Культурный всплеск на фоне реки Великой
Новое выставочное пространство на берегу реки Великой активно вошло в культурную жизнь Пскова. Две первые выставки в открывшемся Центре туризма и творческих индустрий на улице Георгиевской, 4 привезли из Латвии.
В одном из залов представлена выставка художницы Сильвы Линарте из коллекции Даугавпилсского арт-центра имени Марка Ротко. Художницу хорошо знают в Даугавпилсе – из этих краёв корни её семьи. Училась в Риге – в школе прикладного искусства, Академии художеств. В столице латгальского края Сильвия работала главным художником города, преподавала живопись: «наилучший диалог с учениками получается тогда, когда сама активно занимаешься живописью и не поддаешься слабости» - сказано в представлении мастера арт-центром имени Марка Ротко. Выставку картин Сильвии Линарте теперь могут увидеть и псковичи.
Чтобы коротко охарактеризовать особенности живописи, которую создаёт латгальская художница можно воспользоваться её короткими фразами: «Цвет – это моя игра, чтобы жизнь не была скучной; я непрерывно играю», «нечестно делиться негативом с другим человеком. Если есть что-нибудь хорошее, отдавай это другому».
Совсем другой оказалась экспозиция, посвященная стилю «модерн» в архитектуре латвийских городов начала ХХ века, где родился новый стиль, названный «Ар-нуво».
«Кокетливые сфинксы, широкие балконы и балюстрады, оконные проёмы, напоминающие гигантские замочные скважины, группы старинных масок и маскаронов, увлекающие прохожих театральным сюжетом, апогей которого игриво прячется за стенами здания», - так характеризуют этот архитектурный стиль организаторы выставки.
Задачей архитекторов, работавших в этом стиле, за великолепными фасадами зданий с применением всех изысков строительного мастерства скрыть от всеобщего обозрения частное жилое пространство.
На выставке представлена архитектура Вентспилса – одного из старейших латвийских городов, рассвет которого связан со строительством морского порта и железной дороги Москва-Вентспилс-Рыбинск, начавшимися в конце 19 века в период Российской империи. Именно те годы привнесли новую архитектуру – многоквартирные дома, широкие стеклянные витрины магазинов и различных заведений на первых этажах домов.
В Лиепае – третьем по величине городе Латвии, многие здания построены в стиле Ар-нуво, но с характерным влиянием этнических мотивов и социальной психологии общества того времени, заставлявшими архитекторов использовать, казалось бы, самые невероятные приёмы в работе.
И, конечно, особое место в экспозиции занимает Рига, полная архитектурных творений Михаила Эйзенштейна, Константина Пексенса и других архитекторов, творивших в этом стиле. Кстати, Михаил Осипович Эйзенштейн, которого представляют одним из главных творцов рижского модерна начала 20 века - это отец знаменитого советского кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна, который в свою очередь стал творцом советского киноискусства. Кроме того, семья Эйзенштейнов была связана с Псковом – здесь в начале прошлого столетия жил и работал судебным следователем Николай Осипович Эйзенштейн - брат рижского архитектора.
Представила выставки в Пскове советник руководителя консульства Латвийской республики в Пскове Эвия Думпе. А музыкальное настроение поддерживали юные и молодые музыканты ансамбля «Плесков» из Детской музыкальной школы №1 имени Н.А. Римского-Корсакова (Послушать молодых псковских гитаристов можно здесь).
Анна ЗАВЬЯЛОВА,
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Поехали к Райнису
Поделиться с друзьями: