200 лет в горах: как Кавказ стал домом для эстонцев и греков
Эти горы приютили многих
Что роднит русских, греков, абхазов и эстонцев? Общая земля, окрестности Сочи, города, который поражает разностью лиц и говоров приезжих. После Кавказской войны, длившейся почти половину XIX века, российские власти основали в горной местности новые поселки, в том числе Красную Поляну. Об этих благодатных местах от коренных в этих местах убыхов узнали греки и подали российским властям прошение - разрешить им здесь поселиться. Просьбу скоро удовлетворили.
Община пришла сначала в Ставрополье, потом в Красную Поляну. Из Турции сюда уходили не от хорошей жизни - старожилы до сих пор помнят рассказы предков - так что трудностей: бездорожья, более сурового климата, необходимости много и тяжело работать, не боялись. Пришли на новое место, поделили между собой земли. Узаконить владение участками им помог попечитель Черноморских прибрежных поселений Николай Никифораки, тоже грек по происхождению. Скоро в посёлке появилось 50-60 добротных домов, греческая церковь и школа министерства народного просвещения с преподаванием на русском языке.
С 1881 года начали приезжать на Кавказ и эстонские крестьяне, которые остро нуждались в земле. Когда до них дошёл слух о свободных землях на Черноморском побережье, они отправили сюда своих посланцев, убедились, что условия для жизни лучше, чем дома, и стали готовиться к переезду.
Правительство поощряло освоение новых земель. Для переселенцев были установлены привилегии: им выплачивалось единовременное денежное пособие, они могли получить льготный займ, освобождались от воинской повинности и налогов, платили лишь четверть стоимости билета за проезд в III классе. И всё же переселение не было лёгким. Началось оно в 1870-х годах и длилось почти 12 лет.
Вальтер Герман, руководитель эстонской общины села Эстосадок вспоминает:
«Старики, понимая, что больше не вернутся, целовали родную землю и набирали ее в сумочки. Со слезами на глазах и комом горечи в горле они покинули свою родину. Многие - навсегда. Впереди их ждала неизвестность, но вела надежда на счастливую и сытую жизнь на новых землях. Многие умерли, так и не дожив до исполнения своей мечты, на их место родились новые скитальцы, но уже без Родины».
Воспоминания записал и опубликовал Сергей Халайчев, по отцовской линии грек. Его книга «История Красной Поляны в лицах и документах», вышедшая в 2011 году, впервые правдиво, без легенд, рассказывает историю основания греческих и эстонских поселений в окрестностях Сочи и Сухума.
Дружба навек
В мае 1882 года первые семьи эстонцев прибыли в Линду, село в окрестностях Сухума. О том, что эти земли были когда-то заселены, напоминали только заросшие дороги и одичавшие фруктовые деревья. Из-за плохих дорог уже летом этого же года многие переселились в долину реки Кодор в Абхазии, где основали село Эстонка. Скоро к первым поселенцам примкнули выходцы из Тартуского, Вильяндиского, Пярнуского, Харьюского и Вируского уездов, с островов Сааремаа и Хийумаа, а потом и из эстонских сёл Северного Кавказа. Часть переселенцев осела по пути на юг: в Поволжье, Калмыкии, Ставрополье, Кубанской области (сейчас Краснодарский край). К 1886 году массовый поток мигрантов прекратился. Известно, что в Закавказье перебрались 1226 эстонцев (355 семей).
Сообща они вернули к жизни заброшенные сёла из которых во время войны ушли горцы. Выкорчевывали леса, осушили болота, заложили сады, устроили лесопильный завод, сушильню для фруктов, разбили огороды, занялись пчеловодством. Упорным трудом переселенцы добились достатка.
Краснополянские греки, бывая в Абхазии, в местах поселения эстонцев, рассказывали им, что за перевалом, в пойме реки Мзымта, есть райская долина. В 1883 году трое эстонцев приехали в Красную Поляну, встретились с греческим старостой села, оговорили границы проживания и правила пользования землей. Условной границей определили Мельничный ручей. Скоро около трех десятков семей эстонских переселенцев перебрались сюда. Их встречали мамалыгой и каштановыми лепёшками - в знак дружбы. Торжественная встреча состоялась у реки Пузико, многие семьи потом побратались и почти сто лет дети и внуки поддерживали тёплые отношения.
«Впервые увидели свободу»
На новом месте эстонцы собрали сход, решили назвать новое село Эстосадок и стали отстраиваться. Временные дома и школа - первые постройки, которые здесь появились. Под старым дубом выделили площадку для общих собраний и концертов.
«Здесь у эстонцев была своя республика: были свой староста и мировой судья, была печать. Впервые этот народ почувствовал и увидел свободу: тут не было ни помещиков, ни господ. Я помню, читал один документ: отец Яна Рейзмана оставляет брату свое имущество (дом, 4 бочки сала, столько-то зерна, двух быков, лошадь и т.д.) под расписку, которую заверяет печатью мировой судья, и уезжает в Новосибирск. Возвращается через 10 лет и получает все сполна. Настолько порядочными были люди и свято соблюдали порядки, которые сами же установили. Таким же твердым, как у купцов, было их слово», - пишет Сергей Халайчев.
Верны они были и традициям. Даже когда бедствовали, скитались в поисках земли, в каждой семье был музыкальный инструмент и наряд для концертов, В маленькой общине в Эстосадке было почти 40 музыкантов, целый оркестр, игравший на струнных и духовых инструментах.
Снова без дома
Мирная жизнь скоро нарушилась войнами. Хотя они объявили себя нейтральными по отношению ко всем политическим движениям России, все равно поселения несли большие экономические потери, забирали лошадей, подводы, сено и продукты. От приказов о мобилизации, кто бы их ни издавал, эстонцы пытались уклониться. Но когда война дошла до них, они защищали свои поселки - преимущественно от грузин. После образования СССР все эстонцы стали жителями одной страны, и некоторые воспользовались этим, чтобы вернуться на родину. Уезжали с юга и по другой причине: в горные районы стали сотнями переселяться армяне турецкого происхождения, сваны и мингрелы из Грузии. Эстонцы оказались в меньшинстве на обжитых ими землях. Грузин и армян в селах Эстонка, Сальма и Сулево в 1950-х было уже почти в два раза больше. По мере обострения конфликта между Грузией и Абхазией эстонцы стали уезжать всё чаще.
По словам Сергея Халайчева, в 2011 году в селе Эстосадок было не больше 15 эстонцев, но они все же старались сохранить историческую память, в том числе видимые её свидетельства - старый священный дуб и кладбище, говорили на эстонском языке, хотя уже с кавказскими интонациями. А вот живущие в Абхазии эстонцы ощущают себя «незаслуженно забытыми» своими соотечественниками. И хоть они привыкли полагаться только на себя и во многом благодаря этому выжили, считают, что поддерживая Грузию, Эстония несправедлива по отношению к тем, кто живёт в Абхазии. Их тут несколько сотен человек, и на родине никто не поинтересовался, как они пережили войну, не предложили им помощи. Эстонские власти предлагают им обращаться по всем вопросам в консульство в Грузии. А они работают, ведут дела, решают визовые вопросы через Россию - потому что у многих российские паспорта. Для переселенцев снова начался трудный этап жизни. Придётся ли им в очередной раз менять место жительства, покажет время.
Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Фото автора
Читайте также:
Америка далеко, а Россия ближе
Россияне продолжают обживать Таиланд
Русская культура охватила три африканские страны
Поделиться с друзьями: