Интернет-газета. Псков
16+

Пазлы истории, в которых заинтересованы все

24 октября 2025 г.

В Пскове завершился II областной конкурс по медиа-краеведению «Пазлы истории». В финальной части конкурса приняли участие более 30 школьников и студентов из большинства муниципалитетов Псковской области, в том числе из Невеля, Острова, Опочки, Пскова, Великих Лук.

Когда лондонский издатель географических карт Джон Спилсбери в 60-е годы 19 века придумал, как увлечь своих детей изучением географии, то и не думал, что запускает в свет одновременно и игру, которая захватит интерес миллионов людей, и педагогический метод, способный быстро научить, и самое интересное - модель общественной жизни и исторической действительности. Джон наклеил одну из карт, которую сам же и создал методом литографии, на деревянную доску и распилил её на отдельные изображения по контуру границ между ними – то есть, получились отдельные страны в своих границах, которые для получения общей картины, нужно было собрать в соответствии с контурами. Так появилась прародительница игры-головоломки, которая стала быстро распространяться по Европе, попала и в Россию. В Петербурге в середине 19 века рисунки уже клеили на картон и разрезали на различные составные фигурки. Сегодня все знают это занятие для ума и рук, как «пазлы».

История тоже состоит из мелких деталей, из разрозненных элементов, которые потом соединяются в большую историческую матрицу, также как множество пикселей соединяются воедино, чтобы стать одним изображением, в том числе способным рассказать о человеке или о событии. Наши семейные архивы – нередко недооценённые даже нами самими, часто содержат большое количество информации, способной не только показывать историю многих поколений одной семьи и её окружения, но и дополнять общую картину далёкого и близкого прошлого - дома, деревни, города, региона и всей страны. Каждый человек, каждая семья – это и есть те самые пазлы истории, которые ценны сами по себе, а собранные воедино, способны дополнять и историю места, и общую историю страны.

По задумке организаторов, конкурс «Пазлы истории», который второй год проводит в Псковской области учреждение дополнительного образования «Лидер», как раз и может помочь юным исследователям научиться формировать те самые небольшие элементы большой истории. Но не случайно этот конкурс делает акцент именно на «медиа-краеведении» – цель его не только в пробуждении интереса юных к исследованиям малой и глобальной истории, но и в обучении возможностям о своих находках ясно и доступно рассказывать и показывать массовой аудитории. Сегодня эта задача даже стала равноценной самому краеведческому процессу, поскольку в условиях информационного пресыщения, какое мы наблюдаем в последние годы, любые исследования, даже самые глубокие и интересные могут так и остаться в тени, ведущей к забвению. А учитывая, что таких работ и без того немного, да и само краеведение чаще всего продолжает оставаться уделом избранных, то привлечь к нему юные силы задача важная. И поэтому краеведческий процесс не должен быть тяжёлым для восприятия, но и не ограничиваться простым тиражированием старых фотографий. В этом году конкурс прошёл при активной поддержке Историко-краеведческой библиотеки имени И.И. Василёва города Пскова, которая давно известна своей просветительской работой с детьми и подростками. Экскурсия по внутренним сокровищницам библиотеки, которая теперь расположена в хорошо приспособленном здании бывшего кинотеатра «Октябрь», очень впечатлила юных участников. В таком тандеме «Пазлы истории» могут стать реально плодотворным творческим процессом и дать необходимый результат. И юные участники, и их научные руководители уже высказываются за расширение конкурса. Поступило предложение проводить финальные этапы не в один, а в два дня, учитывая большое количество участников, которым по условиям финала ещё нужно выступить с представлением своих исследований на суд жюри и зрителей в зале.  

На фото: знакомство с Псковской историко-краеведческой библиотекой им. И.И. Василёва очень впечатлило участников конкурса

Основными темами и сюжетами исследований юных краеведов, историков, семейных летописцев становятся события недавней истории XX и XXI веков – это и военные годы, десятилетия мирного строительства, в которых участвовали члены семей, друзья, соседи, обыкновенные люди, проживающие рядом с нами. Память, которую хранят семейные, школьные, городские или поселковые архивы, а также несут рассказы родителей, бабушек и дедушек, других членов семьи – это и есть неоценимые детали истории. Главное успевать их фиксировать, ведь многое исчезает вместе с теми, кто уходит от нас, и тогда эти тонкости и штрихи исторического процесса пропадают навсегда. В этом убеждаются и сами ребята, когда принимаются за исследования.

На фото: своё исследование представляет Таисия Сабурова, учащаяся Средней общеобразовательной школы №1 г. Порхова, научный руководитель Лариса Яковлева 

Отметить по результатам конкурса можно всех участников – они все победители, потому что смогли расставить приоритеты между другими интересными занятиями и увлечениями и выбрали историю и краеведение, нашли время в плотном школьном графике, слушали советы научных руководителей и даже вовлекли родителей в это занимательное приключение. Успех обязательно придёт и к другим участникам. Кроме того, мы постараемся познакомить широкую аудиторию с лучшими исследованиями. А пока назовём здесь лишь имена тех, кто, по мнению жюри, которое рассматривало исследования ребят по нескольким аспектам и через независимые оценки, стали лидерами конкурса в своих возрастных группах.

В номинации «Они сражались за Родину» возрастной группы 10- 13 лет:

Денис Гришкевич, учащийся Пыталовской средней школы им. А.А. Никонова, участник творческого объединения «Юный краевед» Пыталовского Дома детского творчества, научный руководитель Николай Васильев.

В номинации «Семья, опалённая войной» возрастной группы 10-13 лет лидерами стали сразу два участника:

Егор Никитенко, учащийся Гдовской средней общеобразовательной школы, научный руководитель Татьяна Агапова;

Аврора Беляева, учащаяся Средней общеобразовательной школы №12 им. маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, г. Великие Луки, научные руководители Анастасия Евсюкова, Елена Максимова.

В номинации «Трудовые династии» возрастной группы 14-18 лет:

Виктория Рыбачёк, учащаяся Пореченской средней школы имени К.С. Заслонова, Великолукский район, научный руководитель Анна Корнилова.

В номинации «Они сражались за Родину» возрастной группы 14-18 лет:

Андрей Ефимов, учащийся Локнянской средней общеобразовательной школы, научный руководитель Ольга Леонова.

Когда рождается настоящий краевед? Когда сделал первое исследование? Когда открыл какой-то неизвестный истории пазл? Когда не прошёл мимо рядового факта, который потом становится ключом к пониманию важных событий? Да, это так, конечно… Но краеведа не будет, если он не проснётся в человеке в детстве, когда прочитанная книга разбудит в мальчишке или девчонке воображение, которое подтолкнёт к поиску необъяснимого, а любопытство повлечёт наполнять память самыми интересными деталями. Именно так родились в Пскове известные краеведы – наши современники, к сожалению, уже ушедшие, Михаил Медников и Натан Левин, портреты которых теперь находятся в почётной галерее Псковской историко-краеведческой библиотеки им. И.И. Василёва. Они с детства хранили в памяти интересные и важные детали прошлого, начиная с конца 30-х годов ХХ века, пережили много тяжёлых событий, видели, как наша страна вела Великую Отечественную войну с фашизмом, познали оккупацию родного города, узничество и эвакуацию. А потом увидели Псков после освобождения от врага, то, как оживали городские кварталы, предприятия и исторические памятники. Их личные, в том числе детские, впечатления всегда помогали им в детальном восстановлении истории Пскова и его жителей.

Каждый сегодняшний день, на самом деле, продолжение старой истории, и начало новой. Мы прожили день сегодня, а завтра он уже будет прошлым, и всё, что было в эти дни тоже нужно фиксировать, запоминать, как и образы людей, которые сейчас находятся рядом, чтобы потом не сожалеть, что мы упустили эти части нашего прошлого. И этому навыку летописания, фиксирования истории тоже нужно учиться и учить юных. Потому что именно они в будущем будут хранить память о нас с вами сегодняшними. И если они этим не увлекутся, некому будет составлять эти самые пазлы истории.

Игорь ДОКУЧАЕВ

Фото предоставлены организаторами конкурса

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

Под номером Р – 2945

Книги непобежденного Ленинграда: свидетельство Медникова

Давно пора понять, что более для матери-истории ценно

 

228 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу