Как и что читать ребенку. Советы и списки книг для каждого возраста.
Первые книжки малышу можно читать уже в девять месяцев ‒ ему это только на пользу.
Сразу оговоримся, что это занятие не стоит считать исключительно материнским ‒ мужской голос на слух воспринимается не хуже. Стоит позаботиться о правильном подходе к делу: научиться читать текст громко и выразительно, правильно интонируя каждую фразу; неплохо освоить технику чтения нараспев, когда каждое слово произносится выше и медленнее, чем обычно. Ребенок хорошо воспринимает разыгранные в лицах сюжеты ‒ поэтому не лишним будет потренироваться в умении читать за персонажей разными голосами. Десять-двадцать минут декламации по силам каждому родителю: главное, не увлекаться и следить за тем, чтобы малышу было интересно. Лучше устраивать такие семейные чтения два раза в день ‒ перед отходом ко сну: скажем, после обеда и на ночь.
Когда ребёнок до трёх лет
Текстов, которые можно читать до трех лет, много ‒ их сюжеты всегда занимательны, но иногда имеют несчастливый финал. Следует помнить, что ребенку очень важно ощущение защищенности ‒ лишние страхи и переживания ему пока совсем ни к чему, а потому ‒ да здравствует фантазия, пусть и в ущерб замыслу создателя текста. Ведь очень просто позволить колобку уйти от хитрой лисицы ‒ и получить за это улыбку на лице своего маленького слушателя.
Стоит взять на заметку и фольклор. В первые годы жизни особенно хорошо усваиваются потешки и прибаутки: звучные, ритмичные, они легко запоминаются малышу, если родители возьмут себе за правило сопровождать ими, к примеру, развивающие подвижные игры («Еду-еду к бабе, к деду», «Гуси-гуси!»), задания на развитие мелкой моторики («Сорока-ворона») или повседневные действия, к которым необходимо приучить ребенка, будь то умывание или прием пищи («Люли, люли, люли,/ Прилетели гули»).
В помощь родителям изданы сборники таких текстов (отдельные тексты выложены в сети и легко доступны): «Шутки-Прибаутки. Прибаутки для малышей А. Прокофьева», «Радуга-дуга. Песенки, потешки, прибаутки», «Прибаутки для малютки» из серии «Школа семи гномов», «Потешки и прибаутки» из серии «Малышкина книжка», «Потянушечки-порастушечки: пестушки, потешки».
В три года
С трёх лет ребенку можно попробовать читать и авторские стихотворения и сказки (список приводим ниже):
Аким Я. Мой верный чиж.
Барто А. Собрание сочинений.
Верхом на облаке, серия «Малышкина книжка».
Заходер Б. Стихи и сказки.
Козлов С. Я на солнышке лежу. Ежик в тумане.
Лаптев А. Футы-нуты: веселые истории в стихах и картинках.
Маршак С. Усатый-полосатый.
Мориц Ю. Двигайте ушами. Собака бывает кусачей. Большой секрет для маленькой компании.
Мошковская Э. Я был таким хорошим. Какие бывают подарки.
Остер Г, Приключения Пифа. Котенок по имени Гав. Обезьянки младшего возраста. Успенский Э. Про мальчика Яшу.
Пляцковский М. Разноцветные зверята. Солнышко на память. Как утенок Крячик свою тень потерял.
Сутеев В. Сказки и картинки. Времена года: рассказы.
Усачев А. Жили-были ежики. Тигр в клеточку: сказки. Мы играли в паповоз. Шуршащая песня.
Хармс Д. Очень страшная история.
Чуковский К. Чудо-дерево. Муха-цокотуха.
В четыре года
К четырем годам ребенок начинает более эмоционально переживать события, происходящие с героями книги, и, как правило, уже внимательнее следит за развитием сюжета.
Чем старше малыш, тем активнее должно быть его участие в чтении ‒ можно попробовать обсуждать с ним прочитанное, задавая вопросы на понимание текста, обязательно надо интересоваться, какие эмоции вызвала книга. В возрасте трех с половиной-четырех лет для чтения с ребенком подойдут:
Даль В. Сказки.
Ершов П. Конек-Горбунок.
Житков Б. Что я видел
Киплинг Р. Слоненок. Просьба кенгуру. Рикки-Тикки-Тави
Линдгрен А. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Карлсон вернулся. Карлсон опять шалит.
Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки.
Михалков С. Дядя Степа. Рассказ о неизвестном герое. Песенка друзей.
Мориц Ю. Попрыгать-поиграть.
Мур Л. Крошка Енот.
Носов Н. Незнайка и его друзья. Рассказы.
Пантелеев Л. Веселый трамвай.
Пришвин М. Берестяная трубочка. Рассказы о животных Снегурочка. Зимняя книжка: стихи, песенки, загадки, сказки.
Русские народные сказки из сборника А. Афанасьева.
Сказки народов мира.
Усачев А. Оранжевый верблюд. Умная собачка Соня.
Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья. Каникулы в Простоквашино.
Успенский Э. Про мальчика Яшу
Цыферов Г. Слоненок: сказки. Сказки старинного города. Веселые истории.
В пять лет
Пятилетнего ребенка уже можно попросить рассказать маме сказку на ночь – он справится с этой задачей, если сюжет небольшой и хорошо ему знакомый. Пересказ ‒ хорошее средство для тренировки памяти и развития речи. Стоит начать заучивать наизусть небольшие стихотворения ‒ с той же целью.
Пять лет ‒ возраст, когда ребенок берет в руки свои первые книги. Издаются несколько серий, в которых выходят произведения, адаптированные к возрасту маленького читателя ‒ с крупным шрифтом, делением слов на слоги и проставленным ударением. Такие книги ‒ отличное подспорье не только в обучении ребенка грамоте, но и в его воспитании. Лучшее время для этого ‒ раннее детство, пока досуг ребенка полностью зависит от родителей. Несоизмеримо больше пользы принесет совместное чтение детских классиков или современных авторов, хорошо изданных, талантливо иллюстрированных и доступных для самостоятельного чтения ребенком, чем, скажем развивающие пособия с героями популярных мультфильмов и комиксов. Модные увлечения ребенку предстоит пережить, когда он начнет общаться со сверстниками, а пока ему пять, стоит приучить его не только смотреть, но и читать, а, значит, и думать.
Для этого возраста стоит поискать книги серий «Читаем по слогам» (издательство «Аптей»), «Умные сказки» (издательство «Махаон»), «Читаем по слогам» и «Учимся читать по слогам» (издательство «Фламинго»). Издательство «Лабиринт» выпустило серию книг с наклейками («Книжки с наклейками/учимся читать») ‒ в каждой сказке есть творческое задание и приложение с многоразовыми наклейками; красочная серия с хорошими рисунками выходит в издательстве «Адонис» – «Читаем сами. Читаем маме».
Вариантов много ‒ надо выбрать, что понравится малышу: методы принуждения ни к чему хорощему не приведут. Лучше постепенно приучать и прививать любовь к книге.
В пять лет ребенок готов прочесть:
Александрова Т. Домовенок Кузька.
Баратынский Е.. Весна, весна!
Бианки В. Кто чем поет? Чьи это ноги?
Драгунский В. Тайное становится явным.
Квитко Л.. Бабушкины руки.
Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо.
Михалков С. Лесная академия.
Носов Н. Живая шляпа.
Паустовский К. Степан и Фунтик. Кот-ворюга.
Пивоварова И. Вежливый ослик. Жил да был. Разговор с сорокой. Тайна.
Пушкин А. Сказка о царе Салтане. Сказка о золотом петушке. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о медведихе. Сказка о попе и работнике его Балде.
Сапгир Г. Алфавитные считалки. Сегодня, завтра и вчера. Людоед и Принцесса, или Всё наоборот. Раки и рыбы. Веселая математика Кубарика и Томатика.
Усачев А. Дорожная песня.
Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса.
Чарушин Е. Тюпа, Томка и сорока.
В возрасте пяти-шести лет дети готовы воспринимать довольно большой объем информации и достаточно сложные тексты. Можно не только просить их пересказать прочитанное, но и высказать свои мысли о книге, порассуждать о проблемах, которые затрагивает автор, как, например, вопросы нравственности, морали, ответственности за свои поступки.
Произведения отечественных и зарубежных авторов впервые поставят ребенка перед множеством важных вопросов и откроют ему новые волшебные миры.
Андерсен Г. X. Сказки.
Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов.
Губарев В. Королевство кривых зеркал
Житков Б. Рассказы.
Иванов А. Про Фому и суслика.
Катаев В. Цветик-семицветик.
Коваленков А. Почему медведь зимою спит.
Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде
Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман.
Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши.
Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки.
Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька. Лагерлёф С.Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.
Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы
Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
Хаит А. Приключения кота Леопольда.
Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх.
Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка.
Шварц Е. Сказка о потерянном времени.
Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной.
В шесть лет
Не следует давать ребенку так называемые адаптированные издания ‒ оригинальные тексты в переложениях других авторов и с сокращениями; стоит дождаться, когда он подрастет и будет готов к чтению полного текста.
В произведениях зарубежных авторов обязательно нужно обратить внимание на перевод: мастера старой, советской школы по праву считаются лучшими переводчиками иностранной детской классики.
С шести лет можно приучать ребенка к научно-исследовательской литературе ‒ много усилий для этого вряд ли понадобится: дети достаточно любознательны в этом возрасте. В выборе популярных изданий можно остановиться на серии «Научные развлечения» («Издательский Дом Мещерякова»). В ней вышли такие книги как: Тит Т. Научные забавы, Лёвшин В. О математике, книги Якова Перельмана, Ольги Кувыкиной,
Николая Верзилина. первая книга ученого Стивена Хокинга, написанная специально для детей в соавторстве с дочерью Люси Хокинг ‒ «Джордж и тайны Вселенной».
Хорошо, если домашняя библиотека дошкольника пополнится книгами, где героями будут дети, школьники. Ребенку нужно помочь приготовиться к новому этапу своей жизни. В этом возрасте он уже достаточно социально-адаптирован, чтобы соотносить себя с действующими лицами прочитанных произведений; способен задаться вопросами вроде: как бы я поступил на месте этого персонажа, смог бы я совершить тот или иной поступок, правильно ли то, что сделал этот герой. Поощряйте в ребенке эти размышления, больше говорите с ним, прислушивайтесь к его мнению.
Принципы и понятия о добре и зле не должны подаваться ребенку в виде отвлеченных бесед: разбирайте примеры из жизни любимых и новых героев.
Не стоит забывать о практике пересказа прочитанных книг и их анализа, полезно будет сформировать у ребенка навыки выразительного чтения: чем раньше он их освоит, тем легче справится с требованиями школьной программы.
Итак, что можно читать в шесть лет:
Аким Я. Неумейка.
Берестов В. Читалочка. У меня в портфеле. Песенка весенних минут. Рыжик. Первое сентября. Первоклассница.
Заходер Б. Собачкины огорчения. Моя Вообразилия.
Зощенко М. Смешные истории. Рассказы о Леле и Миньке.
Иванов А. Приключения Хомы и Суслика.
Киплинг Р. Откуда у кита такая глотка.
Коваль Ю. Букет.
Кружков Г. Хорошая погода. Откуда взялись пятерки у старушки. Как шарики мир спасли.
Махотин С, Дождевая бочка
Мориц Ю. Букет котов.
Некрасов И. Зеленый шум.
Одоевский В. Городок в табакерке Паустовский К, Кот-ворюга, Барсучий нос. Резиновая лодка. Стальное колечко.
Орлов В. Что нельзя купить.
Пермяк Е. Самое страшное. Для чего руки нужны.
Прокофьева С. Лоскутик и облако. Остров капитанов. Приключения желтого чемоданчика. Астрель, принцесса Сумерки. Оставь окно открытым. Машины сказки. Какая бывает зима.
Сладков Н. Сказки леса.
Степанов В. Осторожный снег.
Толстой Л. Старик сажал яблони. Прыжок. Лев и собачка.
Успенский Э. Чебурашка и Крокодил Гена. Дядя Федор, пес и кот. 25 профессий Маши Филиппенко. Гарантийные человечки. Про мальчика Яшу. Про Веру и Анфису.
Фет А. Стихотворения о природе.
Хармс Д. Храбрый еж.
Чарушин Е. Томка. Томка испугался. Тюпа. Сорока. Медвежата.
Яснов М. В последний раз, Я учусь писать слова. Когда я стану школьником.
Успехов вам и вашему малышу!
В следующей статье мы рассказываем о том, что читать ребенку с семи до восьми лет.
Мария ХАЗОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вместе с первоклашкой. Как и что читать ребенку в семь-восемь лет.
Поделиться с друзьями: