Красота в каждом свитке. Выставка Ван Сюлин всё ещё работает во Дворе Постникова
В Китае есть легенда о художнике У Даоцзы. Как-то раз он зашёл в галерею и попросил стакан воды Люди, которые там находились, его просьбы будто и не заметили. Художник не стал её повторять, он взял кисть для каллиграфии и нарисовал на пустой стене сцену с ослом и ласточками. Когда он закончил, работники галереи восхитились живостью картины, предложили художнику лучший чай, но он молча улыбнулся и ушёл. Ночью этого ослика заметили на соседней ферме. Крестьянин увидел, что тот ест его сено, хотел поймать, но не успел - ослик побежал в галерею и исчез. Когда фермер пришёл к хозяину галереи и пожаловался на осла, тот ответил, что у них в галерее нет ослов.
И точно, ослика не было, но вот у нарисованного был полный рот сена, а в галерее повсюду был помёт ласточек. Нашёлся человек, который узнал в картине работу У Даоцзи и посоветовал работникам галереи извиниться перед ним, если они его чем-то обидели.
После извинений У Даоцзы вернулся в галерею, посадил ослика на привязь и дал ему сена, а ласточкам нарисовал гнездо. Теперь осёл был привязан и сыт. А ласточки с тех пор больше никого не беспокоили. Слава о мистической силе рисунков У Даоцзы сохранилась до наших дней. Известности он добился благодаря упорному труду и таланту. Художник происходил из семьи простолюдинов, осиротел в раннем детстве, долго терпел нужду и лишения. Но, проявив недюжинные трудолюбие и терпение, мальчик сумел самостоятельно научиться живописи, копируя работы прежних мастеров. уже мог самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, выполняя заказы для храмов и частных лиц.
Слава о таланте молодого художника довольно быстро дошла до императорского дворца. По личному распоряжению императора Суань Цзуня, У Даоцзы приняли на службу в департамент живописи. Великий мастер считается одним из четырёх основателей китайской живописи. Одна из самых известных его работ - свиток «87 небожителей», образец сюжетной живописи, который неоднократно воспроизводили в даосских храмах и передавали из поколения в поколения.
До российского зрителя сюжет дошел в исполнении художницы Ван Сюлин. Ее судьба чем-то похожа на жизненный путь великого предшественника. Рисовать она начала в детстве, но не могла посвятить этому все время, совмещала с работой - сначала она была кассиром на фабрике, потом бухгалтером. Только к 37 годам она решилась оставить работу и поступила на заочное отделение Китайского института живописи и каллиграфии.
«Ее учителями были мастера рисунка и каллиграфии Китайской академии художеств. Она много сил и времени потратила на скрупулезное изучение творчества и манеры письма мастеров живописи древнего и средневекового Китая. И только ей было разрешено выполнить копию национальной святыни – свитка «87 небожителей».
Сейчас этот редкий рисунок можно увидеть в Пскове, в галерее во дворе Постникова. Свиток длиной около 9 метров занимает центральное место на выставке Ван Сюлин. Рисунок монохромный, выполнен кистью, контуры фигур тонко прорисованы тушью. «Образы небожителей, изображенные на картине, на самом деле отражают то, как люди видели окружающий их мир. Первыми идут храбрые и могущественные боги, за ними следуют золотые отроки и яшмовые девы. У некоторых из них в руках сосуды с цветами, а другие высоко воздевают над головой парчовые флаги и монастырские знамена», - пишет об этом сюжете газета «Лонг Бао». Эта работа, как и другие образцы китайской живописи, соответствует сложившимся канонам и имеет строгую композицию и совершенную технику.
Выдающийся современный мастер Ля Сяомин в одном из интервью сказал, что создание живописи - это состояние сродни медитации, уход от внешнего мира, сосредоточенность на внутреннем мире. Ван Сюлин делала копию с «87 небожителей» год, и в Китае по достоинству оценили её усердие и талант. Признание художница давно заслужила и в России — и не только за свою живопись. Ван Сюлин - директор Тяньцзиньского Китайско-Русского Центра культуры и искусства, преподаватель в институте Конфуция Российского государственного гуманитарного университета, человек, который много делает для укрепления российско-китайских отношений.
Её произведения представлены в Государственном музее Востока в Москве, в Обществе российско-китайской дружбы, в Государственном художественном музее имени А.Н. Радищева в Саратове, в музеях Японии, Южной Кореи и США. В России её выставки проходят уже около 15 лет, в конце прошлого года очередная открылась в Пскове в рамках Международного фестиваля против отмены российской истории и культуры «На том стоим».
«Искусство вне границ, оно может объединять народы разных стран. Я очень люблю Россию. Надеюсь, наши государства смогут и дальше продолжать сотрудничество, развиваться вместе. Что у нас будет долгая совместная история», – говорит художница (цитата: smotrim.ru).
На открытии выставки в Пскове Ван Сюлин в очередной раз подтвердила свою позицию. Вместе с участниками мастер-класса она нарисовала бамбук и написала на картине добрые пожелания для псковичей и сотрудников музея. И на других её рисунках тоже нанесены иероглифические надписи, которые объясняют смысловую нагрузку картины. Сами по себе рисунки цветов, растений и птиц в технике гунби (сначала наносится контур, потом очень тонкими слоями сильно разбавленными красками - цвет) - это тоже образы со смыслом.
Например, сюжет с бамбуком может иметь значение: «бамбук мирно растет» – такое послание означает, что все благополучно, мирно. Или другое значение «бамбук становится всё выше и выше». Это значит, что дети растут и с каждым годом крепнут. Сам по себе символ бамбука означает человека скромного, и стойкого к трудностям. И подобная многозначность стоит за каждым образом, будь то лотос, хризантема или цветущая ветвь, на которой сидит птица. Хотя сами образы предельно простые. Китайские художники знали, что человеческому глазу не свойственно воспринимать одновременно две-три формы, группы в картине, и вот эта раздробленность, фрагментарность была возведена в канон, особое ощущение красоты.
Ван Сюлин завораживает техникой исполнения, свежестью цветов, тонкостью линий, утончённостью каллиграфии и доставляет подлинное удовольствие. Увидеть её картины в Пскове можно во Дворе Постникова по адресу: ул. О. Кошевого, 2.
Кристина БОРИСОВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
5 советов от художницы, которая оживляет героинь своих картин
Креативная магия Евгения Шитова
Десять женских образов с улиц городов мира, созданных накануне 8 марта
Поделиться с друзьями: