то, что будет принят до конца сентября. Тогда же начальник эстонского целевого фонда развития судоходства на внутренних водоемах Ээро Микенберг заявил о том, что выбор администрацией Псковской области Сторожинца пунктом таможенного и пограничного контроля на пассажирской линии Тарту-Псков «не понятен эстонской стороне, так как его использование привело к пятидесятикилометровому отклонению от прямого маршрута, что значительно снизило рентабельность и скорость пассажирских перевозок» (цитата: BNS). Дальше переговоров дело так и не продвинулось: идея открытия такого же, как Сторожинец, международного порта в Муствеэ, тоже не сдвинулось с мёртвой точки.

По мнению тогдашнего мэра города Муствеэ Геннадия Кулькова,  эстонско-российское водное сообщение Сторожинец-Муствеэ будет и экономически выгоднее, чем уже заявленное Псков-Тарту. Он вообще подверг критике весь проект грузового судоходства Псков-Тарту, пояснив, что «до Тарту путь длиннее на тридцать процентов и проходит по устью реки Эмайыги, в котором постоянно меняется уровень воды и происходит намывание песка. Требуется и лоцманская проводка, что заметно удорожает транспортировку» (цитата: ИА REGNUM).

То есть, по мнению населения прибрежных районов и специалистов, порт в Гдовском районе был нужен, но почему его открытие перенесли на неопределённый срок, так и не найти объяснения. В  российских СМИ публиковалась информация о том, что дело будто бы в затянувшемся оформлении документов. И спустя восемь лет, в 2011 году, ООО «Порт «Сторожинец», прекратила свою деятельность, и сообщений о судьбе порта и международных грузовых и пассажирских перевозок через него больше не появлялось, по крайней мере, в публичных источниках.

В итоге в открытых документах Росморречфлота по развитию внутреннего водного сообщения Псковская область не значится. Об этом остаётся только сожалеть – ведь виды на Псков и его окрестности с воды едва ли уступают новгородским, ленинградским и карельским пейзажам и памятникам архитектуры. Но волею судьбы и природы Псков не попадает даже в число промежуточных остановок на маршруте Москва – Петербург, чтобы хотя бы стать остановкой на межстоличной линии, он просто остался в стороне от водных туристических маршрутов. И самое печальное, что фактически остаётся даже без надежды на появление в обозримом будущем регулярного водного сообщения.

Кирилл ГРАДОВ

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Ещё по теме:

Псковский порт восстановить можно только в одном случае

709 просмотров.
Теги: Соседи

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту