Интернет-газета. Псков
16+

Куда приведёт Эстонию административная реформа?

10 июня 2017 г.

Уже год в Эстонии продолжается административная реформа, которая началась в июне 2016 года после принятия парламентом страны специального закона, определяющего, как должны быть преобразованы самоуправления на всей территории Эстонии. Реформу, надо сразу отметить, не все граждане, общественные и политические силы восприняли одинаково хорошо или одинаково плохо. И поэтому в течение года продолжаются споры и дискуссии, при этом сама реформа продолжается. Соседним волостям, в которых меньше пяти тысяч проживающих, предложено сначала добровольно, а если нет - то принудительно, объединиться, либо присоединиться к крупным муниципалитетам. Самый главный её результат - число местных территориальных образований в Эстонии должно сократиться почти в три раза. И в этом одни видят перспективы для будущего, а другие - катастрофу. 

О плюсах и минусах

О смысле реформы, о её необходимости и результатах два месяца назад в эстонском Отепяэ мы беседовали с одним из главных проводников грядущих изменений – министром государственного управления Эстонии, членом центристской партии Михаилом Корбом.

- У нас 213 уездов, 42 города и остальные волости. И, представляете, в половине волостей – в 106 – живут меньше двух тысяч человек. А это уже совсем маленькие населённые пункты, - рассказывал о причинах реформ Михаил КОРБ. - Нас часто критикуют за эту норму в 5 тысяч человек – учёные, которые занимались разработкой реформы, делали много разных критериев, но остановились на этом. Например, у нас сейчас маленькие волости берут одного строительного специалиста на четыре волости. А если волости объединить получится по 5-6 тысяч человек. Возможно, людям не объяснили всего, например, почему именно с пяти тысяч появится хорошая компетенция у специалистов. Я когда приезжаю в волости, которые не хотят объединяться, спрашиваю: сколько у вас есть возможность инвестировать? Они мне отвечают: «100 тысяч в год мы можем». Но инвестировать 100 тысяч евро в год - этого мало. А если соединить пять волостей вместе, то будет уже полмиллиона инвестиций в год – и это уже хорошие возможности.

Главным аргументом правительства «за объединение» называют улучшение деятельности самоуправлений по оказанию услуг населению, сокращение чиновничьего аппарата и увеличение финансовых возможностей. Однако есть и тонкие места, которые, по мнению противников, сейчас, в пылу резких преобразований, вовсе не учитываются и которые чуть позже могут порвать в клочья всю эту стройную, на первый взгляд, схему. Например, после предполагаемого объединения одна из волостей может оказаться территориально гигантской по эстонским меркам и протянуться от побережья Балтийского моря до берега Чудского озера. Чтобы из отдалённого населённого пункта такой волости попасть в её центр – нужно затратить и значительно больше времени и денег, и есть опасность, что коммуникации такой длины будет не под силу обслуживать из одной отдалённой точки. Где же тут приближение власти и улучшение качества?

Да, самое главное опасение жителей небольших самоуправлений, деревень и хуторов, что после объединения они окажутся так далеко от власти, что об их существовании вообще забудут. И если сейчас деньги оказывались в их местных бюджетах, то потом и об этих деньгах нужно будет забыть, а, значит, и о возможном развитии территорий. Примеры тому, есть и в соседней Псковской области России: здесь в минувшее десятилетие тоже проводилось укрупнение некоторых волостей в отдельных районах. И у жителей жителям отдалённых деревень опасения были точно такие же. 

Опять «рука Москвы»?

Переговоры об объединении между самоуправлениями продолжались в течение года, были долгими; есть и те, где они закончились безрезультатно. Объединяющиеся волости Отепяэ и Сангасте встречались больше 25 раз, об этом нам рассказал старейшина волости Отепяэ Калев Лаул. И с одной, и с другой стороны были свои опасения будущего, но договориться сумели. Например, одна из ключевых точек – известный памятник архитектуры, истории, культуры – замок Сангасте. На его содержание необходимо довольно много средств, которые идут из местного бюджета. Одни опасались, что денег для поддержания памятника может оказаться мало, как и для всей волости Сангасте. Другие – что нужно будет много денег отдавать именно на это. Но в результате смогли прийти к необходимому компромиссу и решению.

А вот жители Нарвы-Йыэсуу, или по-русски Усть-Нарвы, наотрез отказались объединяться с Вайвараской волостью, чтобы при этом центр волости хоть и из небольшого города был перенесён в деревню Вайвара. Видимо, дальше муниципалитеты ожидает принудительное объединение и возможное отстаивание своих прав в суде.

Впрочем, суд против принятого закона тоже не пойдёт. И ответ всем сопротивляющимся, кажется, очевиден. 

Хотя недавняя отставка Михаила Корба с поста министра государственного управления Эстонии и главного двигателя административной реформы может оказаться совсем не случайной. Дело в том, что среди оппонентов правящих центристов есть и те силы, которые считают, что реформа проводится неправильно, она ущемляет права эстонцев на территориях северо-востока страны в уезде Ида-Вирумаа, где проживает, чуть ли не более 80 процентов русских и русскоязычных граждан. И при объединении самоуправлений интересы эстонцев будут якобы ущемлены. Причём, есть и те, кто в объединении видит «руку Москвы». И значит, это напрямую касается национальной безопасности. По мнению отстаивающих эту версию, в северо-восточном регионе реформу нужно проводить совсем по другим правилам. И если поверить этим противникам, то получается, что, убрав Михаила Корба, который сам родился в Ида-Вирумаа, появляется шанс отсрочить реальную реформу или поработать над особыми правилами для этих территорий. 

Это тяжёлый процесс

Как же затронет административная реформа основные центры Северо-Восточной и Южной Эстонии Кохтла-Ярве и Тарту?

- Кохтла-Ярве эта реформа коснётся очень незначительно, – ответил на наш вопрос вице-мэр города Кохтла-Ярве Виталий БОРОДИН. - У нас в городе удалённость частей доходит до сорока километров – это небольшие поселения до 100-150 человек, которые находятся, по сути, в виде анклавов на территории других самоуправлений. Мы дали наши предложения правительству, чтобы передать эти части в состав других самоуправлений. Административная реформа имеет вполне разумные основания. Прежде всего, есть нормы ЕС, которые говорят, что не может быть так много самоуправлений с незначительным количеством жителей. Поэтому правительство разработало основу, что самоуправление не может быть меньше 5 тысяч жителей. Всё остальное подлежит реформе как добровольно, так и… принудительно – для тех, кто не пожелал ни с кем объединяться. Это шаг, который уже давно назрел. Административная реформа задумывалась ещё несколько лет назад, просто никак её было не провести. Теперь в конце концов правительство на это решилось. Будем надеяться, что снижение административных расходов, к чему это прежде всего должно привести, увеличит эффективность и качество жизни людей. В этом цель и смысл реформы, я думаю, они абсолютно оправданы и сработают.

Второму городу в Эстонии – Тарту – опасаться административной реформы тоже не следует. Один из доводов противников реформы в таком виде, как она идёт, как раз в том, что пострадают от процесса объединения маленькие самоуправления – деревни, посёлки, которые в результате могут исчезнуть совсем. А вот жителям крупных городов боятся этого процесса нет смысла.

- Реформа вызвана тем, что в Эстонии есть некоторые муниципалитеты, где проживают 50 человек, и мы просто хотим сократить бюрократию и число чиновников, сделать административную систему более эффективной, - высказывает свою точку зрения вице-мэр города Тарту Артём СУВОРОВ. -  Будет проходить объединение муниципалитетов, так как по закону у нас все муниципалитеты должны быть не менее пяти тысяч жителей минимум. Те муниципалитеты, в которых сейчас число проживающих меньше, будут объединяться с другими. Это тяжёлый процесс. Представьте, если человек более двадцати лет был князем на своей территории, и теперь к нему приходят и говорят: всё - ты лишаешься своего рабочего места и муниципалитет объединяется с другим. Это вызывает очень бурную реакцию. Я говорю за город Тарту: нам нравится, что к нам присоединятся пока два муниципалитета. А руководители этих образований по-разному относятся. Один руководитель доволен таким поворотом, он даже сам выразил своё желание. А второй – против.

Два полупустых стакана, при соединении образуют один полный. Но куда деть второй пустой?

Как повлияет отставка Михаила Корба на продолжение реформы? Как долго новый министр государственного управления будет входить в работу по реформе? Как на него будут реагировать в регионах, особенно в тех, где люди не захотели объединяться? Удастся ли в результате противникам реформы отодвинуть финальный срок её внедрения и изменить правила? Это мы узнаем уже в ближайшие месяцы. Реформа – это польза или вред, который приведёт страну к катастрофе? Ответ на этот вопрос появится лишь в будущем.

Хотя, на самом деле, катастрофа уже подошла настолько близко, что кому-то может показаться неизбежной, ибо безлюдные пространства, которые сегодня пытаются слить в большие самоуправления, набирая по десятку-другому остающихся людей, проживающих на этих территориях, уже и есть катастрофа для маленькой Эстонии. Примером может служить ситуация в том же Кохтла-Ярве, где за минувшее десятилетие население города сократилось почти на 50 процентов: с 60 тысяч до 36 тысяч человек. Не лучше ситуация и в Силламяэ. Приведем слова по теме объединения из обзора социальных сетей Русской Эстонии за 6-12 июня, который опубликовал ресурс Baltnews.ee (орфография и пунктуация авторские, - ред.):

«Veronika Partanen: «Я против!!! Из Силламяэ и так сделали деревню, ничего нет!!! Уже нет больницы, нет полиции, нет пенсионного и паспортного отдела, нет ЗаКСа, закрываются школы и садики. Такое чувство, что у нас просто мертвый город и не для кого это всё сохранять!!! А, что будет, если объединить?! Ничего не увидим, мы уже с EU объединились. И что?». 

И не случайно в соцсетях есть неожиданное высказывание «за объединение»: чтобы не пропасть поодиночке окончательно. 

То есть получается, что сама по себе административная реформа в Эстонии – это вовсе не решение проблем территорий и их жителей. Это лишь констатация возможной катастрофы с появлением опустевших территорий, безлюдных деревень и хуторов. Проблемы же нужно решать совсем другими способами. Но как? Это хороший вопрос.

Игорь ДОКУЧАЕВ
«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также могут быть интересны:

Эстония в ближайшее время пойдёт на сближение с Россией

Возобновление водного сообщения между эстонским Тарту и российским Псковом возможно, - отметил эстонский министр

Революцию в образовании предрекает директор Института Пушкина в Таллинне Инга Мангус

И много других материалов в рубрике СОСЕДИ

 

3163 просмотра.
Теги: Соседи

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу