14 больших жемчужин покажут в Пскове
Традиционно, в конце июля, на Псковщине пройдет XXI Всероссийский фольклорный фестиваль «Псковские жемчужины». В год культурного наследия народов России особенно важно собраться вместе, чтобы продолжить фольклорную фестивальную традицию, совместно заложенную еще два десятилетия назад директором «Дома детства и юношества «Радуга» в Пскове Владиславом Семёновым и выдающимся этномузыкологом Анатолием Мехнецовым. Анатолий Михайлович отмечал особое значение народной традиционной культуры, выражающей исторический путь каждого народа.
Чего хотят, что ищут в народной традиции россияне?
Идеи сохранения народной культуры для Псковщины не новое веяние, немало жителей региона разных поколений занимались и продолжают сегодня изучение огромного пласта, накопленного за столетия. Следы тысячелетней древности, которые всюду видны на Псковской земле подталкивают людей изучать свои корни, культивировать эти стремления в умах и душах. «Любовь к родному пепелищу и отеческим гробам», как основа «самостоянья человека» – вечные истины, сформулированные А.С. Пушкиным, и есть та «животворящая святыня» для любого народа.
На фото: мастерская для старинного промысла кубовой набойки создана по инициативе директора «Дома детства и юношества «Радуга» в Пскове Владиславом Семёновым
Сегодня у россиян все чаще возникает потребность ощутить свою национальную принадлежность, стать носителями народной культуры, участвовать в жизни традиции. Большое количество фольклорных фестивалей, этношкол, объединений, народных коллективов яркое тому подтверждение. И совсем не удивительно встретить на улице человека в народной одежде или, использующего традиционные элементы в своем образе, будь то: предметы одежды, декор, прическа или аксессуары. Стало нормой внимание к традиционным праздникам, многие из которых получили всенародное признание. Разнообразные дни топоров, самоваров, матрешек, балалаек, валенок… Святки, Масленицы, Купалы, Медовые и Яблочные Спасы, Дожинки и прочие, и прочие торжества, которыми могут похвастаться регионы нашей необъятной родины. Появляются и новые «народные» темы для вовлечения общества в процесс возрождения традиций.
И, тем не менее, сегодняшние россияне, во всей многонациональной полноте, очень своеобразно транслируют свои традиции во внешний мир. Ностальгируют по русской деревне, ценя благоустроенный быт городских квартир. Возвращают в дома старинные предметы, от которых раньше с легкостью избавлялись, пытаясь восстановить утраченные звенья семейной памяти. Ежегодно позволяют себе неистовый масленичный разгуляй с жирными блинами, чучелом и катанием с гор, но всё это в рамках массового мероприятия, предусматривающего определенный регламент. Гадают на Святки и на рунах, ищут цветущий папоротник и приносят в дом Благодатный огонь. Обливаются крещенской и купальской водой, крестятся, но упорно плюют через левое плечо, стуча по дереву. Активно внедряют в жизнь бохо-стиль, щеголяя набойными шоперами, создавая неповторимый этноlook, с удовольствием носят бороды и стригут их у барберов. Практически в каждом доме красуются традиционные сувениры: куклы-травницы, деревянные ложки, туесочки, глиняные горшки и кринки, кованые подковы и гвозди… Готовятся национальные блюда, поэтому, совершенно запросто на столах соседствуют драники и манты, блины и тыквенный крем-суп, купаты и расстегаи, фруктовая смоква и пахлава… Хозяйки даже научились печь домашний хлеб на бездрожжевой закваске, как в стародавние времена.
Так кто же такие современные россияне? Чего хотят, что ищут в народной традиции?
Это простая дань моде, культивирование бездумных привычек или попытка совместными усилиями найти тот самый исторический путь народа?
Поиски жемчуга
В научно-культурных кругах все чаше звучит новый термин «достоверная история», то есть подлинная, оригинальная, не скопированная, не придуманная. В этом смысле народная традиционная культура наиболее уязвима в практической жизни. Через носителей – людей, народ она, как губка впитывает, все внешние влияния, видоизменяясь и деформируясь. Многим эти процессы видятся естественными и совершенно безобидными. Но это лишь на первый взгляд. Последствия легкомысленного обращения с народной традиционной культурой, как правило, имеют последствия. Возьмите, в качестве примера таких ошибок историю считающейся народной песни «Калинка-малинка», одного из неофициальных музыкальных символов России. На самом деле песня была написана русским композитором, фольклористом и хоровым дирижером Иваном Ларионовым в 1860 году для любительского спектакля в Саратове. Но все ли об этом знают и помнят? Это не значит, что нужно перестать петь «калинку-малинку», но может, стоит лишний раз заострить внимание на более чутком отношении к нашему общему национальному наследию. Научиться ценить подлинные образцы искусства, культуры, быта.
На фото: Детский образцовый фольклорный Ансамбль «Ладушки», Тверь
Сгустив краски, все же отрадно сознавать, что интерес к народной культуре растет и проявляется особенно живо в молодежной среде. Фольклорный фестиваль «Псковские жемчужины», более двадцати лет удерживающий позиции всероссийского мероприятия и в этом году соберет друзей со всей страны. Молодые наследники хранителей традиций из Пскова, Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Череповца Тамбова, Твери, Симферополя, Перми, Тулы, Омска выступят в коллективных и сольных номинациях, пройдя предварительный отбор. Из 150 заявок, поступивших на конкурс, в финал вышло 14 коллективов.
На фото: Семейный клуб "Основа", Череповец
Программа, как всегда, получается обширная и разнообразная. Певцы, танцоры, музыканты, сказители, мастера и реконструкторы будут соревноваться в течение трех дней в дистанционном формате на просторах VK сообществ «Фестиваль «Псковские жемчужины» (vk.com/pskzhem) и «Пушкинский Заповедник» vk.com/pushkin_zapovednik).
Нужно отметить, что один из главных приоритетов фестиваля – это профессиональный подход к теме. В жюри ведущие специалисты в области этнографии, этномузыкологии: кандидат исторических наук Дмитрий Баранов, заведующий отделом этнографии Российского этнографического музея; кандидат искусствоведения Галина Лобкова, заведующая кафедрой этномузыкологии, заместитель начальника Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова, Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; кандидат искусствоведения Евгения Редькова, доцент кафедры этномузыкологии Государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова; Людмила Махова, старший научный сотрудник отдела фольклора Института мировой литературы имени А.М. Горького РАН, кандидат искусствоведения Елена Якубовская, научный сотрудник Фонограммархива Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Музейщики и мастера-реконструкторы, владеющие научными знаниями и навыками в области народной традиционной культуры участвуют в фестивале не только, как члены жюри, но и создают насыщенную просветительскую программу с лекциями и практическими занятиями для конкурсантов и руководителей коллективов.
На фото: Фольклорный ансамбль БОУ ДО ВО "Школа традиционной народной культуры", Вологда
Организаторы фестиваля как обычно возлагают большие надежды на подрастающее поколение фольклористов и этнографов. Нередко участники конкурса становятся выпускниками ведущих вузов страны и находят себя в любимой профессии. И приятно сознавать, что такой крупный жемчуг народной традиции собирают именно на Псковской земле.
Марина МАРИНЕНКО, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
В Пскове есть свой Хогвартс
Исследователи воссоздали исторический костюм печорской женщины
Северокорейцы продолжают разрушать стереотипы, которые о них создают в капиталистическом мире
Поделиться с друзьями: