Что роднит псковскую деревню Ореховно с Нормандией
И в том и в другом регионе невероятно сложно вырастить сад. В средней полосе России из-за плохой экологии, из-за того, что почва забита сорными травами. В первой линии океанского побережья — из-за климата и холодных ветров. Это мнение специалиста с европейской известностью. Александр Гривко, ландшафтный дизайнер с многолетним опытом работы, знает, о чём говорит. Он давно уже живёт и работает в Европе, делает проекты для англичан и французов. Смеясь, рассказывает в интервью, что от такого успеха может развиться мания величия. Шутка ли, в Великобритании, стране, известной садово-парковым искусством, спросом пользуются идеи русского.
Три секрета садовника
На примере Гривко можно выделить три качества хорошего садовника: чувство меры, понимание психологии заказчика и знание современных тенденций в ландшафтном дизайне. Он сам это всё продемонстрировал первому же клиенту, который случился почти двадцать лет назад, создав сад в так называемом европейском стиле: с газонами и минимальным набором растений. Простой проект решал две стратегические задачи: создать эстетику места и не усложнять жизнь заказчику. «Большинству наших клиентов сад нужен как эстетика вокруг дома. Очень редко встречаются заказчики, которым интересны ботаника, весь этот процесс. Поэтому вопрос “как сад будет жить дальше” невероятно актуален. Я всегда предлагаю кусты... Вызвать специалистов и постричь кусты пару раз за сезон намного проще, чем возиться со сложными цветниками. Наша задача - создать архитектуру сада, чтобы он потом приносил радость и не приносил геморроя», - поделился как-то Гривко с журналистами.
Собственный стиль он отрабатывал в деревне, в Пустошкинском районе Псковской области. Участок в Ореховно принадлежал матери Александра. Теперь там выстроен усадебный дом, разбит сад, и это уже не просто земля – родовое поместье. Талант и трудолюбие сына преобразили унаследованный от матери участок.
Как выглядит современная русская усадьба
В Ореховно холмистая местность — небольшие возвышенности, между ними протекает река, в стороне от деревни растёт лес. Ландшафт, приятный глазу, но маловыразительный. Участок, принадлежащий семье Гривко, находится на склоне холма, с него видно реку и небольшой водоём. В таком месте лет двести назад могли бы построить усадьбу — и она вполне отвечала духу времени. В Ореховно просторно, спокойно, отличные видовые перспективы, чудесные закаты.
В XIX веке садовники не были революционерами и не стремились осушать болота, сравнивать холмы и выкапывать водоёмы — работали с тем ландшафтом, который имели. Они сажали деревья, прокладывали дорожки и устраивали беседки — ради того, чтобы подчеркнуть красоту места. В отношении к природе Гривко близок старым мастерам: он никогда не чертил сад по линейке и не старался подчинить природу проекту. Он экспериментировал.
В Ореховно хотел создать камерное пространство: видел сад продолжением комнат. Александр рассказывал в интервью, что сначала оформил небольшой участок на вершине холма рядом с домом — там, где партер с ангелом, а потом занялся разработкой и обустройством парка на прилегающем участке — его площадь около двух гектаров.
Сад расположился на ступенях-террасах: это хорошо видно только с двух точек: от центрального входа, когда входишь на главную аллею, и с противоположного берега реки, с соседнего холма, откуда открывается обзорный вид на усадьбу.
На территории рядом с домом сад воспринимается почти как лабиринт. Это замкнутое пространство с выдержанной композицией. Есть ключевые точки обзора, с которых лучше всего видно законченные картины, или сцены — дом, партер с ангелом, липовый боскет со скульптурой Амура , французскую оранжерею, итальянский пейзаж с кипарисами (точнее, с туями — кипарисы в Псковской области не растут), зелёное берсо — крытую аллею - из дубов.
Композицию с водой можно, пожалуй, считать центральной осью сада: вода благодаря сети инженерных сооружений стекает вниз по склону: на верхней площадке перед домом это чаша фонтана, уровнем ниже — вытекающая из трубы струя, украшенная пристенным фонтаном в виде головы льва, а у подножия холма пруд. Здесь обустроена пристань с венецианскими фонарями, а с берега видно так называемый «остров уединения» - отделённую водой беседку, увитую виноградом. Так на каждом ярусе сада вода оживляет ландшафт, как это было принято ещё у итальянских садовников эпохи Возрождения.
Переходы между смотровыми площадками оформлены плоским камнем — им выложены все дорожки и лестницы— Александр говорил как-то, что когда гуляешь здесь, сохраняется ощущение, что не выходил из дома, будто всё ещё ходишь по комнатам. Пока ты рядом с домом, так и есть, а вот чтобы спуститься к реке, посмотреть на готический грот XVII века и оценить обзорный вид на усадьбу, надо преодолеть изрядное число ступеней. Лестниц здесь много —в террасном саду без них никак. Стены террас, укрепляющих ярусы сада, выложены камнем и оформлены зеленью.
Цветов меньше, чем зелени: они высажены, конечно, но среди кустов и деревьев. Летом в саду достопримечательность — розарий. Но и розы высажены так, что когда сезон цветения кончится, эта часть сада не теряет прелести. Отвести под одни цветы отдельный угол в саду рациональный взгляд садовника не позволяет. По той простой причине, что подстриженный кустарник в отличие от отцвётших растений сохранит форму и будет украшением сада даже после того, как листва опадёт. Такая структурированность называется архитектурой сада — если об этом позаботиться ещё на стадии проектирования, ухаживать за растениями потом будет гораздо легче. И сад никогда не будет казаться запущенным.
Сады Гривко, и Ореховно тоже, выразительны без экзотики. По словам, Александра, в средней полосе России выбор растений для декоративных посадок невелик: приходится высаживать те, что лучше приспособлены к климатическим условиям и меньше болеют. Повторить элементы английского, французского, итальянского садов, как показал его опыт, вполне можно, высаживая липы, дубы, туи, спирею, гортензии.
В Европе работать садовником интереснее
Сейчас Александр живёт в Нормандии. До переезда у него был опыт работы в Европе, один проект для Черногории, ещё один — на тот момент нереализованный — для юга Франции. Сомнения и страхи относительно по поводу смены места жительства были — у кого их нет, но спустя годы Гривко рассказывал журналистам, что в Европе ему работать проще и интереснее. К тому же там готовы платить за идеи, чего в России, по его словам, не любят.
Садово-парковая компания Il Nature, сооснователем которой стал Гривко, давно работает не только с частными проектами. Самый известный их проект — сады Этрета (Les Jardins d’Étretat), удостоенный в 2019 году премии European Garden Award в номинации «Лучшая реставрация исторического сада». Участок, на котором он находится, — собственность компании, Гривко, привлечённый красотой заповедного места, скалистым берегом Ла-Манша - выкупил эти земли и добился разрешения устроить здесь публичный сад.
«Природный ландшафт Этрета находится под охраной ЮНЕСКО, поэтому согласовывать пришлось не только ремонт фасада, но и каждое дерево. Однако как только власти узнали, что парк будет открыт для публики и станет площадкой для ежегодных фестивалей лэнд-арта, проекту дали зеленый свет», - вспоминает Гривко. «Я думал, какой же сделать проект, чем бы его дополнить и как всё реализовать так, чтобы он не потерялся на фоне живописных видов, уже созданных самой природой Нормандии. И тогда у меня возникла идея. Я подумал: раз ветер и море обтесали эти скалы и утёсы, создав такой невероятный ландшафт, то, как садовник, своими человеческими руками я тоже могу сотворить с растениями нечто оригинальное, не похожее ни на что. Конечно, я вдохновлялся пейзажами, картинами окружающей природы. Именно поэтому в саду есть волны, водовороты, морские раковины и лабиринты, которые напоминают нормандские утёсы и их очертания» (цитата: Ferz Social Digest).
Получился сад будущего: впрочем, синтез искусств в ландшафтном дизайне уже несколько лет актуален. Живые изгороди-водовороты и деревья, подстриженные «под скалы», выставленные скульптуры современных авторов — всё это вместе формирует особое пространство, в котором можно находиться часами и не уставать открывать новые перспективы. Реконструированный сад включили в список «Великих садов мира» (Great Gardens of the World).
Сад Этрета. Фото: houseandgarden.co.uk
Сейчас, по словам Гривко, он занят работой на Мадейре — уже выкупил на этом райском острове, так он называет это место, участок, чтобы разбить здесь постмодернистский сад. Говорит, что из-за формы и рельефа участка концепция сада получилась немного библейской: будущий сад станет символическим выражением жизненного пути человека. «Сначала посетитель попадает в детство, т.е. в сад, его олицетворяющий, потом — в юность (это будет сад кактусов, саккулентов, как аллегория переходного возраста), потом — в романтический период, любовь (романтический пруд, водопад в корнях орхидей и фикусов, спускающихся с неба), затем — в зрелость, кризис среднего возраста (лабиринт в кронах эвкалиптовых деревьев), потом — старость». А дальше нужно будет пройтись по верхней аллее обратно в сторону арт-центра, который находится над главным садом, и посмотреть на всю эту жизнь сверху».
Сад облаков пока существует в проекте. Автор рисунка - Анна Адасинская
Гривко с сожалением говорит, что в России подобные проекты исполнить нереально. Всё, что касается каких-то публичных и общественных пространств, у нас очень специфично — «нет цели сделать что-то хорошее, просто есть цель заработать денег. В Европе я могу делать публичные сады, что меня очень радует», - высказался как-то Гривко на этот счёт. Открыт для посещения в России только один созданный им сад — его собственное Ореховно.
Кристина БОРИСОВА,
фото автора
«Прессапарте»/Pressaparte.ru
Вам также может быть интересно:
Кто-то теряет, а кто-то находит. Российские регионы ищут необычные фишки
Городом-садом Псков уже никогда не назовут
Есть в Риге площадь-сад...
Поделиться с друзьями: