В России готовят к изданию новую книгу Михаила Тарковского
После успеха двух предыдущих изданий автора «Не в своей шкуре» и «Три урока», которые были изданы благотворительным фондом «Возрождение Тобольска», принято решение об издании нового произведения Михаила Тарковского.
На фото: Михаил Тарковский в Тобольске
«Да, в настоящее время фонд готовит к печати третью книгу Михаила Александровича «42-ой до востребования», - сообщил председатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. После произведений о суровых таёжных условиях жизни в Сибири, о сибиряках, где человека испытывает кажется всё: природа, окружающие люди, сам человек, неожиданно появилась совсем иная книга
«Пришло время – и Михаил Александрович потянул за ниточку своих воспоминаний, сюжетов из детства. И они, помогая друг другу, подталкивая друг друга, хлынули из крепкой памяти на страницы книги – не размытые, чёткие, сфокусированные, детальные, с тончайшими подробностями, с характерными местными говорами, детскими забавами», - рассказывает рецензент Нина Стручкова, от которой мы пока вкратце можем узнать о самом произведении и его содержании.
«Как же ярко, объёмно предстаёт в книге главная героиня – бабушка, Мария Ивановна Вишнякова! Очень повезло Михаилу Тарковскому, что самые необходимые сведения о жизни, о людях, о природе, об истории рода и страны он получил от этой удивительной женщины! Маленькие сюжеты, из которых состоит книга, не придуманы, они только отобраны в последовательности и, как цветные бусины, нанизываются на нитку бытия – от самых ранних воспоминаний до настоящего времени.
…Становится понятным, из каких корней произрастали у Михаила Тарковского язык его художественной прозы и поэзии, его богатые познания о растениях и деревьях, о животных и птицах русской природы, о деревенском быте и церковной жизни, о литературе и искусстве. Это же он, ребёнок, тонко уловил и почувствовал в музее, куда ходил с бабушкой: на картинах западных художников – телесное, на картинах русских художников – духовное. Это мальчик Миша ощутил тайну и волшебство пушкинских стихов, когда буквально по строчкам, по словечкам разбирал «У Лукоморья дуб зелёный». Не принимал общеизвестное или навязанное, а сам – самостоятельно и оригинально – делал свои выводы и открытия. Это же он исследовал слова «на вкус и цвет», на звучание и сокрытые в них смыслы: «отлучили – от лучины?» А перенимал такой подход от бабушки. Как мудро, остроумно, образно, как о живых людях, она высказывала своё мнение о персонажах романа Толстого «Война и мир»! Мишино отношение к ним не всегда совпадало с мнением бабушки, бывало, они и спорили, и если даже в этих спорах не рождалась истина, то какие-то выводы всё равно оставались в копилке памяти любознательного ребёнка.
…Книга честная, как исповедь, в ней писатель не приукрашивает ни себя, ни окружающих, ни обстоятельства. Читателю будут интересны страницы, посвящённые дяде писателя, Андрею Тарковскому, съёмкам фильма «Зеркало», где режиссёр снял и Марию Ивановну. Мы теперь её видим воочию, и она так же сильна, строга, величественна, прекрасна, как в воспоминаниях внука. Чего эти съёмки, заставлявшие вспоминать и вновь переживать то, что вспоминать было больно, стоили самой бабушке – вопрос отдельный. Авторский взгляд на человека, чьё имя знают во всём мире, проницателен и реалистичен. Примечательна оценка личности Андрея Тарковского как гениального творца и его человеческих качеств, которые не всегда говорят в пользу последнего. Кстати, понятным становится желание автора книги уехать на Енисей – первым туда в экспедицию бабушка отправила своего сына Андрея. Образ Енисея складывался для Михаила из рассказов дяди, чаще всего в восторженном пересказе Марии Ивановны, гордившейся сыном, горячо любившей его и безропотно принимавшей его решения. А потом уже были экспедиции на Енисей самого Михаила. Так что не вдруг, не импульсивно, не сгоряча решил он навсегда переменить своё место жительства.
…Вдруг оказывается, что Мария Ивановна, тогда ещё Маша, Маруся, была не просто женой поэта Арсения Тарковского. У неё самой был литературный талант, она писала стихи и прозу, училась на высших литературных курсах. Там и встретила своего будущего мужа. Арсений – из дворянского рода, красивый, образованный, стихи писал с пяти лет, рисовал. И руками много чего умел делать. И была у них с Марусей взаимная любовь, и родились дети. Арсений много работает, пишет свои стихи, делает переводы. Он в центре событий, душа компаний, объект внимания женщин. А дома – жена, которая чего-то требует, упрекает, на что-то обижается.
Когда Арсений уйдёт из семьи, бабушка сожжёт все свои стихи и рассказы. И только начнёт записывать маленькие заметки о внуке, но это будет уже далеко потом. А тогда – война, голод и холод, письма с фронта, письма на фронт бывшему мужу – о детях, работа – как у всех. Не потому ли книга называется «42-й до востребования», что эти годы войны были самыми трудными для всех, о ком пишет Михаил Тарковский? Хотя для меня всё равно самыми запоминающимися остались страницы о детстве Михаила и таком тёплом и тесном его общении с бабушкой».
Анна ЗАВЬЯЛОВА
Фото: Михаил Тарковский в Тобольске, скрин из фильма фонда «Возрождение Тобольска»
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Читайте также большой материал нашего автора
Охотник Михаил Тарковский и его орёл с двумя головами
Книгоизданию ничего не помешает: в России анонсировали выход нового романа Харуки Мураками
Дорога из Петербурга в Псков стала героем произведения
Поделиться с друзьями: