Владимир Маяковский подарил цветы женщине так, что весь мир вздрогнул от любви
Владимир Маяковский – творец, который не просто был поэтом. Как Пушкин создал русский литературный язык, так Маяковский создал поэзию, рифму и ритмику новой человеческой цивилизации – советской. И стал одним из главных её символов. Если любые каноны и нормы тускнеют, то такие символы остаются постоянными навсегда, приобретая множество подражателей и последователей. Именно благодаря Маяковскому и советской эпохе преобразилась большая часть мировой поэзии. Это вместе с ним в мире появился новый образ поэта – романтика, борца, отвергающего капитализм и способного поднимать с колен массы людей. И, казалось бы, у Маяковского нет лирики, посвящённой любви к женщине, таких строк у него совсем немного. Но зато в его реальной жизни была очень трогательная история, которая стала одной из красивейших за всю историю человеческих отношений, и в этом поэт тоже стал символом на века.
Началась она во время парижских гастролей поэта и гражданина. В 1928 году Владимир Маяковский приехал в столицу Франции с поэтической программой. На одной из вечеринок сестра Лили Брик Эльза Триоле, познакомила поэта с Татьяной Яковлевой. Он и она – две звезды из разных галактик. «Между ними не могло быть ничего общего. Русская эмигрантка, утончённая красавица, воспитанная на Пушкине и Тютчеве, окутанная духами и туманами, манекенщица модного дома Кристиана Диора с «загадочным лицом русского сфинкса» и громогласный «ледокол» Страны Советов, высеченный из цельной революционной глыбы, состоящий из рубленых слов, сходящихся в жёсткие рваные стихи», - написала об их встрече литератор Валентина Томашевская.
И в первый же вечер знакомства Маяковский провожал её до дома. Эти мгновенно вспыхнувшие чувства превратились для обоих в настоящее сокровище. Когда в холодной машине такси она начала кашлять, поэт снял своё пальто и укрыл её. Яковлева писала об этом вечере: «С того момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно». Они гуляли каждый день по улочкам Парижа, а прохожие с восхищением провожали взглядами эту красивую и счастливую пару.
Две противоположности, две кометы, столкнувшиеся во Вселенной на молниеносной скорости и на мгновение, но оставив яркий романтический шлейф длиною в жизнь.
Владимир Маяковский после гастролей вернулся в Советский Союз, Татьяна Яковлева осталась в Париже. И потом были письма. В трогательных поэтических посланиях Маяковский выворачивал себя наизнанку, пряча тайную печаль.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счёт нанижем.
Я всё равно
тебя когда-нибудь возьму –
одну или вдвоём с Парижем.
Кроме его писем Татьяне оставались цветы. Цветы, цветы, цветы, море цветов и… воспоминания о тех коротких встречах.
«Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил в банк на счёт известной парижской цветочной фирмы с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов - пармских фиалок, гиацинтов, сирени, чёрных тюльпанов, чайных роз, орхидей, астр или хризантем, - писала Валентина Томашевская. - Парижская фирма с солидным именем чётко выполняла указания сумасбродного клиента - и с тех пор, невзирая на погоду и время года, из года в год в двери Татьяны Яковлевой стучались посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского». Скажем строками поэта Аркадия Рывлина:
У рассыльных привычный труд, -
Снег ли, дождик ли над киосками, -
А букеты его идут со словами:
- от Маяковского...
Его не стало в тридцатом году - это известие ошеломило Татьяну, как удар неожиданной силы. Она уже привыкла к тому, что он регулярно вторгается в её жизнь, она привыкла знать, что он где-то есть и шлёт ей цветы. Они не виделись, но факт существования человека, который так её любит, и влияет на всё происходящее с ней, будоражил её, заставлял смотреть на мир влюблёнными глазами.
Она не понимала, как будет жить дальше - без этой безумной любви, растворённой в цветах. Но в распоряжении, оставленном цветочной фирме влюблённым поэтом, не было ни слова о его смерти – это обстоятельство не могло остановить договор. И на следующий день после известий о смерти поэта, на её пороге возник рассыльный с букетом и неизменными словами: «От Маяковского».
Считается, что великая любовь сильнее смерти, но далеко не всякому удаётся воплотить эту формулу в реальной жизни. Владимиру Маяковскому удалось. До конца жизни Татьяна Яковлева получала букеты «от Маяковского», в которых каждый цветок был словом «люблю»… И ещё строки об этом от поэта Валерия Цацкиса.
Вам цветы от Маяковского:
Пауза, тишина, волнение…
Фраза чёткая, гулко-броская.
Вспышка-сердцебиение.
Говорят, что эта трогательная история превратилась в парижскую легенду и обросла несуществующими подробностями, но, согласитесь, о такой истории можно только мечтать. А когда об этой любви узнал мир, то многие сказали: если поэт из Советской России, кумир миллионов, может так романтично относиться к женщине, то как же они там умеют любить. И это был один из самых сильных комплиментов в адрес Советской России.
Марина МАРИНЕНКО
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Десять женских образов с улиц городов мира, созданных накануне 8 марта
Айседора Дункан: мировая звезда была счастлива в России
В этот день он проигрался в карты и за это благодарил судьбу. А мы за то, что у нас есть Пушкин
Поделиться с друзьями: