Вечный интернационал в Монакове
Монаково – небольшая деревня в Новосокольничском районе, таких в России десятки тысяч, где живут простые люди, и тысячи, где братское воинское захоронение напоминает о том, какую плату понёс советский народ, чтобы выиграть в Великой Отечественной войне.
Большинство воинов, что лежат здесь – погибли в январе-феврале 1944 года, во время освобождения Новосокольнического района от фашистских войск силами 22 армии, 3 Ударной армии и 10 гвардейской армии, национальных эстонских и латышских частей 2-го Прибалтийского фронта. Бои с немцами развернулись жесточайшие.
Особенно досталось подразделениям 22-й армии, которые вели наступление прямо на укреплённый врагом участок фронта, располагавшийся вдоль участка железной дороги Новосокольники-Локня. Достаточно сказать, что за довольно длительный период Ленинградско-Новгородской операции в январе-феврале 1944 года, часть которой проходила на Новосокольнической земле, за бои здесь были присвоены семь званий Героев Советского Союза, из них пятеро героев совершили свои подвиги именно при штурме укрепрайона вдоль железной дороги. Часть этих имен можно увидеть на плитах мемориала в Монакове. Но и герои, и те, кто не получили своей Золотой Звезды, совершали свой подвиг совсем не для этого – воевали и погибли они за будущее своей земли, а это уже подвиг, который никакими наградами не обеспечить.
Во время боевых действий погибших солдат и офицеров хоронили прямо на участках боёв, или рядом с медсанбатами. Именно в 6-м медсанбате 23 февраля от полученного накануне ранения умер знаменитый снайпер Тулеугали Абдыбеков. Днём ранее в снайперской дуэли он уничтожил своего 397 врага – опытного немецкого стрелка, пуля противника ранила старшего сержанта в шею, но свой смертельный выстрел он успел произвести. Медсанбат стоял недалеко от станции Насва, где и был похоронен Тулеугали Абдыбеков рядом со своим боевым другом рядовым Григорием Постольниковым, который геройски погиб ровно за месяц до этого – 23 января Григорий закрыл своим телом амбразуру дзота, прервав, огонь пулемёта и, обеспечив завершение атаки своей роты.
Уже в послевоенные годы останки многих воинов находили и перезахоранивали в братских могилах рядом с населёнными пунктами. Одной из таких деревень, которой вечно суждено присматривать за военным захоронением, и стала Монаково – здесь захоронено почти полторы тысячи воинов, из них почти двести могил с неизвестными солдатами. Здесь захоронена и героическая советская казашка – Герой Советского Союза Алия Могдагулова, о которой написано много песен, стихов, поэм, сняты фильмы, создан балет. Этой хрупкой девушке, в трудную минуту поднявшей в атаку роту, поставлены памятники, её именем названы улицы, корабли. 14 января 1944 года она погибла недалеко от станции Насва, отбивая с товарищами очередную контратаку фашистов. И в тот день она навеки стала знаменитой.
Рядом могила советского латыша подполковника, Героя Советского Союза Яна Райнберга, грамотного, отчаянного, опытного командира, о котором нужно писать книги и создавать фильмы – его героическая судьба реально достойна этого, таким латышом нужно гордиться. Это отряд под его командованием в ночь на 14 января 1944 года походной колонной, в надетых белых халатах, дезориентировали и запутали немецкие передовые охранения, перерезали железнодорожную линию Новосокольники-Дно, и, захватив Монаково, полностью разгромили штаб сапёрного батальона немцев. За эту операцию Ян Райнберг получил звание Героя Советского Союза, к сожалению посмертно.
Здесь лежит и Полина Слинченко - юная украинская девушка лейтенант медслужбы, и Нина Ильина, старший врач и капитан медслужбы – простая русская женщина, родившаяся неподалёку в Калининской ныне Тверской области. Посмотрите, сколько девушек и женщин лежат под этими плитами – молодых, красивых, ярких и отдавших себя борьбе с фашизмом. Разве об этом можно забыть…
Имена всех лежащих только на одном братском захоронении в Монакове перечислить сложно: казахи, латыши, русские, украинцы, белорусы – здесь царит вечный интернационал. И именно такие мемориалы стали не только памятниками героической борьбы советских людей за свою общую родину, они остаются свидетельством того, что жизнь рядом, в одной стране людей разных национальностей – это не миф. А вражда и национальная непримиримость – это искусственно создаваемые обстоятельства, которые выгодны лишь тем, кто их создаёт.
Мы специально публикуем много снимков с мемориала в Монакове с именами воинов, чтобы побольше ныне живущих могли прочитать их:
Александр ФУРМАНОВ, фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Поделиться с друзьями: