Пушкин может дать современной России национальную идею. А также библиотеку, телеканал…
На днях услышал от молодого, в общем-то, человека, что Пушкин действительно, наше всё. Нет, не просто высокое и пафосное выражение, которое так, без объяснений, нет-нет, да и прозвучит, то с экранов телевизора, то с высокой трибуны. Просто в разговоре коснулись темы истории – вот и вспомнил собеседник про Александра Сергеевича. У него, мол, всё – и прошлое, и будущее, и красота природы, и человеческие судьбы, и трагедии сильных мира сего, и букварь, и библия… Не случайно ведь пушкинское наследие называют «энциклопедией жизни». Так и есть. Не перестаешь удивляться другому. Сколько уже десятков лет, более полутора веков Александра Сергеевича изучают, перелистывают то, что он оставил, огромное число исследований, книг, монографий, диссертаций – чего только нет, можно смело библиотеку о Пушкинском «всё» создавать, и она будет одной из крупнейших в мире. И при этом канал не иссякает, постоянно рождается что-то новое. И тем интереснее ожидать: а что же ещё нам расскажут?
Без отрыва от русской культуры
И рассказывают, и удивляют, и находят ещё неизвестные страницы. Взять хотя бы недавний форум, прошедший в Пушкинских горах, который так и назывался «Наследие А.С. Пушкина в современном мире», проведённый Пушкинским образовательным центром.
В Пушкинские Горы съехались представители Витебского государственного университета имени П.М. Машерова из Беларуси, Таврической академии Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского из Республики Крым, Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, Института Пушкина из Таллинна, Эстония, Рижского Пушкинского лицея из Латвии, Содружества организаторов воспитательного процесса из Москвы, Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Татарской гимназии №2 при Казанском федеральном университете из Казани, Гимназии №7 Ново-Савиновского района города Казани, Столбищенской средней образовательной школы Лаишевского района Республики Татарстан, Гимназии №1584 города Москвы, Школы №695 «Радуга» Пушкинского района города Санкт-Петербурга, Училищного дома имени Пушкина-школа №80 Петроградского района Санкт-Петербурга, Школы при Свято-Успенском мужском монастыре Новомосковского благочиния Тульской епархии РПЦ, Псковского государственного университета, Музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское», Областного центра детско-юношеского туризма и экскурсий и областного Дома детства и юношества «Радуга» из Пскова, Школы №24 имени Л.И. Малякова, Псков, Писковской школы Псковского района, Школы №1 города Порхова, Белорусской средней школы из Пыталовского района.
- С приездом латышей была проблема, говорят, что их не хотели отпускать в командировку... Не беда – поехали самостоятельно. А вот у эстонских участников никаких проблем с приездом не было, - рассказывает директор Пушкинского образовательного центра Татьяна Зайцева.
- Для русского человека, проживающего за рубежом, такие поездки очень важны, - считает Инга Мангус, директор института Пушкина в Таллинне. - Мы живем в отрыве от русской культуры, отчего неизбежно развивается некоторая не только языковая, но и культурная недоразвитость. В отдельных случаях, особенно у детей, в этой ситуации может возникнуть даже чувство неопределенности национальной принадлежности. А человеку для позитивного самопознания личности необходимы языковая и культурная преемственность, которой наполнено Пушкиногорье. В процессе посещения этих мест неизбежно прививается уважительное отношение к русской культуре, гордость за её историю и традиции.
Такие поездки в Россию необходимы любому русскому, так как являются, прежде всего, уникальным и необходимым средством познания собственной самобытной культуры, дающим возможность «изнутри» изучать уникальность себя и своего народа.
Были и два исследователя из Крыма – они тоже рады, что теперь имеют возможность быть ближе к Пушкину и заповедным местам поэта. И главная цель этого пушкинского форума достигнута, судя по отзывам гостей. Многие постоянные участники и гости говорили, что для них за счастье здесь бывать. И участники из Прибалтики не чувствуют себя брошенными, когда участвуют в таких встречах, когда включены в общую работу.
- Выступления и доклады на этот раз были более содержательными, чем, к примеру, в прошлом году, это отметили и мэтры – профессора Вячеслав Кошелев из Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и Людмила Орехова из Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского, - добавляет Татьяна Зайцева.
Да тут одни названия выступлений могут сказать о многом. А точнее о роли поэта сегодня: Художественные пути воплощения «мысли семейной» как высшей ценности в сказках А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке», «Судьба России сквозь магический кристалл поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», «Псковский характер» в свете национального идеала: еще раз об Иване Петровиче Белкине», «Крым, 1936 год: подготовка к столетию со дня смерти А.С. Пушкина», «Пушкин о русском национальном характере» и многие другие. Может, нам Пушкина и его наследие официально признать национальной идеей? Уж очень много ответов в нём не только на вопросы истории, но и на проблемы и вопросы сегодняшнего дня. И создать пушкинский телеканал, на вещание которого материалов тоже достаточно.
Кстати, о силе воздействия Пушкиногорья может рассказать и такой факт: школьники из московской Гимназии №1584 после форума остались ещё на неделю – заниматься здесь доброхотской работой.
«Тайное» пушкинское общество
От всех участников звучала благодарность в адрес организаторов: администрации Псковской области, АНО «Пушкинский образовательный Центр», Псковского государственного университета, Государственного музея-заповедника «Михайловское» и за то, что нашли возможность выделить средства на проведение мероприятия в такие сложные времена, и за внимание к каждому участнику, и за тёплый приём. Но уверенности, что в следующем году хватит средств и возможностей, чтобы форум вновь состоялся, руководство Пушкинского образовательного центра пока не высказывает.
Значение подобной работы может быть не видно людям непосвящённым, тем, кто о Пушкине, да и о литературе знают только из случайных упоминаний на телеканалах или вовсе когда-то давно «проходили» в школе. Но таким людям и до общей культуры и традиций народа глубоко всё равно. И, наверное, глупо их спрашивать: а нужен ли нам сегодня Пушкин и то, что он хотел сказать в своих творениях?
В вопросах культуры вообще нужно ориентироваться на тех, кто понимает и что-то делает, в надежде, что они будут подтягивать за собой остальных. Именно таких людей, кто собирается и на Пушкинский форум.
- У всех участников, кто хотя бы раз приезжал и в наши полевые лагеря, и на наши форумы, создаётся ощущение причастности к некоему пушкинскому сообществу, пусть оно не существует на бумаге, но которое постоянно взаимодействует с миром и окружающей действительностью и это ощущение никуда не исчезает. У нас есть и прямая и обратная связь друг с другом, - улыбается Татьяна Зайцева. У которой хочется спросить: откуда у неё самой такое влечение к пушкинскому образу и слову.
– Честно, я не знаю. Раньше увлекалась Чеховым. Но во второй половине 90-х годов нужно было искать новые варианты мероприятий с детьми, и мы организовали полевой лагерь у имения Петровское. Этот лагерь стал очень популярным, о нём узнали в Москве, в других регионах, ему стали подражать и копировать, изучая наш опыт. Дети, после участия в полевых лагерях, кто начали писать стихи, кто стали профессиональными филологами, пришли работать в музеи. В Псковской области была принята целевая программа «Наш Пушкин», изданы четыре книги-пособия «Псковское Пушкиноведение». За организацию полевого пушкинского лагеря я в числе первых получила всероссийскую государственную награду - медаль Пушкина. И теперь это стало частью моей жизни.
Видимо, для того, чтобы Пушкин продолжал оставаться частью жизни многих людей и в России, и в других странах. И в «тайном» пушкинском обществе мог состоять каждый творческий человек.
Игорь ДОКУЧАЕВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: