Интернет-газета. Псков
16+

Механизмы пиара: «колодец любви» и обои от мадам Помпадур

23 ноября 2023 г.

В центре Парижа на улице Сен Сабен располагается Бутик-мастерская бумаги и обоев «В Париже у Антуанетты Пуассон». Популярность у посетителей и покупателей этот небольшой магазинчик приобрёл и поддерживает с помощью небезызвестной мадам Помпадур. И хотя сама дама жила более двухсот лет назад, но и сейчас её образ, вкусы, поступки ценят и те, кто продают, и те, кто покупают.

На фото: в магазине «В Париже у Антуанетты Пуассон». Фото antoinettepoisson.com

Антуанетта Пуассон – девичья фамилия будущей фаворитки французского короля, а по существу – негласной королевы, которая в течение 20 лет практически управляла страной. Есть свидетельства, что ещё в подростковом возрасте ясновидящая предсказала ей «быть королевой» и с этого времени мама стала звать девочку «маленькой королевой». Предсказание практически сбылось, хотя реальной королевой она не могла быть из-за неаристократического происхождения. О маркизе Помпадур, о её влиянии на Францию, на короля, на королевский двор, на рассвет искусства и просвещения можно говорить долго, достаточно вспомнить, что Елисейский дворец – нынешняя резиденция президента Франции – это бывший дом маркизы… Однако, тема нашего материала совсем другая, хотя Жанна-Антуанетта Пуассон и играет в нём главную роль.

Портрет маркизы Помпадур, работа Франсуа Буше, 1756

И начало этой истории, и появление необычной мастерской напрямую связаны с Елисейским дворцом, который госпожа Помпадур приобрела в 1753 году – на деньги ли Людовика XV, или на свои накопления, полученные опять же от короля, то нам сейчас тоже не столь важно. Жанна-Антуанетта, как женщина инициативная и с разносторонними вкусами, затеяла грандиозный ремонт в своей резиденции. Согласно ее тонкому вкусу и законам моды того времени, а маркиза была большой поклонницей стиля рококо, начали переделывать многие интерьеры дворца. Появляются: роскошные будуары и спальни с бумажными обоями, расписанными вручную, великолепные ткани портьер и мебельной обивки с теми же рисунками. Изящные предметы мебели, картины, ковры и прочие прелести эпохи «галантного» века.

На фото: Восстановленный рисунок обоев во дворце маркизы Помпадур 

Среди множества обойных рисунков, предложенных для мадам Помпадур, оказался с нарисованными ягодами красной смородины, малины и цветками фиалок. Этот ягодно-цветочный набор появился тоже неспроста. Его создали художники-декораторы с явным  напоминанием об изысканном десерте, придуманном Винсентом Ла Шапелем, известным шеф-поваром XVIII века, специально для мадам де Помпадур, когда повар находился у неё на службе. В 1733 году он предложил рецепт под названием «Колодец любви». Это была корзиночка из нежнейшего слоеного теста, сложенного по форме круглого колодца, и наполненная ароматным джемом из протертых ягод красной смородины, малины и цветков лесных фиалок. Был, видимо, ещё какой-то секрет в джеме, потому что он оказался невероятно вкусным. Во французских поварских книгах писали, что десерт вызывал чёткие любовные ассоциации, а в сочетании с названием явно намекал на источник наслаждения, известный всем мужчинам. Это лакомство ещё так и называли «Источник наслаждения». Эротические намёки были настолько яркими, что десерт вызвал большой скандал среди духовенства и тех лиц, которые узрели в нём, по их мнению, излишнюю откровенность. Но десерт так понравился и очаровательной маркизе Помпадур, и главное – самому Людовику XV, что скандалу пришлось утихнуть…

На фото: оригинальный десерт "Колодец любви" с джемом из утерянного рецепта

Тем более что сам шеф-повар клялся, что у «Колодца любви» в основании совсем не эротические видения отдельных лиц, а романтическая легенда из старого Парижа. Когда-то в 1-м округе города была Арианская площадь, в центре которой находился колодец Пюи-д'Амур. По легенде в него в отчаянии бросилась Аньес - дочь человека, занимавшего высокое положение при дворе, девушке показалось, что её возлюбленный к ней охладел. Триста лет спустя то же самое едва не повторилось с молодым человеком, страдавшим от любви. Но уже у колодца догнавшая его возлюбленная поклялась, что сомнения его напрасны. И потом у них всё было прекрасно. Но горожане колодец решили засыпать… от греха подальше. Однако, именно этот молодой человек, ставший уже видным парижанином, из благодарности за счастливо сложившуюся жизнь, в 1525 году приказал восстановить колодец, о чем даже есть специальная запись в городской книге регистраций. А колодец стал местом, где парижские влюбленные обещали друг другу вечную любовь. Есть ещё более прагматичное объяснение существования Колодца любви. В одной из исторических книг о древностях Парижа, изданной в 1765 году, о колодце было сказано, что название своё он получил по причине простой и понятной – поход за водой к колодцу был хорошим поводом для слуг – горничных, лакеев и прочих специалистов из богатых домов, повстречаться друг с другом и завести любовные отношения.

Но сам десерт «Колодец любви», созданный для маркизы Помпадур и вызвавший столько откровенных эмоций, со временем потерял свою изысканную начинку, основной секрет необыкновенного вкуса которой был окончательно утерян. Джем заменили на карамелизированный кондитерский крем, который был проще в изготовлении, а значит, дешевле по себестоимости, но никакого эротического заряда уже не нёс. От былого наслаждения осталось только название.

На фото: десерт "Колодец любви" с кондитерским кремом

«Галантный век» давно стал историей, как и его герои, вместе с ними ушли в прошлое и рисунки обоев, и десерты, вызывавшие откровенные ассоциации. И, казалось бы, эта история уже никогда не вернётся. Но в ходе одной из недавних реставраций Елисейского дворца, два художника-реставратора, работавшие в исторической резиденции - Винсент Фарелли и Жан-Батист Мартин, специализировавшиеся на старинных обоях, обнаружили в хорошей сохранности следы отделки дворца. Той самой, которую произвели по распоряжению маркизы, после покупки ею резиденции, в том числе оригинальные обои, выбор которых утверждала сама владелица. После окончания реставрации дворца, два художника более десяти лет назад решили создать не совсем обычную мастерскую – в которой воссоздавали ручным способом обои из прошлого. В том числе те самые, какие выбрала для своего дворца Жанна-Антуанетта  - так появилось и название «В Париже у Антуанетты Пуассон».

На фото: "самое лучшее варенье" созданное по восстановленному рецепту 1733 года

А потом вместе с кондитерской фабрикой Confiture Parisienne удалось восстановить и забытый рецепт «лучшего варенья, которое только можно было себе представить», каким наполнялся «Колодец любви» во времена маркизы Помпадур. Открыта ли самая тайная составляющая рецепта Винсента Ла Шапеля – то, правда, остаётся секретом. Но все эти исторические находки стали основой для оригинального и прибыльного бизнеса. А продвижение и рекламу продукции на современном рынке, как ни странно успешно продолжает делать имя и образ Антуанетты Пуассон. При этом, какие ассоциации движут покупателями, для продавцов совсем не важно.


На фото: стараниями владельцев мастерской-магазина в свет вышла книга Антуанетты Пуассон «Год во французском стиле»,

Александра ОБРАЗЦОВА

Фото: antoinettepoisson.com

«Прессапарте»/Pressaparte.ru

Вам также может быть интересно:

Механизмы пиара: как были становятся легендами и наоборот

В представлении национальных брендов Беларусь один из лидеров в Европе

В действующей тюрьме откроют ресторан для всех желающих

2146 просмотров.
Теги: Эпатаж

Поделиться с друзьями:

Поиск по сайту

Заказать книгу