Акула-ангел и бесконечность серого цвета, переходящая в неописуемый восторг
С этой девушкой меня познакомили коллеги из журнала «Морской профсоюзный вестник». Всё в ней необычно - и имя, и профессия, и судьба, которая её ведёт, и которой она ломает, устоявшийся за века во всём мире стереотип. Ляна Митрофанова – помощник капитана на большом современном судне – газовозе «Псков». Ляна – моряк, самый настоящий.
И первым вопросом, который я в нетерпении задал девушке, был как раз тот: как реагирует мужская команда на девушку на борту, учитывая старинную примету, что девушка на судне – это не очень хорошо?
- По-разному реагировали, но злобы никогда не было, - совершенно серьёзно отвечает Ляна. - Недоверие было, сомнения, но сейчас уже привыкли, шутят только много, но всегда помогают, если нужно. Вообще, мне кажется, что отношения в коллективе не от пола зависят, а от того, как ты сам относишься к людям.
Бунт против будущего министра финансов
Но прежде чем она поднялась на борт газовоза «Псков», чтобы приступить к своим обязанностям, нужно было пройти и пережить немало испытаний. И кажется, откуда в хрупкой юной девушке столько сил и уверенности. Ведь старинная примета о «девушке на корабле», на самом деле, действует и по сей день, сидит в умах «морских волков» всех возрастов. Ляне просто повезло – в год, когда она после школы задумалась куда поступать, в знаменитой «Макаровке» - Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, первый год принимали девушек на судоводительский факультет.
- Я подумала: «Дай-ка, попробую». Это был своеобразный вызов, некий бунт, – рассказывает Ляна. - Родители хотели сделать из меня министра экономики и финансов. А мне профессия экономиста была не по душе. Мое желание поступить в «Макаровку» родные не восприняли всерьез, я была домашней девочкой, а тут профессия моряка. Они, кажется, ещё долго не верили - на посвящении папа сказал: «Ну, хватит, поехали домой, доченька!». Я отказалась. И вот так каждый год, изо дня в день я боролась с собой, с мнением родителей, с обстоятельствами.
Встреча с бесконечностью
Насколько эта борьба была серьёзной, становится понятно, особенно когда узнаешь, что моря будущий помощник капитана никогда - ни в детстве, ни в юности - не видела. И родители к морю отношения тоже не имели: папа – летчик, мама – учительница. Сама Ляна родилась и выросла в Забайкалье. И море для неё всегда было тайной, о нём она знала из книг и фильмов. Первая их встреча произошла только во время прохождения плавательной практики. Её первое море было серого цвета - бесконечность серого цвета. И это был неописуемый восторг.
- Первую практику на море проходила на паруснике «Мир», - вспоминает она. - Но это не имеет отношения к настоящей работе в море. Это скорее романтика, авантюра, это «игра в работу» на море. Мы не понимали, как все серьезно на самом деле, к тому же рядом друзья, однокурсники. Это лишь маленькая толика того, с чем столкнешься в будущем, если, конечно, не откажешься от этого прямо после первой практики.
Она не отказалась, «не списалась» на берег, как некоторые из её однокурсников, которые сказали: «Нет, спасибо. Увольте». Кого-то укачивало, другие просто поняли: «не мое»… Да и морская болезнь есть изначально почти у всех, просто со временем организм привыкает. И когда вокруг корабля бушует стихия, это сильный стресс для неподготовленного человека. Не все выдерживают.
Правило: «девушек не берём»
А она после практики только сильнее погрузилась в образование. Считает, что знаний, полученных в Макаровке, более чем достаточно и теперь они очень помогают. За годы учёбы чему только не научилась. И самое главное – настойчивости.
- Когда я устраивалась на свою первую рабочую плавательную практику, ходила по всем компаниям Санкт-Петербурга, но никуда не брали. Только завидев меня, сразу говорили: «Извините, мы девушек не берем». А я не могла понять, в чем собственно проблема, ведь это правило «девушек не берём» нигде не прописано, - кажется, до сих пор удивляется девушка.
Это правило нигде не прописано, это та старая примета, которая вживлена в мозг многих поколений моряков.
Случайно, когда отчаяние было уже совсем рядом, в компании «Совкомфлот» предложили экспериментальный вариант – пройти практику на их судне. Этот момент стал определяющим в её дальнейшей жизни.
Есть отважный капитан
Крупнейшая российская компания «Совкомфлот», известная во всём морском мире, пошла на то, чтобы взять на работу девушку. И теперь она благодарна своему капитану-наставнику, который занимался трудоустройством курсантов: Николай Заяц верил и верит в неё, и когда он устроил свою выпускницу на практику на судно, и в дальнейшем, когда продолжал следить за её судьбой. Верили в неё и другие моряки, которые делились с ней опытом. Ляна с удовольствием вспоминает Алексея Киржеманова, который пошёл на смелый шаг и взял молодую девушку на практику на танкер «Невский проспект» - он первый капитан, под началом которого она начала осознавать, что такое морская работа. И первый смелый капитан, который согласился взять её под свое руководство, хотя и был немало удивлён при первой встрече.
Ляна сама осознала, что немногие способны на такое - люди старой закалки, более консервативные - не осмелились на этот шаг. Она и сама их прекрасно понимает. Эта профессия требует большой ответственности, огромных знаний и практики, ведь одна ошибка может привести к колоссальным последствиям. Необходимо всё время прислушиваться к советам старших офицеров, ведь опыт здесь нарабатывается годами. Следующая её практика уже была по рекомендации капитана Киржеманова на судне «Московский проспект». А потом пришла большая работа.
Четвёртый помощник
Без рекомендаций капитанов, у которых она была на практике, на газовоз ей было бы не попасть. «Псков» – современное судно: уровень компьютеризации – высший. Дисциплина – строжайшая: запрещено пользоваться телефонами на палубе, зажигалками, часы разрешаются только механические, ничего такого, чтобы могла появиться хоть малая искра…
- Это был мой первый контракт в должности четвёртого помощника капитана. Конечно, не все получалось с первого раза, но со мной были опытные штурмана, потрясающий капитан. Я работала под началом Игоря Панасенко. Все мне очень помогали, наставляли и поддерживали, - рассказывает Ляна. – На судне все обязанности чётко распределены среди помощников капитана: один отвечает за навигационные карты и оборудование, другой за безопасность, третий за документы членов экипажа, старший помощник отвечает за грузовые операции. Капитан отвечает за всё, что происходит на пароходе. Ему сложнее всего. Я, как младший офицер, помогала всем понемногу, несла навигационную вахту, вела документы на приход и отход судна. Это очень большая ответственность.
Помогает в работе то, что английский язык знает почти в совершенстве, за что вновь благодарит «Макаровку». Английский язык на море – это очень важно. Радиообмен происходит только на английском, и тут не должно быть никаких трудностей с восприятием, потому что непонимание смысла фразы часто приводит к большим и маленьким авариям и столкновениям.
Акула-ангел
Теперь-то она знает, что самое сложное в этой работе – недостаток сна. И ещё - часовые пояса. Организм со своими биоритмами просто не успевает привыкать к их смене, когда судно передвигается с запада на восток и обратно - то прибавить час, то отнять. Организм быстро запутывается. И, кажется, постоянно хочется спать. Но так как это, в первую очередь, работа, люди не думают о комфорте, тут главное не проспать на вахту. К тому же и спящего в любой момент могут разбудить. И в результате - колоссальный стресс; морально очень тяжело, кажется, что всё время думаешь только о работе, никаких выходных. Получается, что моряки все четыре месяца находится на работе. Хорошо хоть смену климата переносит спокойно.
За первый рабочий рейс на газовозе два раза пересекали экватор, но в первый раз она спала, а во второй раз сдавала вахту. Может в следующий раз рассмотрит его получше. Но память о пересечении экватора всё-таки осталась: здесь прошло её посвящение в моряки. Нужно было пройти особый ритуал: пролезть через Чистилище – коридор, составленный из бочек, забитых промасленной ветошью и грязью. Прошла. Получила грамоту об этом и морское имя - Акула-ангел.
- Отношения в экипаже очень тёплые, иначе невозможно работать, хотя многих редко видишь из-за особенностей работы: кто-то тоже на вахте, кто-то спит. Например, механиков вообще почти не видела за весь рейс, рядовых тоже, за исключением вахтенных матросов, - продолжает Акула-ангел. – Зато есть доступ к Интернету, несколько лет назад это было недоступно, теперь общаюсь с родными и близкими. А ведь это самое важное для моряка.
Её сопровождают Данте, Гюго, Хемингуэй
Для многих её сверстниц абсолютно не понятно, как можно отказаться от возможности ходить в музеи, театры, на выставки, проводить время с друзьями в кафе и клубах, просто отдыхать, носить юбки и платья, обувь на каблуке, без многих других радостей. А Ляна отказывается от этого добровольно в пользу комбинезона и вахт вдали от дома.
Одно из немногих развлечений в рейсе – книги.
- В море все время работаешь, не успеваешь читать, но в один прекрасный момент вдруг понимаешь, что начался застой. Я стараюсь перед сном читать - специально запасаюсь перед рейсом литературой, причём, предпочитаю листать обычные бумажные страницы. Но в рейс много книг не увезёшь, приходится брать электронную книгу.
Можно искренне удивиться серьёзности произведений, которые Ляна взяла в свой второй рейс. Данте, Гюго, Хемингуэй… Она не знает почему выбор пал именно на этих авторов. «Видимо, доросла», - улыбается Ляна. Кое-что из книг уже осилила.
Из Пскова на «Псков»
Видимо, действительно в её судьбе всё не случайно. И что работать пришла именно на газовоз «Псков» - в этом тоже особый знак. Думаю, в команде тоже так подумали. Мало того, что одна из первых девушек на флоте в серьёзной, ответственной должности попала именно к ним на борт. Но и когда узнали, что Ляна, пришедшая к ним четвёртым помощником капитана, сама из Пскова.
- Первое время в экипаже шутили, говорили, что жизнь у меня однообразная: из Пскова на «Псков» и наоборот, - улыбается та, кто носит имя Акула-ангел. - Мне кажется, что всё происходящее в нашей жизни - не случайность.
Но первопроходцем в освоении современными девушками моря она себя не чувствует. Относится к этому статусу спокойно и просто, как к работе, которая стала любимой. Больших целей пока не ставит. Вообще, не любит строить планы. Иногда ей кажется, что она двигается по жизни благодаря именно тому, что не строит планов...
А на берегу с посторонними людьми на тему работы Ляна старается особо не говорить:
- Именно потому, что работа у меня нестандартная для девушки. Людей это привлекает. Начинаются расспросы о размере зарплаты, о личной жизни, о которой я стараюсь не распространяться, про отношение к экипажу. Задают другие нелепые вопросы – а я не люблю такое.
Но на один сугубо личный вопрос в нашей беседе Ляна ответила. Вот на этот: «Как думаешь, сложно будет твоему мужу ждать тебя на берегу?».
- Ждать всегда сложно. Но мне кажется, когда любишь, то преград нет. Тем более, сейчас, когда связь с домом есть каждый день: интернет, телефон. Мой молодой человек понимает, что в меня верили, вкладывали знания, опыт многие уважаемые люди, и поэтому не препятствует мне заниматься любимым делом.
Девушки заслужили носить морскую форму
Ляна очень любит праздник 9 мая. И если случается быть на берегу в этот день, то обязательно надевает на праздничные мероприятия свою морскую форму – как знак уважения к тем поколениям, кто прошли войны, кто служили на суше и на море. И твёрдо уверена, что форма, особенно морская, красит девушку не меньше, чем мужчину. Да, и носить её они имеют полное право:
- Девушки доказали, что могут быть моряками, солдатами, лётчиками, и не потому что пытались кому-то что-то доказать, а потому что у них это получается хорошо. И если, выполняя именно эту, пусть нестандартную работу, девушка приносит пользу, то зачем ей это запрещать?! Мне кажется, что это здорово, что сейчас в исключительно мужские профессии берут девушек, потому что своей мечте надо следовать. Раньше с этим все было сложнее. Хотя и тогда, вспомним Великую Отечественную войну, женщины умудрялись выполнять ответственную работу достойно наравне с мужчинами. Но многие думают, что раз ты девушка-морячка, то пытаешься что-то доказать. Не нужно никому ничего доказывать, нужно быть честным с самим с собой и заниматься любимым делом.
Сейчас Ляна находится в море, в очередном рейсе на борту газовоза «Псков». Она опять мало спит, много работает, но это её любимое дело. И уверенным можно быть в одном, как бы ни сложилось в будущем судьба Акулы-ангел - море теперь навсегда останется с ней.
Игорь ДОКУЧАЕВ,
фото из личного архива Ляны Митрофановой, и компании «Совкомфлот».
Благодарим редакцию журнала «Морской профсоюзный вестник» за помощь в подготовке материала.
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: