Интернет-газета. Псков
16+

Невесёлые мысли псковских полиграфистов накануне Дня печати

12 января 2018 г.

13 января в России отмечается День российской печати. Праздник охватывает людей разных профессий: и связанных с печатными средствами массовой информации, и с производством печатной продукции – от наборщиков до  публицистов.


В преддверии праздника мы решили узнать о чём думают псковские полиграфисты: каким они видят судьбы типографий и будущее полиграфии в наше непростое время, особенно в связи с развитием Интернета, демографическим спадом и общей потерей интереса к чтению?


 

Павел Левенков, директор ООО фирма «Псковское возрождение»:

- Если вести речь, в первую очередь, о газетных типографиях, то ситуация в регионе примерно такова: нормальную, полноценную нагрузку несёт лишь наша фирма «Псковское возрождение». Есть еще пара типографий - одна из которых уже долгое время находится в процедуре банкротства – там печатают всего две-три маленьких газеты. В другой тоже сложное положение: человека 4 работающих остались там, печатают, по-моему, 2 газеты. Есть ещё несколько районных типографий, но они с крайне слабым оснащением и соответственно «портфелем» заказов. У нас в настоящее время печатаются «МК-Псков», «Псковская губерния», «Псковский рубеж», 8 муниципальных, 5 рекламных газет. Одно издание из Ленинградской области, одно – из Тверской области, одно - из Москвы. Всего мы печатаем 19 периодических изданий. Есть еще разовые и выборные издания. Самый маленький тираж газеты, который мы печатали - 100 экземпляров, самый большой - 2 миллиона.

Ситуация на мой взгляд сейчас сложная: тиражи не растут, печатные СМИ в крайне бедственном положении. Но причина тут не только в развитии Интернета - причины в общем нищенском положении региона и страны. Газета, по сути, должна окупаться сама, и, кстати, среди районок такие есть. Окупаться они должны в первую очередь за счет продажи самих газет и за счет рекламы. Соответственно если у людей и у бизнеса в регионах нет денег - у газет их тоже больше не становится. Мои коллеги в Норильске, это довольно богатый город, выпускают рекламную газету, которая дает им  в месяц полтора миллиона чистой прибыли. А в Пскове рекламу в газеты не набрать даже за копейки. Это один фактор…

Второй момент - уход изданий в Интернет. Хотя на мой взгляд, печатная версия это другой продукт нежели интернет-сми. Ведь есть фильм в кинотеатре, а есть дома на диске: содержание, кажется, одно а продукт разный. Во всём есть свои плюсы и минусы. В той же Германии, например, с печатными изданиями все хорошо.

Если говорить о будущем типографий - все завязано на общую экономическую ситуацию. Будут в стране деньги - всё будет хорошо. Но мне кажется, что лучше в обозримом будущем не будет точно... Проблема ещё и в том, что современные газеты нужно печатать на современном оборудовании, а купить его сложно.  В 2012 году у нас на типографии была установлена новая печатная машина, новая линия вывода печатных форм, приемное устройство для газет - по ценам сегодняшнего дня это стоило бы 36 миллионов рублей. Ни одна типография региона, исходя из перспектив работы только с региональными СМИ, не может сегодня позволить себе такие затраты. Тем более что типографии, для того что бы иметь актуальную цену продажи своих услуг, должны повысить цены на готовую продукцию раза в три, но СМИ такие деньги платить не могут.

Подведу итог. Типографии в регионах пытаются выживать. Будущее у них есть, но оно крайне туманно и зависит не только от самих типографий и СМИ. Нашу типографию спасает то, что мы, например, кроме газетной печати, занимаемся коммерческой печатью и изготовлением книг.

Инга Тимофеева, заместитель директора по производству ГППО «Псковская областная типография»:

- У любого уникального дела, навыка, профессии, особенно имеющего глубокие культурно-исторические корни и возникшего из необходимости для всех людей на Земле, трудно представить ситуацию с полным исчезновением. Такой узкоспециализированной отрасли, как полиграфия, но внедренной в жизнь буквально каждого человека своими продуктами производства: от книг до денег, наверное, больше нет. Типография, как основная составляющая полиграфии, тоже будет всегда. Конечно, время и научно-технический прогресс отвергать и отрицать глупо, Интернет и компьютерные технологии развиваются молниеносно и повсеместно. Но технический прогресс касается и полиграфических производств, и это классно! Ведь появляются практически безграничные возможности производить новые виды товаров и предлагать для людей разнообразные услуги, делать их доступнее. Я не склонна считать катастрофой и демографический спад – да, народу стало меньше, читают  меньше и тиражи тоже уменьшаются. Но падение численности граждан не однажды бывало в истории развития нашей страны и других государств. Будет со временем и в данном вопросе порядок. Жизнь, как известно, развивается по спирали, и всегда возвращает людей на новом витке существования к истокам, к корням, к классике. Глубоко убеждена в том, что никакое информационное чудо современности - Интернет, например, не способно заменить человеку хорошую книгу, затрагивающую душу и сердце читателя своим содержанием, качественно и классически выполненную в типографии по всем законам полиграфии.

 

Фото из личного архива Сергея Афанасиевского

Сергей Афанасиевский, руководитель типографии «Окей»:

- Современная типография - это производство не только книг и газет, это широкий спектр услуг, как организациям, так и населению. Сегодня наша типография, например, – это симбиоз производства и рекламного агентства.

Примерно с 2010 года узконаправленное производство книг и газет - это утопичный бизнес в любом не столичном регионе. Убытки ждут того, кто рискнет построить  бизнес  в этом  направлении и в городе  Пскове. Полноценных предприятий в РФ, которые твёрдо стоят на ногах, можно сосчитать по пальцам. Чаще всего это огромные комбинаты, которые работают в тандеме с большими издательствами, таким как «Эксмо», и рядом других. Современная типография в регионе сегодня должна предоставлять услуги мелкотиражной цифровой печати, средние тиражи, производство изделий для наружной рекламы, услуги дизайна, монтажа конструкций, металлообработки и т.д. Например, востребовано создание металлоконструкций и услуг по оформлению и согласованию рекламных площадей. А в условиях, когда заказчики все чаще сталкиваются и с низким качеством полиграфических услуг, и с затянутыми сроками исполнения, крайне важно добиваться качества работы. Выжить на этом рынке смогут только ответственные типографии-производства.

Но вопрос будущего полиграфии в регионах - это очень больная тема. Да, в классическом понимании типографии будут умирать. Тенденции расширения границ Интернета хорошо видны. Современная жизнь все больше и больше «уходит в глобальную сеть». Сегодня это приоритетный источник любой информации, тем более в сравнении с печатными изданиями. И с каждым годом, месяцем печатные версии периодики будут уходить все дальше от актуальности. Безусловно, газеты и  книги как продукция останутся, но тиражи будут ещё более сокращаться.

Растущая среда электронных носителей двигает цены на них вниз. Так сейчас,  средняя цена за классическую печатную книгу составляет от 500 до 700 рублей.  А представьте себе, если будет разработан и запущен в серийное производство электронный гаджет стоимостью 500 рублей? И если в киосках «Роспечати» он будет продаваться с электронной подпиской на газеты и книги по символичной цене. Аудитория читателей печатных изданий станет ещё меньше. И ценность, и необходимость типографий упадет ещё ближе к нулю.

Что может ожидать предприятия в регионах?  Вероятно, окончательное изменение понятия «типография» на «рекламное агентство» или что-то подобное.

Согласен, что есть общая потеря интереса к чтению. Значительно меньше читают именно бумажные издания. При этом намного больше поглощают информации из Интернета. А если меньше читают книг и газет, меньше книг и газет выпускают – тут прямая связь. Но не надо забывать, что литература литературе рознь. Есть учебная, есть художественная, есть справочная. Пока есть школы, институты, университеты - производство книг будет продолжаться, хотя и меньшими тиражами. Но лишь до тех пор, пока не появятся доступные гаджеты и электронные библиотеки. Пока еще очень много нужно оцифровывать информации. Но это вопрос времени.  

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Игоря Докучаева

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Фоторепортажи на тему:

Псковский роддом для газет

Внутри «Хельсинки Саномат»

А кроме того, вам может быть интересно:

В Эcтонии закрылись две последние общегосударственные газеты, выходившие на русском языке.

3356 просмотров.
Теги: Дело

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу