Интернет-газета. Псков
16+

Запрос на искренность, или Почему новоржевцам везёт так же как псковичам 

15 апреля 2025 г.

В Новоржеве любят традиции. Тридцать три года весну здесь встречают праздником музыки. Такая вот примета времени: расцветает природа, теплеет, значит пришло время фестиваля Бориса Трояновского. Музыкант получил известность за виртуозную игру на балалайке и создание первого в Москве оркестра народных инструментов. 15 апреля исполнилось 142 года со дня его рождения. Жители его родного Ругодево – села близ Новоржева, своего прославленного земляка знают, помнят, и говорят, что, возможно, приходятся ему родственниками – ведь все из одной деревни. Это они рассказали после концерта, когда подошли поблагодарить музыкантов за выступления.

Ансамбль «Сказ» приезжает в Новоржев все время, сколько проводится фестиваль, с 1995 года, и всякий раз это гости здесь долгожданные. Основные конкурсные мероприятия и выступления фестиваля ныне проходят в Пскове и Великих Луках, но Новоржев никогда не оставляют без внимания. В этом году вместе со «Сказом» в Новоржеве выступал оркестр русских народных инструментов Изборского сельского дома культуры – один из старейших коллективов Псковской области, созданный в 1929 году, когда Изборск территориально относился к буржуазной Эстонии. Первым руководителем оркестра был, живший в то время в Изборске музыкант, участник Великорусского оркестра Анатолий Сергеевич Полибин. За свою долгую и богатую историю оркестр дал тысячи концертов, выступая на самых разных площадках, в том числе на сцене Большого театра в Москве. Нынешний состав говорит о себе скромно: любительский коллектив, учились сами, репертуар учат на слух. Но когда со сцены звучат знакомые мотивы, а музыканты играют искренне и с душой и огнём в глазах, может ли это не встретить отклик у зрителя?

На фото: оркестр русских народных инструментов Изборского сельского дома культуры - самый долгоиграющий коллектив Псковсой земли, через три года ему исполнится 100 лет

Наши псковские коллективы продолжают дело своих великих предшественников – Василия Андреева – основателя первого Великорусского оркестра и Бориса Трояновского, благодаря которым народная музыка зазвучала со сцены. Сегодня трудно представить, что в конце XIX века балалайке не было места в концертных залах, пока стараниями талантливых музыкантов положение не изменилось. В начале XX века Великорусский оркестр народных инструментов собирал залы, привлекал взгляды мировых музыкальных критиков, следом начали появляться последователи и продолжатели. С тех пор народная музыка остаётся музыкой для всех, и неважно, на большой сцене её исполняют перед искушенным зрителем или на небольшой сцене в районном Центре культуры, куда люди пришли отдохнуть после рабочей недели. Чтобы прийти на такой концерт не нужно специальной музподготовки, наслушанности, развитого музыкального вкуса, тонкого слуха и прочих условий, из-за чего кто-то из зрителей может почувствовать себя в зале лишним, не туда попавшим.

Народная музыка - она для сердца, и отзовётся всякому, потому что корни у нас общие. Стоит зазвучать «Калинке» и разве у кого-то не отзовётся в душе и знакомый мотив, и слова? Удивительно, но сегодня многие советские песни уже воспринимаются как народный фольклор: довоенные из 1930-40-х, как «Катюша» или «Синий платочек», и мирные из 60-х, как «У моря, у синего моря». Слышишь — и радуешься уже с первых аккордов, это радость узнавания, сопричастности, что многие люди так же, как ты, эти песни помнят, и если они у тебя вызывают улыбки или слёзы — то так же у большинства в зале. И самое удивительное, что не только у людей постарше так происходит.

Запрос на искренность есть у всех, независимо от принадлежности к поколению. Пожалуй, у молодых людей он даже сильнее, потому что слишком много вещей привязано сейчас к деньгам, и в том числе творчество, музыка с больших столичных сцен и экранов. Если её пишут и исполняют с одной только целью заработать, приходится ориентироваться на тренды, соответствовать, и поэтому много создаётся однотипного, без души и без мысли. Не так у артистов, которые исполняют народную музыку – они ей живут, и это слышно и видно. Своего зрителя они учат слышать и слушать мелодию и то, что за ней стоит: образы, воспоминания, настроение. Всё, что словами часто не высказать, оттого что нет достаточно искренних и верных слов, а музыка самодостаточна и понятна на уровне ощущений.

На концерте в Новоржеве были дети, ученики районной школы искусств. Кто знает, может, для кого-то из этих ребят выступление псковских и изборских музыкантов стало судьбоносным – вырастет потом из кого-то новый Трояновский. Ансамбль «Сказ» имени Виталия Румянцева своим примером и всем своим составом показывает молодым талантливым ребятам: можно развиваться самим, расти как музыкантам – возможности есть, если учиться, участвовать в таких мероприятиях, как фестиваль Трояновского.

На фото: новоржевцы всех возрастов вместе с музыкантами 

Для музыкального развития детей в Псковской области за последние годы сделано многое – создан даже Детский областной симфонический оркестр, заслуженный деятель искусств Псковской области Константин Абабков из своих учеников собрал детский ансамбль балалаечников «Удальцы». Такой вот трамплин помимо постоянных занятий в музыкалке для удачного музыкального старта. Для детей такие проекты – это и школа общения с опытными музыкантами, и уроки интенсивного обучения, возможности преодоления своих страхов. Из таких юных исполнителей, с которыми терпеливо работают музыканты-педагоги, вырастают харизматичные и яркие артисты. В «Сказе» давно действует такая традиция, когда несколько поколений учителей и учеников теперь выступают на одной сцене, и учителя с удовольствием отмечают, как быстро профессионально растут их воспитанники. Изборский оркестр существует без малого сто лет тоже благодаря естественной преемственности: находятся энтузиасты, готовые подхватить народную песню и спеть и сыграть её, уже по-своему. 

Сочинения Василия Андреева и Бориса Трояновского в исполнении современных коллективов, конечно, звучат иначе, чем сто или пятьдесят лет назад. И благодаря современному звучанию народная музыка не устаревает. При этом исходный материал – фольклорный, исторический – переосмысливается и в целом вся песня снова звучит интересно, и даже свежо и молодо. Появляются и новые авторские сочинения и обработки классических или эстрадных произведений. Порой можно услышать и уж совсем неожиданные для оркестра народных инструментов композиции – «Сказ» в Новоржеве вновь исполнил знаменитую мелодию к песне Джо Дассена «Et si tu n'existais pas» («Если б не было тебя») – в ответ зал был не просто впечатлён, «восторг» – вот то слово, которое уместно здесь употребить. Впрочем, новоржевцы от «Сказа» всегда получают истинное удовольствие. Да, и не только новоржевцы, просто жителям этого города везёт больше, почти так же как псковичам – у них ежегодный концерт этого ансамбля запрограммирован и отменён быть не может, пока здесь помнят и чтят земляка Бориса Трояновского. И, тем не менее, впечатление от каждого концерта «сказовцев» — это открытие.

Стоя у дверей концертного зала, новичок может строить какие-то ожидания - какая она, народная музыка? А потом уходит потрясённый, например, тем, как могут звучать народные и иные привычные музыкальные инструменты – домры, балалайки, баяны, перкуссия, флейта  в руках настоящих виртуозов. Узнать, услышать, удивиться и просто получить удовольствие можно на гала-концерте победителей XXXIII фестиваля-конкурса исполнителей на народных инструментах имени Б.С. Трояновского 19 апреля в Большом концертном зале Псковской областной филармонии.

На фото: вместе с Константином Абабковым те самые жители Ругодево, которые могут быть реальными родственниками своего знаменитого земляка Бориса Трояновского 

Кристина БОРИСОВА

  Фото Игоря ДОКУЧАЕВА

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Читайте также:

В России не мелочатся - играть, так по настоящему - от Новоржева до Парижа

Новоржев и Трояновский помогают влюбиться

Новоржев - родина русского Паганини

297 просмотров.

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу