Анонимный провокатор: Бэнкси в Питере
До 31 марта в лофт-пространстве «Этажи» в Санкт-Петербурге будет работать выставка Бэнкси. Его граффити знает весь мир, а о самом художнике никто ничего сказать не может. На акционах граффити Бэнкси покупают за сотни тысяч фунтов стерлингов, а коммунальные службы всего мира стирают их со стен. На выставке в «Этажах» представлено около 90 экспонатов: репродукции полотен, фотографии, постеры и копии уличных граффити Бэнкси.
Художника часто обвиняли в вандализме. Он всегда говорил в ответ, что его граффити - это только ответ на рекламу. Городские стены он называл местом идеологических сражений между художниками и корпорациями. Бэнкси был против рекламы в общественном месте, он считал уродливой её навязчивость. «Они считают, - говорил он о корпорациях, - что могут орать свои обращения со всех доступных поверхностей, но вам никогда не позволят им ответить <...> Люди, которые действительно уродуют наши районы — это компании, рисующие свои гигантские слоганы на зданиях и автобусах, пытаясь нас заставить чувствовать себя неадекватными, если мы не покупаем их барахло».
Про закон и порядок
Начиная с самой первой своей заметной работы — она называлась «Мягкий, мягкий Запад» (The mild mild West) Бэнкси заострял внимание на серьезных остро социальных темах. На этом граффити нарисован плюшевый медведь, который швыряет коктейль Молотова в спецназ. Рисунок был создан в 1997 году после того как полиция, применяя насилие, разогнала несколько подпольных танцевальных вечеринок. Тогда любые несанкционированные собрания были под запретом, а их участники преследовались как нарушители закона об общественном порядке, принятого правительством Британии в 1994 году.
«Криминальное чтиво»
Граффити 2002 года с отсылкой к фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». В целом работа полностью повторяет один из эпизодов за исключением одной детали: в руках персонажей Траволты и Джексона изображены бананы.
Весной 2007 года транспортная служба Лондона удалила работу по причине «чрезмерной жестокости изображаемой сцены и разлагающего влияния на общество». На тот момент ориентировочная стоимость работы составляла 300 тысяч фунтов. Клининговая компания ответила лаконично, сетуя на то, что в их штате профессиональные уборщики, а не арт-критики.
«Камеры»
Камеры видеонаблюдения очень популярны у британских политиков. Обещания установить больше камер становятся способом получить голоса простых граждан во время избирательной кампании. Художник не уверен, что камеры снижают уровень преступности. Это подтверждают научные данные: специалист по социальным вопросам Анна Мильтон утверждает, что видеонаблюдение усиливает недоверие между людьми и провоцирует страх перед преступностью. Сам Бэнкси объяснил влияние камер на своё творчество переходом с аэрозоля на трафареты.
«Метатель цветов»
Граффити появилось на стене гаража в Вифлееме в 2003 году. На первый взгляд кажется, что парень — участник уличного протеста и хочет метнуть коктейль Молотова, но в руках у него букет цветов. Художник хотел подчеркнуть, что изменений нужно добиваться мирным путём, не допускать агрессии, не провоцировать войну.
«Пончики, клубника»
Трафаретная печать на бумаге, выпущенная ограниченным тиражом. На крыше американского полицейского фургона нарисован огромный пончик. Считается, что это может быть ироническим комментарием Бэнкси по поводу ценностей полиции. В США есть стереотип, что американские полицеские любят кофе и пончики и озабочены этим больше, чем вопросами безопасности.
Стрит-арт и высокое искусство
«Лицо пирога»
Работы Бэнкси побывали в коллекциях самых знаменитых музеев мира, при этом персонал этих музеев мог оставаться в полном неведении о появлении его работ среди экспонатов. Художнику случалось размещать пародии на знаменитые шедевры. В 2004 году он инкогнито прошёл в Лувр и повесил там несколько работ. Одна из них называлась «Лицо пирога»: художник переделал традиционный английский портрет и положил на него кусок пирога. На аукционе в 2007 году работу купили за 382 тысячи долларов.
«Розовая Мона Лиза»
Бэнкси убеждён: единственное, на что стоит смотреть в большинстве музеев, - это школьницы на экскурсии. «Мону Лизу» он лично за шедевр не считает, называя просто растиражированным образом. Популярность картины художник объясняет скандалом, когда в 1991 году её украли.
Казимир Малевич и Марсель Дюшан сделали этот образ наглядным примером, как классическое искусство может стать современным, если добавить в него новые элементы, например, дорисовать усы или квадраты.
Бэнкси тоже сделал несколько трафаретов с портретом Джоконды, в том числе в стиле поп-арт с розовым фоном. Своей вариацией он привлёк внимание к проблеме ценности произведений искусства. Их ценность определяется небольшой группой людей, которые решают, что показывать зрителю в музее, а сами зрители возможности выбора лишены. В 2006 году картина Бэнкси ушла с аукциона за 57,6 тыс.яч фунтов стерлингов, сейчас оценивается в 700 тысяч евро.
«Мона Лиза с базукой»
Рисунок появился в 2007 году в западной части Лондона, через несколько дней был удалён. Есть несколько трактовок, что он означает. Или что художник хотел подчеркнуть противоречие между женственной и безмятежной Джокондой и мощным оружием, или что хотел привлечь внимание общественности к современным войнам — Бэнкси известен как противник милитаристских настроений.
«Вышла покурить»
Работа с выставки Бэнкси в Бристольском музее. Интерпретация картины «Сборщица колосьев» французского художника Жана-Франсуа Милле. Сельская жизнь была одной из его любимых тем.
Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и собирать колосья, пропущенные косцами. Это была тяжёлая работа, женщинам приходилось работать целый день, низко нагибаясь к земле, чтобы собрать небольшие пучки колосьев. Милле показывал тяжесть крестьянского труда и их нищету.
Бэнкси обыграл сюжет и вырезал одну из женских фигур и поместил её за рамой, дав таким образом героине возможность «отдохнуть».
Dirty Funker – Let's Get Dirty
Портрет Кейт Мосс в стиле Мэрилин Монро в стиле Энди Уорхола для пластинки электронщика Dirty Funker.
Британская супермодель Кейт Мосс в конце 1990---начале 2000-х стала иконой. Уорхол создал культ Мэрилин, Бэнкси — тот же трюк с Кейт Мосс. Он создал 50 копий оригинального издания в 2006 году, позже ещё чуть больше 120 копий. Одна из них хранилась в доме Кейт Мосс. В мае 2010-го портрет украли из её дома. Ни модель, ни её семья не пострадали, в ночь кражи они мирно спали в свлём доме. Спустя год Бэнкси проник к ней в дом и нанёс оригинальный принт портрета прямо на стену в её ванной.
Про общество
«Наполеон»
В конце июня 2018 года в Париже появилось шесть новых работ Бэнкси, приуроченных ко Всемирному дню беженцев. Одно граффити было интерпретацией культовой картины «Наполеон на перевале Сен-Бернар Жака-Луи-Давида. Обращаясь к президенту Эммануэлю Макрону, Бэнкси раскритиковал жёсткую политику властей по отношению к мигрантам.
«Смести под ковёр»
Одна из самых узнаваемых работ Бэнкси появилась на стене в Северном Лондоне в 2006 году. Буквальный перевод оригинального названия Sweep it under the carpet – закрывать глаза, замалчивать проблему, пытаться скрыть что-то.
На рисунке изображена женщина, одетая как горничная, которая подметает грязь у кирпичной стены. «Эта работа отражает нежелание западного мира заниматься глобальными проблемами, в частности, такими, как эпидемия спида».
«Бабули»
Розовый фон выбран в тон этикетки лекарственного препарата от язвы и диареи, популярном в Британии. Старушки вроде занимаются привычным для себя делом — вязанием. Вот только фразы, которые красуются на свитерах «Панк не умер» и «Бандит навсегда» никак не вяжутся с мирным досугом, а напоминают, что бабушки в молодости принадлежали к панковской и хип-хоп культуре. На лицах у них умиротворённые улыбки, и зритель видит, старушки ничуть не жалеют о бурной молодости. А может быть, они радуются, что и сейчас подрывают основы массовой культуры.
«Игра в мяч запрещена»
Граффити было нанесено на стену магазина на севере Лондона в 2009 году. Мальчик и девочка подбрасывают табличку, запрещающую игры с мячом. Этой работой Бэнкси высмеял обилие абсурдных правил в обществе и заявил о протесте против ограничения свободы.
«Нола»
Нола, также известная как девушка-зонтик или девушка дождя, впервые появилась в 2008 году. Нарисована была в Новом Орлеане через три года после урагана Катрина, который привёл к трагическим последствиям.
Дождь парадоксальным образом идёт из-под самого зонтика. Девушка в явном замешательстве протягивает руку и обнаруживает, что это на самом деле зонт — не защита от дождя, как это должно быть, а его источник.
«Мобильные любовники»
В 2014 году на двери юношеского центра, который работает с молодёжью Бристоля, появилось граффити о том как люди с головой погружены в социальные сети и не могут отвлечься от них даже во время свидания. Это граффити спасло молодёжный центр от банкроства, сотрудники сняли дверь и взимали плату за просмотр, позже работа была продана на аукционе, а вырученные деньги пошли на спасение центра.
«Дисмаленд»
«Дисмаленд» - временный арт-проект, организованный Бэнкси в приморском городе Уэстон-Сьюпер-Мэр в Сомерсете (Англия). Выставка в формате поп-ап создавалась в тайне, на территории заброшенного открытого бассейна Тропикана. Она была открыта в августе 2015 года. Сам Бэнкси описал её как семейный тематический парк, непригодный для детей. В основу идеи парка положено сатирическое и мрачное переосмысление Диснейленда. В брошюре о выставке «Дисмалэнд» рассказывается так: «Вы ищете альтернативу бездушной засахаренной банальной мечте среднестатистической семьи? Или просто что-нибудь подешевле? Тогда это место для вас — хаотичный новый мир, где вместо бургер-стойла у нас музей, на месте сувенирного магазинчика у нас библиотека». Бэнкси создал для выставки деять работ и сам финансировал её строительство.
Про войну и мир
«Каждый раз, когда я занимаюсь с тобой любовью, я думаю о ком-то другом»
Образ двух танков, занимающихся любовью, считается типичным примером насмешливого юмора Бэнкси и содержит послание — надо заниматься любовью, а не войной. Ещё художник выступает здесь против романтизации войны и насилия, призывает к миру без насилия.
«Счастливые чопперы»
Граффити было создано по случаю выставки художника Santa's Chetto, он призвал привлечь внимание к израильско-палестинскому конфликту и бедности западного берега. Граффити появилось в 2002 году в центре Лондона на рынке Уайткросс-стрит, потом было выпущено в виде трафарета.
На рисунке изображены боевые корабли, приближающиеся к горизонту. Ярко-голубое небо позади них и пушистые мультяшные облака опровергают надвигающуюся опасность. Вертолёты невероятно детализированы, точно воссозданы лопасти несущего винта и шасси. Один вертолёт обёрнут детской розовой лентой, как подарок. Это интерпретируется как насмешка политиков, которые, экспортируя свою демократию, считают её подарком для граждан, чьи жизни они ломают, когда вторгаются в чужую страну.
«Девушка-напалм»
Граффити создано в 2004 году по мотивам фотографии, сделанной во время войны США с Вьетнамом. На оригинальном снимке, который был отмечен пулитцеровской премией, обнажённая девочка убегает во время бомбёжки города напалмом, загущенным бензином. Видно, что у девочки сильно обожжена спина.
У Бэнкси девочку ведут за руки Микки Маус и Рональд Макдональд, культовые персонажи американской поп-культуры,. Считается, что Бэнкси показал таким образом высокомерное и потребительское отношение США к другим странам, народам и культурам.
«В обнимку с бомбой»
Бэнкси изображает молодую девушку с хвостиком, обнимающую бомбу, будто это мягкая игрушка. Цвет фона — яркий флуоресцентный розовый, который придаёт изображению детскую невинность и подчёркивает фигуру на переднем плане. Бэнкси бросает вызов прессе и политикам, которые изображают войну как неотъемлемую часть демократии, пытаясь оправдать её ценность и правильность курса на экспорт свободы. Есть надежда, что силы любви и мира могут укротить силы зла и однажды благодаря любви невинных детей мы сможем достичь мира.
«Усмешка жнеца»
Одна из самых ранних и узнаваемых работ Бэнкси. Жнец сидит на большом циферблате, в руках у него коса, а вместо лица — ярко-жёлтый смайл. Фреска появилась на Олд-Стрит в Восточном Лондоне, в 2007 году была утрачена — стену побелили. Часы, имитирующие Биг-Бен, показывают почти полночь, без пяти минут, как будто жнец в ожидании, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей. Смайлик из 1990-х представляет зловещего жнеца как псевдодружественного персонажа, на самом деле несущего угрозу.
Искусство против рекламы
«Окончание распродаж»
На граффити группа женщин в плащах, простёртых ниц под большим красным знаком с надписью «Распродажа заканчивается сегодня». Граффити — ироническое заявление автора о почти религиозном характере капитализма и рынка, которым поклоняются массы.
«Штрихкод»
Работа была создана в 2004 году специально для продажи, в 2010 нарисовал на стене дома в Бристоле сейчас оценивается на аукционах в 60-80 тысяч фунтов стерлингов. У Бэнкси есть варианты этого рисунка: раньше из волн штрихкода выплывала акула. Потом он снова нарисовал хищника, давая понять: мы охотимся за товарами, а производители товаров охотятся за нами.
«Охотники на тележки»
Язвительная сатира на неспособность современного человека обеспечить себя. На принте изображены трое пещерных людей с примитивным оружием, присевших во время охоты на стадо тележек из супермаркета.
«Очень мало помогает»
На граффити изображены трое детей у флагштока. Вместо того чтобы поднять флаг, один из них поднимает пластиковый пакет с надписью Tesco. Двое других детей клянутся в верности, положив руки на сердце. Это отсылка к знаменитому лозунгу Tesco «Каждое маленькое помогает».
Работа осуждает присутствие сети супермаркетов почти на каждой главной улице в Великобритании. Расцветка флага - напоминание, что корпорациям при позднем капитализме было позволено вырасти в такие большие образования, что их можно рассматривать как новые национальные государства.
Про искусство улиц
Крыса является одним из любимых символов Бэнкси и изображена примерно на 20% его рисунков. На рисунке «Любовь крыса» она нарисовала красное сердце кистью и всё ещё держит её. На рисунке «Гангстерская крыса» изображена чёрно-белая крыса в бейсболке, цепном ожерелье и с бластером. На рисунке «Добро пожаловать в ад» крыса встала на задние лапы и держит плакат с надписью «Добро пожаловать в ад», написанной от руки ярко-красной краской, на шее у неё подвеска с пацификом, знаком мира.
Бэнкси сказал как-то, что рисовал крыс три года, потом кто-то сказал ему, что это очень талантливая анаграмма слова искусство (rat и арт). «Мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь», - сказал хкдожник в одном из интервью.
Бэнкси рисует и сейчас. Одно из относительно новых его граффити называется «Девочка и велосипед». Оно появилось в октябре 2020 года на стене салона красоты в Ноттингеме — когда все вокруг были озабочены только коронавирусом.
Владелец заведения Алекс Митчелл рассказал, что заметил возле работы фургон с затемнёными окнами. «Я видел только водителя. Я не знал, что происходит. Он сделал вид, будто сломался, но пробыл там как минимум два часа. Через какое-то время в салон вошёл незнакомец и заказал два напитка. Я спросил у него, кто нарисовал граффити, а незнакомец просто подмигнул», - рассказал он.
Местные жители восторженно отреагировали на новый стрит-арт. На рисунке изображена девочка, которая играет с шиной, как с хула-хупом, я рядом с картиной стоит сломанный велосипед без заднего колеса. «Ноттингем нуждается в чём-то подобном именно сейчас, чтобы могли обсуждать не только коронавирус», - отозвались жители города.
Увидеть работы Бэнкси в Санкт-Петербурге можно по адресу: Лиговский проспект, 74 (5 этаж).
Кристина БОРИСОВА
Вам может быть интересно:
Уличное искусство в Пскове – это не три буквы на заборе…
Мы нашли пропавшие рисунки
Граффити в законе: рисовать на стенах можно, но так, чтобы всем нравилось
Поделиться с друзьями: